Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:56, реферат
Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.
1. Содержание дисциплины «безопасность жизнедеятельности» , ее
цели и задачи………………………………………………………………..3
Понятие о среде обитания- окружающей, производственной и
бытовой…………………………………………………………………….7
3. Список литературы……………………………………………………….12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «(РИНХ)»
Контрольная работа
по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельност
Выполнила студентка:
Самохвалова Татьяна Александровна
Доцент Т.А. Хван
Ростов-на-Дону, 2012 г
1. Содержание дисциплины «безопасность жизнедеятельности» , ее
цели и задачи……………………………………………
бытовой…………………………………………………………
3. Список литературы……………………………………………………
1. Содержание дисциплины «безопасность жизнедеятельности» , ее
цели и задачи.
Интенсивное использование
природных ресурсов и загрязнение
окружающей среды, широкое внедрение
техники, систем механизации и автоматизации
во все сферы общественно-производ
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек - среда обитания".
Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - предупреждение и упреждение потенциальной опасности, существующей при взаимодействии человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания кроме положительных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы.
В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.
Достигнутый прогресс в
сфере производства в период научно-технической
революции сопровождался и
Происходящие негативные
изменения среды обитания человека
предопределяют необходимость того,
что современное общество должно
быть в достаточной степени
Определение, цели, задачи,
объект и предметы изучения
науки «Безопасность
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Основная побудительная причина его взаимодействия со средой обитания направлена на решение двух основных задач:
- обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;
- создание и использование
защиты от негативных воздейств
В системе «человек - среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые имеют естественную, техногенную, связанную с производством и использованием техники и технологий, и антропогенную, вызванную деятельностью человека, природу. Они зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.
Известно, что человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и окружающую среду.
На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал на среду обитания, и в результате на Земле в XX в. возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации. Несомненно, этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование средств транспорта и ряд других процессов. Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания - техносфера. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Следует отметить, что именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.
Очевидно, как всякая наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.
Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель БЖД следующая:
- достижение безаварийной
ситуации и готовности к
- предупреждение травматизма;
- сохранение здоровья;
- сохранение работоспособности;
- сохранение качества полезного труда.
Для достижения цели БЖД
выдвигаются научные и
Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.
Основным элементом производственной среды является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» - средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).
Природная среда в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и других природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п., может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др.
Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.
К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.
Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.
2. Понятие о среде обитания- окружающей, производственной и бытовой.
Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую).
Основным элементом
производственной среды является труд,
который в свою очередь состоит
из взаимосвязанных и
Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности.
Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»