Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:03, реферат
Принципиально новой проблемой, которой занялись МЧС России и правительство Москвы, стало использование вертолетов в воздушном пространстве города. В частности, появившиеся в конце прошлого года в отряде легкие малогабаритные вертолеты "Бо-105", оснащенные реанимационным оборудованием, уже помогли спасти более 20 жизней горожан. Они показали достаточную эффективность и высокие потенциальные возможности. Совершено 160 полетов, из которых около 50 были результативными. Спасены люди, доставлены врачи, спасатели.
Вступление.
Комплекс мероприятий защиты в ЧС ОЭ и населения.
Предупредительные мероприятия.
Предупреждение ЧС
Планирование защиты персонала объектов и населения от ЧС.
Обучение населения мерам защиты в ЧС.
Подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Защитные мероприятия.
Выявления и оценка обстановки.
Оповещение персонала объекта и населения о ЧС.
Укрытие персонала объектов экономики и населения в защитных сооружениях.
Использование средств индивидуальной защиты.
Дозиметрический и химический контроль.
Медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия.
Определение и соблюдение режимов радиационной, химической и биологической защиты персоналом объектов экономики и населением.
Организация охраны общественного порядка в зоне ЧС.
Аварийно-восстановительные мероприятия.
Заключение.
Список литературы.
Государственный университет управления.
Кафедра экологической безопасности
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
Раздел: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
Реферат на тему:
Комплекс мероприятий по защите персонала объектов экономики и населения в Чрезвычайных ситуациях.
Группа Предпринимательство 2-1
Принял кандидат военных наук, доцент Уделов В. П.
Москва.
2002 г.
Вступление.
Комплекс мероприятий защиты в ЧС ОЭ и населения.
Предупредительные мероприятия.
Предупреждение ЧС
Планирование защиты персонала объектов и населения от ЧС.
Обучение населения мерам защиты в ЧС.
Подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Защитные мероприятия.
Выявления и оценка обстановки.
Оповещение персонала объекта и населения о ЧС.
Укрытие персонала объектов экономики и населения в защитных сооружениях.
Использование средств индивидуальной защиты.
Дозиметрический и химический контроль.
Медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия.
Определение и соблюдение режимов радиационной, химической и биологической защиты персоналом объектов экономики и населением.
Организация охраны общественного порядка в зоне ЧС.
Аварийно-восстановительные мероприятия.
Заключение.
Список литературы.
С развитием науки и техники состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства от природных и техногенных опасностей, казалось бы, должно возрастать. Однако анализ статистических данных показывает обратное. Это объясняется тенденциями развития современного мира, быстрым ростом численности населения и высокой концентрации людей в городах, индустриально развитых районах, деградации окружающей среды, способствующей интенсификации ряда опасных природных процессов, невозможности обеспечения достаточного уровня предупреждения ЧС и защиты от них во многих странах из-за отставания в экономическом развитии или неудовлетворительного решения этих вопросов со стороны государства и других субъектов безопасности.
Опасность для населения Российской Федерации сегодня обуславливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически, биологически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.
Таких производств насчитывается в России около 45 тысяч.
Возможность возникновения аварий на них сегодня усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, низкими темпами модернизации, нарушением регламента работ и профилактических работ, падением на производстве технологической дисциплины. Территория России также подвержена воздействию практически всего спектра опасных природных явлений и процессов. Наибольшую опасность представляют наводнения, землетрясения, оползни, смерчи, тайфуны. Относительно менее опасными, в основном, из-за меньших объемов и скоростей, одновременного перемещения масс горных пород и воды, являются процессы подтопления территорий, набухания и пучения грунтов, плоскостной и овражной эрозии, переработки берегов водохранилищ и морей. Эти процессы во многих случаях не приводят к гибели людей. Но социальные и экономические потери от их развития часто сопоставимы с потерями от наиболее катастрофических, внезапно проявляющихся процессов, а иногда и превосходят их.
Хотелось бы подчеркнуть, что сегодня проблема предупреждения и ликвидации ЧС весьма актуальны для России. Достаточно сказать, что в 1995 году на территории Российской Федерации крупные ЧС природного и техногенного характера возникали 1474 раза. В них пострадали более 50 тысяч человек, в том числе 4400 погибли. Причем, эта статистика не включает самые многочисленные локальные ЧС, такие как дорожно-транспортные происшествия, аварии на рабочем месте, несчастные случаи в быту.
Чернобыльская катастрофа и Спитакская трагедия привели нас к пониманию, что проблему предупреждения и ликвидации ЧС надо решать на государственном уровне. В связи с этим, с целью сосредоточения и объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчиненным им силам и средствам для решения задач защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера в 1992 году была создана Российская система предупреждений и действий ЧС - сокращенно РСЧС. В конце 1995 года она была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидаций ЧС. Общее руководство функционирования этой системы было возложено на наше министерство, одно из функций этой системы является защита населения больших городов от ЧС и природного, и техногенного характера.
Безопасность населения крупных городов вызывает сегодня особенно большую тревогу. Взрыв на нефтехранилище в Мехико явился причиной гибели 452 человек. Более 2,5 тысяч человек погибли и 20 тысяч получили отравление в результате химической аварии в Бхопале. Спитакское землетрясение унесло жизни 30 тысяч человек. Землетрясение на Сахалине в мае прошлого года привело к полному разрушению города Нефтегорска и гибели более 2 тысяч человек.
Примеры этих и других катастроф свидетельствуют, что население урбанизированных районов очень уязвимо при возникновении аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий. Это выдвигает на первый план в больших городах, в качестве защиты населения от ЧС, решение задачи оперативного выявления источников ЧС и быстрого реагирования на них.
Концентрация на относительно небольшой территории городов большого количества потенциально опасных объектов, ежедневные перевозки по автомобильным и железным дорогам городов опасных химических, радиоактивных и взрывчатых веществ, требуют, прежде всего, постоянного контроля за состоянием этих объектов, а также проведения целого ряда мероприятий по предупреждению ЧС.
Главными среди них являются меры по снижению вероятности возникновения аварий и катастроф. С этой целью МЧС России, совместно с рядом других министерств и ведомств, развернута работа по установлению и декларированию безопасности промышленных объектов, введению системы лицензирования в области предупреждения ЧС и защиты населения, усилению государственной экспертизы надзора и контроля в этой области. Безусловно, что для принятия обоснованных решений по реализации комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, предупреждения ЧС необходимо адекватно оценивать риск возможных ЧС. В настоящее время министерством ведется такая работа в ряде регионов страны. Это Новгородская, Владимирская, Тверская и другие области. Ее результаты можно будет использовать также для оценки целесообразности и рискованности инвестиционных вложений в экономику городов и регионов, в том числе иностранных инвесторов.
Эффективным методом экономического регулирования мер по предупреждению ЧС становится страхование. Для его использования, по инициативе и при содействии министерства, в июле 1995 года создана специальная чрезвычайная страховая компания по страхованию риска.
Представляется, что страхование ответственности и персонала высокорисковых объектов должно быть обязательным. Работа в этом направлении ведется, в частности, обязательность указанных видов страхования предусмотрена подготовленным по инициативе министерства законопроектом "О промышленной безопасности".
Определение страховых тарифов - это одна из самых сложных проблем. Ее решение должно основываться не только на статистических данных о ЧС, но и на результатах анализа риска ЧС в городах и регионах.
Важной составляющей деятельности по предупреждению ЧС является мониторинг опасных выбросов предприятий.
Имеющаяся локальная система контроля ввиду близости потенциально опасных объектов к районам жилой застройки недостаточно эффективна и информативна. Для выработки решения на организацию спасательных мероприятий, существующий порядок представления экстренной информации ЧС через диспетчерские службы предприятий имеет недостатки по срокам и характеру передачи информации и зачастую позволяет руководителям скрывать истинную тяжесть бедствий.
Для устранения этих недостатков сегодня создается радиолокационная система на основе радара кругового обзора, которая позволит повысить оперативность получения информации о факте аварии, оценить угрожаемое направление и организовать защиту и спасение людей в реальном масштабе времени. А подвижные средства этой системы установят и зафиксируют характеристики аварии. Таким образом, вполне очевидно, что в 1996-1997 годах мы получим мощный инструмент, способный контролировать выбросы промышленных объектов.
При угрозе возникновения и ликвидаций ЧС и происшествий важная роль принадлежит своевременности оповещения о ЧС. Сегодня эту задачу решают дежурные диспетчерские органы городских служб, а именно, штабы по делам ГО и ЧС - государственные противопожарные службы, экстренной медицинской помощи, службы коммунального хозяйства, милиции, ГАИ и других. Они находятся в постоянной готовности к действиям и уполномочены принимать решения для осуществления необходимых экстренных мер. Однако эти дежурные диспетчерские службы организационно и технически не обеспечены в масштабах города.
В то же время в зарубежной практике координацию деятельности городских дежурных служб, как правило, позволяют обеспечить специальные единые службы вызова по телефону, такие, как 911 в Соединенных Штатах и Канаде, служба 112 в Западной Европе. Они на деле доказали свою высокую эффективность. Полагаем, что дежурная служба Штаба по делам ГО и ЧС является единственной из всех городских дежурных диспетчерских служб, которая располагает подготовленными специалистами и реально способна обеспечить взаимодействие всех служб друг с другом.
В своем составе она имеет защищенные пункты управления на всей территории города, узлы связи со всеми городскими службами и наиболее важными объектами. Городской пункт управления обладает возможностью задействования централизованной системы оповещения, то есть всех электросирен проводного вещания, телевидения, радио, с передачей гражданам сообщения о ЧС и информации о необходимых действиях при ней.
Создание единой дежурной диспетчерской службы любого города на базе дежурной службы штаба позволит значительно уменьшить при этом финансовые затраты и сроки ввода в действие по сравнению с другими вариантами создания такой службы.
К настоящему времени МЧС России разработало и согласовало с МВД России, Минстроем России, Минздравом, Медпромом и субъектами Российской Федерации концепцию создания единой дежурной диспетчерской службы в городах России.
В 1996 году разработана соответствующая Федеральная целевая программа. Осуществление мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера в крупных городах также имеет ряд особенностей. Прежде всего такими являются: ограниченная возможность мобильного передвижения сил в границах города из-за диспропорции между интенсивностью транспортного движения и возможностями, сложившимися в уличной сети, особенно в центральной и средней ее зонах. Трудно предсказывать развитие ЧС вследствие большой вероятности инициирования нескольких ее источников по принципу домино. Ограничена возможность развертывания фронта аварийно-спасательных работ в полном объеме из-за плотной городской застройки. Есть трудности с организацией массовой эвакуации населения. Возникновение в мегаполисе крупной ЧС, и особенно природного характера, требует проведения широкомасштабных аварийно-спасательных работ.
Как показывает опыт, большой объем работ в таких случаях ложится на войска ГО РФ. Планом их строительства на период до 2000 года предусматривается проведение комплекса мероприятий, направленных, в том числе, на совершенствование защиты больших городов, а именно, развертывание в отдельных аварийно-спасательных бригадах 3-5 батальонов постоянной готовности, в том числе, 2-3 аварийно-спасательных батальонов, применение которых необходимо во всех видах ЧС. Создание в составе аварийно-спасательных батальонов дежурных подразделений, способных через 20-30 минут выдвинуться в зону бедствия. Оснащение соединений и воинских частей ГО многофункциональными, мобильными, аварийно-спасательными комплексами, комплектами современного аварийно-спасательного инструмента, высокоэффективными техническими средствами, разведки, поиска пострадавших, различные принципы его действия. Определение места аварии на коммунально-энергетических сетях. Особая роль возлагается на авиасредства войск ГО.
В настоящее время мы проводим политику на расширение авиационной деятельности над крупными промышленными центрами. Закупаем специальную авиационную технику, участвуем в разработке отечественных легких аварийно-спасательных вертолетов. В перспективе мы видим высокомобильные вертолетные комплексы экстренного реагирования на базе вертолетов "МИ-8", "НТВ-2" и "К-32" для региональных центров с радиусом дальности действия до 800 километров.
При ликвидации последствий аварий стихийных и иных бедствий в крупных городах у спасателей возникает необходимость в быстром ориентировании среди сложных переплетений водо-, газо-, тепло-, -энергосетей в лабиринте улиц и переулков, которые в условиях ЧС могут терять прежние очертания. В таких случаях аварийно-спасательные формирования должны иметь в своем арсенале специальные технические средства документального обеспечения проведения работ.