Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:23, реферат

Описание

Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Содержание

Введение 3
1. Краткая история терроризма 6
2. Виды современного терроризма 10
3. Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Реферат - конфликты.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

      Рассмотрим  наиболее существенные причины,  порождающие  терроризм,  на примере  России.  Переходный  период,  отягощенный   тяжелым   экономическим кризисом, создал  условия  социального  противостояния,  сформировал  особое состояние массового сознания, для которого  характерна  неадекватная  оценка реальной  действительности,  широкое  распространение  получили   настроения неуверенности, неоправдавшихся ожиданий, социального  страха,  озлобленности и  агрессивности.  В  этих  условиях  легко  воспринимаются   экстремистские призывы к  акциям  протеста.  Нищета,  безработица,  безысходность,  крайняя дифференциация  населения  по  уровню  доходов,   слабость   государственной власти, ее неспособность обеспечить безопасность  личности  и  ее  имущества приводят к тому, что культ насилия начинает стремительно  прокладывать  себе дорогу,  и  экстремизм  в  этих  условиях  становится  неотъемлемой   частью менталитета  общества.  Утрата  людьми  уверенности  в  своем  настоящем   и будущем, разрушение всех идеалов бывшего советского общества, царящая  везде атмосфера  насилия  и   жестокости,   культивируемая   средствами   массовой информации, создают весьма благоприятные условия для роста  преступности,  а терроризм приобретает масштабы национального бедствия.

      Не  стоит  забывать  и  о  том,  что   Россия   обладает   уникальными геополитическими      характеристиками:       необъятность       территории, многонациональный характер населения, несходство традиций и обычаев наций  и народностей,    неравномерность    регионального    социально-экономического развития. Все это,  безусловно, сказывается на общественной

стабильности, способствует нарушениям безопасности  граждан.  На  территории России проживают  миллионы  мусульман,  основная  часть  которых  исповедует радикальные течения, связанные с проявлениями насилия и  особой  жестокости. У  ряда  народов  и  этнических  групп  России  насилие,  экстремистские   и террористические  методы   решения   проблем   часто   являются   элементами национальной культуры и религии.

      Фактором,   способствующим   активизации   терроризма   в   России в постсоветский  период,  явилось   и   разрушение   административно-командной системы.  Интересным  представляется  тот  факт,  что   распространенный   в советское время тезис о существовании терроризма в международных  отношениях в капиталистических  странах  и  лишь  отдельных  террористических  акций  в социалистических странах, соответствовал действительности, так  как  мировой опыт свидетельствует о  том,  что  общество  демократического  типа  создает более  благоприятные  условия   для   террористической   деятельности,   чем административно-командная система с ее жестким контролем как  за  поведением отдельной  личности,  так   и   за   функционированием   всех   общественно-политических институтов.  Из  этого  можно  сделать  вывод,  что  разрушение административно-командной   системы   и   демократизация    общества   могут способствовать усилению политического экстремизма и терроризма.  Особенно уязвимым с этой точки зрения является  переходный  период,  сопровождающийся ломкой старых и  формированием  новых  государственных  структур,  усилением элемента  нестабильности,  резким   обострением   внутренних   противоречий, основанных на нерешенных социально-экономических, национальных,  религиозных и  других  проблемах,  появлением  различного   рода   негативных   явлений. Переходный  период  опасен  также  потерей   частью   российского   общества нравственных и социальных ориентиров, что  зачастую  приводит  к  стремлению решить те или иные проблемы с помощью насилия.

      Следует отметить и все возрастающее влияние  различных  экстремистских структур из–за рубежа на так называемые «горячие  точки»,  отдельные  группы населения России – на беженцев или эмигрантов  из  других  стран,  всемерное поощрение нестабильности и  сепаратизма  в  России  западными  спецслужбами. Некоторые  общественно-политические,  национальные,  религиозно-политические объединения  допускают  использование  насильственных  методов  борьбы   для достижения  своих  конкретных   политических   целей,   создают   незаконные вооруженные  формирования.  В  политическую  практику  таких  организаций  в отдельных регионах входит и непосредственное применение  методов  насилия  – для  запугивания  и  устрашения  политических   оппонентов,   для   оказания определенного давления  на  органы  государственной  власти,  дестабилизации политический  обстановки,   срыва   предпринимаемых   властями   усилий   по урегулированию конфликтов. Все  чаще  раздаются  угрозы  уничтожить  объекты жизнеобеспечения, жилой фонд, промышленные предприятия. Даже без  выдвижения требований    политического    характера    такие    акции    могут    резко

дестабилизировать политическую  обстановку,  стать  причиной  организованных или стихийных противоправных массовых выступлений.

3. Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним

      Этнический, религиозный и политический терроризм  страшен  именно  тем, что  целится  не   в   генералов   и   полицейских,   не   в   политиков   и священнослужителей иной конфессии, а в само общество.  Естественной  реакцией обычного человека является  перенос  ответственности  с  виновного  на  всех представителей некоторой национальности, вероисповедания  или  политического течения.

      Мировая  законодательная  и  идеологическая  практика  (за  некоторыми исключениями) не разделяет терроризм на составляющие -  каковы  бы  ни  были мотивы  теракта,  он  считается  преступным.  Между  тем   интернациональные организации,   борющиеся   с   терроризмом,   выделяют    несколько    видов террористической  деятельности.   Соответственно,   оценка   последствий   и отношение  к  террористам  различаются.  Институт   борьбы   с   терроризмом (Израиль) выделяет три вида терроризма:

      1. Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения; террористическая  группа  состоит  из  лиц  разной  национальности  и  (или) вероисповедания; объектом борьбы являются либо  политические  и  религиозные взгляды,   либо   международные    организации,    соглашения,    институты; террористическая  деятельность  спонсируется  иностранным  (по  отношению  к территории деятельности) государством (государствами) или  частными  лицами, организациями, не являющимися резидентами территории  (страны)  деятельности группы.

      2. Внутренний терроризм  -  место  совершения  террористических  акций  - страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из  граждан одной страны,  национальности,  вероисповедания;  объектом  борьбы  являются внутренние проблемы страны пребывания.

      3. Объектный терроризм - террористические акты  совершаются  в  отношении определенных объектов  жизнедеятельности,  которые  террористические  группы считают  вредными  или  опасными  (анти-атомный   терроризм,   экологический терроризм).

      ФБР США выделяет также такой вид  терроризма, как вооруженная борьба за независимость,   принимающая   формы    терроризма.    К    ней    относится террористическая  деятельность  повстанцев  (insurgents)  против  военных  и полицейских объектов колониальной  стороны.  Впрочем,  отмечается  в  отчете ФБР, в случае нанесения ущерба  гражданским  лицам  или  применения  силы  в отношении "невиновных", такая форма борьбы  может  также расцениваться как терроризм.

      За  тридцать  лет  террористической  войны  (1969-1999)  в  Соединенном Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех  "волн" террора Ирландской Республиканской Армии,  каждая  из  которых  состояла  из пяти-семи  инцидентов. Общественная безопасность Соединенного Королевства,  казавшаяся  незыблемой, сумевшая  удержать  спокойствие  и  в  годы  кризисов,  и  в  годы   распада колониальной империи, - в первое  время  ничего  не  могла  противопоставить ирландцам.  Каждый  человек  с  ирландским  акцентом,   казался,   наверное, боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в  Испании,  где  экстремисты баскской организации ЭТА вели настоящую войну  -  и  против  государства,  и против граждан.  В  общем,  мы  не  первые.  Однако,  кроме психологических последствий  для  отдельных   людей,   террористические   "волны"   способны спровоцировать и социальные последствия.

      В  середине  ХХ  века  стало  очевидно,  что  мировое  сообщество   не располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа  возникновения внутриобщественных конфликтов, ни их внутренние механизмы  не  были  изучены политологами социологами, и  управленцами.  Академическим  ответом  на  этот вызов меняющейся  цивилизации  стала  конфликтология,  изучающая  не  только гражданские войны и революции –  а  также  и  сферу   терроризма.   Наиболее авторитетные конфликтологические центры мира находятся в Белфасте,  Мадриде, Брюсселе.

      Конфликтология  выделяет  как  отдельную  проблему   "общество   после пережитого  насилия".  Состояние   страха,   паники,   гражданского   гнева, стремление  к  самообороне  и  "милитанство"   (создание   негосударственных правоохранительных структур) являются частью этой проблемы.

      Давно стало  ясно,  что  общества,  где началась  "гонка вооружений" гораздо сильнее  подвержены  опасности  нового  насилия;  что  стремление  к индивидуальной безопасности ведет лишь к тотальной  опасности...  Стремление испуганного общества вооружиться ведет только к нарушениям прав человека,  к межобщинным и межэтническим вторичным конфликтам…”

      Даже  в США, где гражданские инициативы  в  области  безопасности,  как правило,  поощряются,  "синдром  последствий  насилия"  рассматривается  как угроза внутренней безопасности. В частности,  после взрыва  во  Всемирном торговом центре и других  терактов,  в  некоторых  штатах  стали возникать организации "общественной безопасности", традиционно называемые  в Америке "милицией". Они  объявляли  своей  целью  предотвращение  террора  и помощь  полиции.  На  деле  же  "милиционеры"  занялись  самовооружением   и подготовкой к этническим чисткам. Более того,  они  вскоре  решили,  в  силу американской   ментальности,   получить    легальное    обоснование    своей деятельности.  Возникло  движение  "Common  Law  Courts"   -   своего   рода гражданских судов, которые называли "врагов  сообщества"  и  "приговаривали" их в лучшем случае к страху или выселению, в худшем – к  смерти.  В  докладе ФБР "Терроризм в США" "гражданские суды" рассматриваются  именно  как  форма терроризма, поскольку их деятельность  очевидно  попадает  под  формулировку законодательства США.

      Когда террористическое  насилие  становится  массовым  и  безадресным, общество  реагирует  на  него  в  соответствии  с  собственной исторической традицией.  Самое  страшное,   что   может   случиться   -   это   публичное использование страха политиками или масс-медиа.

      Ошибки  в интерпретации,  излишняя  подробность  в  описании  трагедии, персонализация жертв и де-персонализация врага -  это  токсичная  взрывчатая смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам  по национальному или  религиозному  признаку. 

      Так, в Российской федерации  антикавказские  настроения,  и  без  того вполне   ощутимые,   после   взрывов   первой   половины   сентября    стали повсеместными.  Уже  не  только   политические   экстремисты   призывают   к "очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов; даже те, кто  в свое  время  испытывал  определенные  симпатии  к  чеченцам,  требуют  акций возмездия и жесткой внутренней  политики.  Телевидение  демонстрирует  кадры насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о  том, кого  выселять  из  Москвы  -  только  чеченцев  или  всех  "лиц  кавказской национальности".

      Показательно,  что  все  "долгоиграющие"  террористические   конфликты принципиально похожи.  "Повстанцы"  из  мятежной  колонии  своими взрывами, нападениями,  актами в отношении  представителей  власти  стремятся  добиться  независимости  или "наказать" метрополию за политику, проводимую в отношении их компатриотов.

      Такие  террористические  войны  длятся  годами;   кроме   национально-политического фактора, они, как  правило,  осложнены  фактором  религиозным. Террористы  умело   пользуются   как   внутренними   противоречиями   внутри метрополии, так и иностранной помощью. Нет такой  колониальной державы, которая не нажила бы себе внешних врагов.  Принципиальной  целью  в такой  террористической  войне   является   стабильность   общества   бывшей метрополии - "повстанцы" не ставят целью (да и не могут добиться)  изменение социального строя. Их взрывы и другие акты террора "раскачивают лодку",  при этом их не особенно заботят горе и  беды  собственного  народа,  на  который зачастую обрушивается гнев имперской правоохранительной системы. Наоборот  - чем жестче ответ на их террор, чем категоричнее  анти-(ирланские,  баскские, арабские, чеченские) настроения - тем больше потенциальных  боевиков  придет под знамена террористической войны.

      Нет более страшной ошибки, чем вовлечение "всех и каждого" в борьбу  с терроризмом.  На  самом  деле,  именно  этого  террористы  и  добиваются   - практически животной реакции на свои действия. Одно насилие порождает, как болезнетворный вирус, сотни  других  очагов  болезни, угрожая целостности и, собственно, жизни всего общественного организма.      

      Важнейшим   инструментом   антитеррористической   политики    является осведомленность (awareness), то есть - знание и  готовность  к  действиям  в чрезвычайной ситуации. Уж  коли  политические  ошибки,  довели  общество  до террористической войны, его граждане должны быть подготовлены  к  выживанию. Они должны быть  уверены,  что  делается  все  необходимое  для  обеспечения безопасности; все взрослые должны владеть приемами скорой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях.

      Но  главное – сдерживать общественные  эмоции.  Политики  и  масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции. Террор - ужасен; жертвы мирного населения  - трагедия; террористы  -  преступники. Однако   следует  учитывать,  что:  во- первых,  террор  навязан   конкретными   людьми,   а   не   той   или   иной национальностью или конфессией.  Во-вторых,  это  не  война,  а  особый  вид преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты  террора, тем сильнее оно "заведется".

Информация о работе Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним