Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:26, реферат
Цель работы - дать характеристику экологического потенциала России и воздействие человека на окружающую среду. Данная тема очень актуальна, так как на данном этапе развития человечества остро стоит вопрос воздействия человечества на окружающую среду. Проблемы взаимодействия природы и человека.
Сущность понятий «парниковый эффект, кислотные дожди и озоновый слой».
Введение 3
Экологически неблагополучные территории и чрезвычайные ситуации в России 4
Озоновый слой 8
Кислотные дожди 14
Парниковый эффект 20
Влияние Чебоксарского ГЭС 26
Заключение 33
Литература
Чебоксарский кооперативный институт
Российского
университета кооперации
Кафедра технологии продуктов
общественного
питания
РЕФЕРАТ
на тему:
«Негативные
факторы в системе человек – среда
обитания»
Выполнила студентка
Факультета экономики и
менеджмента
гр. МЭ шифр 01Д
Иванова Юлия
Олеговна
Научный руководитель:
Бруев Алексей
Лазаревич
Чебоксары
2010
Оглавление:
Введение
В этой работе я хочу рассказать о парниковом эффекте, кислотном дожде, озоновом слое, экологической ситуации в России и о влиянии Чебоксарского ГЭС.
Цель работы - дать характеристику экологического потенциала России и воздействие человека на окружающую среду. Данная тема очень актуальна, так как на данном этапе развития человечества остро стоит вопрос воздействия человечества на окружающую среду. Проблемы взаимодействия природы и человека.
Сущность понятий
«парниковый эффект, кислотные дожди и
озоновый слой».
Экологически неблагополучные территории и чрезвычайные ситуации в России
Понятие об экологической безопасности и чрезвычайной экологической ситуации
Впервые понятие экологической безопасности было введено в первом экологическом законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. Социальное и правовое значение это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях (например, на научно-производственном объединении «Маяк» и т.п.).
Экологическая безопасность— это состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий и акваторий, хозяйственных объектов от различных угроз, возникающих при негативных изменениях ОС в результате антропогенной деятельности, природных явлений или противоправных деяний.
Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения и ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности и смягчения их последствий. Угроза экологической безопасности означает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов или целых экосистем, загрязнения, отравления или заражения ОС, негативного воздействия на здоровье людей. Угроза экологической безопасности может рассматриваться как угроза национальной безопасности страны.
Понятие чрезвычайной экологической ситуации было также впервые введено в первом Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. и означало состояние участков территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые негативные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию экосистем и генофондов растений и животных.
Элементами чрезвычайной ситуации являются:
Экологическое бедствие — это ситуация на участках территории (или акватории) РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение природных экосистем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия должна быть прекращена любая хозяйственная деятельность и по возможности осуществлена эвакуация населения, а также предприняты оперативные меры по оздоровлению окружающей среды.
Правовой режим экологически неблагополучных территорий и экологического бедствия
Под правовым режимом экологически неблагополучных территорий или зон экологического бедствия подразумевается совокупность правил объявления, функционирования и снятия их особого статуса. Эти зоны объявляются Советом Федерации или Указом Президента РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа по ООС (Минприроды) на основании заключения государственной экологической экспертизы. Инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, администрация субъекта Федерации или органы местного самоуправления. Инициатор подготавливает материалы о состоянии окружающей среды на данной территории, определяет границы зоны чрезвычайной ситуации и разрабатывает проект программы реабилитации, указывает ее способы и средства. Затем инициатор объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия обращается в Правительство РФ с обоснованием необходимости этого мероприятия. По поручению Правительства РФ Минприроды России проводит государственную экологическую экспертизу материалов состояния окружающей среды в данном регионе. По ее результатам Минприроды готовит и вносит в Правительство проект Указа Президента РФ «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации». Таким образом, территория может быть признана зоной чрезвычайной экологической ситуации только на федеральном уровне.
Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни, сохранение здоровья людей и снижение ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Федерации. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законом порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных экологических ситуаций и бедствий является подготовка населения к защите от них, которая осуществляется по месту работы, учебы или жительства. Финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств местного бюджета, федеральных органов исполнительной власти, страховых фондов и средств резервного фонда Правительства РФ.
Решение о снятии статуса чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия принимается по результатам государственной экологической экспертизы по истечении срока, оговоренного Правительством РФ при объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации. Минприроды подготавливает и вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «О снятии с территории статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации». После рассмотрения и одобрения материалов государственной экологической экспертизы Правительство РФ представляет этот проект Президенту для принятия соответствующего решения и издания Указа.
Вопросы экологической безопасности, экологически неблагополучных территорий, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия регламентированы во многих федеральных законах: «Об охране окружающей среды» 2002 г., «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994 г., «О чрезвычайном положении» 2001 г., «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 1997 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.
Аварии и их предупреждение
Факторы, создающие чрезвычайные ситуации, можно подразделить на антропогенные (связанные с деятельностью человека) и стихийные, не зависящие от воли человека. Соответственно чрезвычайная экологическая ситуация может возникнуть в результате аварии или стихийного бедствия.
Авария — это техногенная ситуация, возникшая по производственным или технологическим причинам (пожар, залив, повреждение технических устройств, неконтролируемые выбросы или сбросы загрязняющих веществ), которая может повлечь или повлекла человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Авариями являются, например, разливы нефти и нефтепродуктов, повреждения сетей электропередачи и возникшие в связи с этим пожары. Предупреждение аварий обеспечивается, прежде всего, соблюдением правил техники безопасности.
Особой экологической бедой России является радиоактивное загрязнение территорий в результате катастроф. Наиболее известны аварии на Чернобыльской АЭС, на научно-производственном объединении «Маяк» (Урал) со сбросом радиоактивных веществ в местный водоем и значительным радиоактивным загрязнением территории, на Алтае — в связи с испытанием ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Высокий уровень радиоактивного загрязнения, связанный с испытаниями и захоронением радиоактивных отходов, зафиксирован на архипелаге Новая Земля. Последствия этих аварий обусловили появление перечисленных выше нормативно-правовых актов, ставших источниками экологического права.
Основными правовыми средствами предупреждения аварий являются:
Стихийные бедствия
Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, лесные пожары, ураганы, лавины, сели и оползни) в отличие от техногенных аварий почти невозможно предотвратить, но во многих случаях их можно предсказать и принять меры для минимизации их негативных последствий для жизни людей и окружающей среды.
Информация о работе Негативные факторы в системе человек – среда обитания