Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:15, контрольная работа
Вопросы безопасной жизнедеятельности человека являются актуальными на всех стадиях его жизненного периода и требуют рационального решения.
Человек живет в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Все проявления жизни обусловлены конфликтом между силами организма и влиянием окружающей среды. Изменения в окружающей среде требует от человека приспособления. Без этого условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье данного и будущего поколения людей.
Организм человека приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды.
Введение……………………………………………………………………….….…3
1. Основные функциональные системы организма человека; связь
жизнедеятельности организма человека с окружающей средой; влияние
окружающей среды на работоспособность человека………..……………....4
2. Виды опасных и вредных факторов производственной среды, их влияние на
организм человека……………………………………………………………..….7
3. Основные параметры, определяющие производственную среду (условия
труда) в закрытых помещениях, и их влияние на организм человека………...9
4. Влияние производственной среды на интенсивность труда и использование
рабочего времени………………………………………………….……………..11
5. Предложения по улучшению окружающей среды на производстве..………..13
Список литературы……………………………..…………………………...…... 15
Неправильное освещение наносит вред зрению работающих, может быть причиной таких заболеваний, как близорукость, спазм, аккомодация, зрительное утомление и других болезней, понижает умственную и физическую работоспособность, увеличивает число ошибок в производственных процессах, аварий и несчастных случаев.
Психофизиологические факторы:
1) социально-демографическая структура коллектива, совокупность интересов, ценностных ориентаций работников, стиль руководства в подразделениях и на предприятии в целом, масштаб и характер деятельности общественных организаций (формируют морально-психологический климат в коллективе);
2) комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции и планировки техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов.
Эстетические факторы - архитектурно-планировочные решения интерьера и экстерьера, эстетически выразительная форма и цвет средств труда, спецодежды, соответствующее оформление зон отдыха и пр.
Социальные (хозяйственно-бытовые) факторы - организация внутрисменного питания работников; наличие и состояние бытовок, умывальников, душевых, туалетов; организация стирки, химчистки и ремонта спецодежды, уборки помещений и территории и т.п.
Данные условия представляют собой совокупность факторов, определяющих состояние производственной среды и оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.
4. Влияние производственной среды на интенсивность труда и использование рабочего времени.
Выделяют десять основных факторов производственной среды, влияющих на работоспособность человека в процессе производства и вызывающих у него усталость (утомление) (считается, что на 1 рабочем месте действует от 1 до 3 факторов):
- физическое усилие (перемещение грузов определенного веса в рабочей зоне, усилия, связанные с поддержанием тяжестей, нажатием на предмет труда или рукоятки управления механизмом в течение определенного времени). Различают четыре вида физического усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;
- нервное напряжение (сложность расчетов, особые требования к качеству продукции, сложность управления механизмом, аппаратом, прибором, опасность для жизни и здоровья людей при выполнении работ, особая точность исполнения). Различают три вида нервного напряжения: незначительное, среднее, повышенное;
- темп работы (количество трудовых движений в единицу времени). Различают три уровня: умеренный, средний, высокий;
- рабочее положение (положение тела человека и его органов по отношению к средствам производства). Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное, неудобно-стесненное и очень неудобное;
- монотонность работы (многократность повторения однообразных, кратковременных операций, действий, циклов). Различают три уровня: незначительная, средняя, повышенная:
- температура, влажность, тепловое излучение в рабочей зоне (градусы по Цельсию, процент влажности, калории на 1 куб.см в минуту). Различают пять стадий воздействия указанных факторов: незначительная, повышенная или пониженная, средняя, высокая, очень высокая;
- загрязненность воздуха (содержание примесей в 1 куб.м или литре воздуха и их воздействие на организм человека). Различают пять степеней загрязненности воздуха: незначительная, средняя, повышенная, сильная, очень сильная;
- производственный шум (частота шума в герцах, сила шума в децибелах). Различают умеренный, повышенный и сильный шум;
- вибрация, вращение, толчки (амплитуда в минуту, градусы и число вращений, количество толчков в минуту). Различают три уровня значений указанных факторов: повышенные, сильные, очень сильные;
- освещенность в рабочей зоне (в люксах). Различают два уровня значений этого фактора: недостаточная и плохая или ослепляющая.
Каждый из указанных десяти факторов, определяющих условия труда, действует обособленно. Их влияние должно учитываться отдельно по каждому рабочему месту в процессе его аттестации и паспортизации.
5. Предложения по улучшению окружающей среды на производстве.
На современном этапе развития России наблюдается обострение проблем в сфере условий труда - значительная часть работников работает или во вредных условиях или в тяжелых. Увеличивается применение химических и биологических веществ и новых, малоизученных видов энергии. Обслуживание сложной техники и объектов повышенной опасности увеличивает психофизиологическая напряженность работников, что проявляется в увеличении сердечнососудистых и психических заболеваний.
В рамках улучшения условий труда главным является создание на рабочих местах комфортных условий для работы. Для этого необходимо использовать несколько направлений: техническое, технологическое, организационное, психофизиологическое, санитарно-гигиеническое и социальное.
Техническое направление связано с созданием техники, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, эргономическим и техническим требованиям безопасности, а также выводом из эксплуатации оборудования, характеризующегося моральным и физическим износом. Введение новой техники будет способствовать сохранению жизни и здоровья людей и минимизации затрат труда на производство продукции. Технологическое направление сопряжено с введением новых технологических режимов, позволяющих выводить людей из рабочих зон (например, окраска изделий в специальных камерах). Изменения в технологии позволяют применять новые виды сырья, более производительные инструменты и приспособления.
Организационное, социально - психологическое, санитарно-гигиеническое направления заключаются в оздоровлении производственной среды, в повышении интереса к работе и ее результатам.
Санитарно-гигиеническое направление определяет общее состояние производственных помещений, санитарно-гигиеническую обстановку на рабочих местах, наличие (отсутствие) вредных и опасных производственных факторов, санитарно-бытовое обслуживание работников.
Социально-психологическое направление характеризует взаимоотношения, стиль и методы руководства, участие работников в управлении организацией, уровень мотивации и отношения к труду.
При проведении мероприятий по рационализации условий труда большое значение имеет учет требований эстетики труда. Эстетическое направление по улучшению условий на производстве включает изменение цвета, звуков, света, форм, которые применяются в производстве, и внедрение в них художественных элементов, что положительно влияет на самочувствие человека на работе и способствует повышению результативности труда.
Список литературы.
1. Абрамов К. Ю. Тимофеев А. Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2006.
2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006.
3. Арустамов Э.А. Охрана труда: Справочник – М.: ИТК «Дашков и Ко»,2008.
4. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. C.В. Белова. – М.: Высшая школа, 1999.
5. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов Н.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарёв. - 2-е изд. испр. и доп. М.: Высшая школа, 2001.
6. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве:Учебное пособие– М.: КолосС, 2006.
7. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- 15 -
Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"