Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:45, реферат
Для того чтобы обеспечить оптимальные условия работы, наибольшие удобства обращения с машиной или прибором, были привлечены ученые - математики, биологи, врачи. Они стали заниматься исследованиями трудовой деятельности человека, его нераскрытыми психофизическими ресурсами и возможностями.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭРГОНОМИКИ
РОЛЬ ЭРГОНОМИКИ В СОЗДАНИИ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Украины
Украинская инженерно-
Кафедра охраны труда, стандартизации и сертификации
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
на тему: «Экологическая эргономика»
Выполнил:
студент гр. ДЭН-И10-1 Зиновьев В.А.
Проверил: д.т.н.,
Садиков Г.Н.
г. Харьков 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для
того чтобы обеспечить оптимальные
условия работы, наибольшие удобства
обращения с машиной или
Уже несколько десятилетий назад, в пятидесятые годы, стали вырисовываться контуры новой науки эргономики, основным содержанием которой стало изучение функциональных возможностей человека, создание орудий труда и рабочей среды, наиболее соответствующих им. Стали появляться книги и статьи по этим вопросам. Кроме исследований общетеоретического порядка, проектировщики стали располагать конкретными методическими указаниями.
Эргономика - научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Эргономика сформировалась на стыке наук - психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и "цена" ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отд. рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т.п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.
К основным целям эргономики следует отнести:
повышение эффективности системы "человек-техника-среда" (СЧТС);
повышение безопасности труда;
обеспечения условий для развития личности в процессе труда: правильное распределение функции между человеком и техническими средствами; задействовать высшие функции организма (мышление‚ внимание‚ память‚ сознание).
Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею. Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.
Объектом исследования эргономики является СЧТС, а предметом - трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими средствами в условиях существенного влияния факторов внешней и социальной среды.
Подобный анализ строится на данных науки о функциональных возможностях человека, выявляющей возможности оптимальных условий для труда, как физического так и интеллектуального, изучающей проблемы возникающие в системе "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда" и ставящей своими задачами оптимизацию трудовой деятельности человека - эргономики.
Эргономику определяют как научную дисциплину, изучающую трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы, здоровье и работоспособность человека.
Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение этой науки, относят к 20-м гг. 20в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда.
Термин "эргономика", предложенный еще в 1857г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949г., когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как самостоятельной научной дисциплины. Деятельность английского Эргономического исследовательского общества с самого начала привлекла внимание ученых различных стран мира.
В СССР в 20-е годы советский психолог В.Н. Мясищев на первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производству предложил термин "эргология", но в настоящее время принят его английский эквивалент. Аналогичную область знаний в США называют "человеческими факторами" (Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics), в Германии - "антропотехникой".
Развитие и становление эргономики в 20-30-х гг. 20в. в СССР связано с возникновением научной организации труда (А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др.). На основе комплексного изучения отдельных видов трудовой деятельности человека В.М. Бехтерев и В.Н. Мясищев разработали первую содержательную концепцию эргономики, которую тогда называли эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об основных задачах эргономики в социалистическом обществе. В социалистическом производстве человек рассматривается не только как работник, но и как творческая личность. Поэтому задачи эргономики в социалистическом обществе определяются не только необходимостью повышения производительности труда и улучшения качества промышленной продукции, но, прежде всего, общественной потребностью в сохранении здоровья и развития личности работника.
Однако развитие техники все чаще предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, например, в годы Второй мировой войны произошел качественный скачок в военной технике, и эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные.
Научно-техническая
революция и последующий
Принято считать, что в 60-е гг. эргономика переживает свое второе рождение, т.к именно в этот период в промышленно развитых странах начинают образовываться национальные ассоциации и общества. Становление и развитие науки в эти годы было вызвано изменениями условий трудовой деятельности, которые произошли в результате бурного развития техники, механизации и автоматизации труда, новых методов работы и нового оборудования, а также необходимостью научной организации труда. Надежность и эффективность усложнявшейся техники в значительной мере стала определяться "человеческими факторами". Если бы в сложных орудиях труда они не учитывались, пользоваться ими стало бы почти невозможно. Технический прогресс, таким образом, не мог не поставить проблему "человек и машина".
С середины 50-х - начала 60-х гг. эргономика интенсивно развивается во многих странах мира: создана Международная эргономическая ассоциация (1961г), в которой представлено свыше 30 стран; раз в 3 года проводятся международные конгрессы по эргономике; в Международной организации по стандартизации образован технический комитет "Эргономика". В Великобритании с 1957г. издается журнал "Ergonomics", ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы "Applied Ergonomics" (с 1969г) и "Ergonomics Abstracts" (с 1969г); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы, и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.
Эргономика многогранна: она рассматривает прежде всего инженерную психологию, которая изучает условия работы в разных ситуациях. Особую важность это имеет при разработке требующих высокой ответственности и нервного напряжения систем, например диспетчерских пунктов управления полетами, где от поведения оператора зависят судьбы человеческих жизней и громадных материальных ценностей.
В
настоящее время различают
Микроэргономика ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов "человек - другой компонент рабочей системы". Известны различные виды интерфейсов, например, интерфейсы:
"человек-работа",
"человек-машина",
"человек-программное обеспечение",
"человек-среда".
Макроэргономика ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом на общеорганизационном уровне. В концептуальном отношении используется подход теории социотехнических систем. Он заключается в изучении и проектировании рабочей системы и осуществляется с верхнего ее уровня через подсистемы к уровню человека-работника. Этот подход пронизывает все проектные характеристики рабочей системы, в том числе микроэргономическое проектирование интерфейсов, и обеспечивает целостность рабочей системы и ее гармонизацию. Последняя характеристика означает, что все подсистемы и компоненты системы синхронизированы и действуют как единое целое.
По мнению философов, самым адекватным определением человека является Homo agens, т.е. человек действующий. Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира. Высшей формой деятельности является труд. Труд можно определить как процесс расходования человеческой рабочей силы, целенаправленно и целесообразно соединяющий средства труда с предметом и преобразующий его в полезный результат (продукт). Главная функция труда как системы - производство потребительских стоимостей. Поэтому любой труд по сути своей является производительным трудом. Но есть у труда и другие функции, связанные с подготовкой и обеспечением, организацией и оптимизацией, эффективизацией процесса, хранением и реализацией продукта, охраной окружающей среды. Таким образом, труд - полифункциональная система. Данная система является предметом эргономических исследований.
При любом труде человек несет мышечную, психическую и нервную нагрузки. Но по мере развития производства меняются условия труда, роль и место человека в трудовом процессе, а с ними претерпевает эволюцию и физиология труда. Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем "человек-техника-среда" должны учитываться реальные возможности человека, которому предстоит работать в системе. Эргономист должен отчетливо представлять размер допустимых физических, интеллектуальных, эмоциональных затрат, которых потребует работа с конкретной технической системой, и в соответствии с этим корректировать действия ее создателей: инженера-разработчика, конструктора, технолога.
Безопасность труда является одной из главных целей эргономики. В соответствии с трудовым правом охрана труда гарантирована совокупностью правовых норм, устанавливающих систему мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях народного хозяйства. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы: Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсаннадзор и др. Кроме них эту работу ведут профсоюзы и состоящая в их ведении техническая инспекция труда. Служба надзора и контроля опирается на научно обоснованные, проверенные опытом технические требования, которые, безусловно, обеспечивают безопасность труда работников.
В процессе развития производства существенно изменяются условия, характер и содержание труда человека. С одной стороны, открываются более широкие возможности для облегчения труда, освобождения человека от выполнения однообразных, трудоемких ручных операций. С другой стороны, быстрый рост энергетических, скоростных и других параметров техники, повышение уровня автоматизации технологических процессов (особенно при незавершенной или неполной автоматизации) приводят к появлению новых факторов, неблагоприятно влияющих на организм человека. К ним относится ограничение общей подвижности, неравномерность мышечной нагрузки и повышенная напряженность труда, обусловленная однообразием выполняемых действий при высоких требованиях к уровню психической активности человека. Отрицательное воздействие новых особенностей характера труда нередко усугубляется наличием вредных факторов производственной среды - интенсивного шума, вибрации, неблагоприятного микроклимата, пыли, токсических веществ и пр. В этих условиях управление техникой, особенно в высокомеханизированном и автоматизированном производстве, связано с возникновением ошибок у человека, сопровождающихся значительными моральными и материальными потерями, тем более существенными, чем сложнее техника и многообразнее взаимоотношения с ней человека. Поэтому достижения технического прогресса, связанные с интенсивным перевооружением производства, созданием новых и совершенствованием старых технологических процессов и оборудования, широким внедрением в промышленность комплексной механизации и автоматизации, могут быть успешно реализованы лишь при достаточно полном учете характера все усложняющихся связей между человеком и машиной.
Сказанное
обусловливает необходимость