Опасности, определение, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание

Указанные факторы при их классификации (ГОСТ 12.0.003−74) не подразделяются на опасные и вредные. Это в какой-то степени справедливо т. к. вредный фактор при своем количественном возрастании может перейти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фактор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления).

Содержание

1.Опасности, определение, их классификация………………………………3
2.Физиологическое действие микроклимата на человека
и его самочувствие…………………………………………………………….5
3.Заболевания, возникающие при воздействии производственной пыли на организм человека……………………………………………………………...8
4.Меры профилактики пылевых заболеваний……………………………....11
5.Производственный микроклимат, понятие, классификация, факторы….12
6.Охарактеризуйте аварии на химически опасных
промышленных объектах…………………………………………………….16
7. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………20
Использованная литература…………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

БЖД.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Для нужд аварийно-спасательного  дела используется понятие “аварийно  химически опасное вещество”, которое  представляет собой опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах). Важнейшим свойством АХОВ является токсичность, под которой понимается их ядовитость, характеризуемая смертельной, поражающей и пороговой концентрациями. Для более точной характеристики АХОВ используют понятие “токсодоза”, которая характеризует количество токсичного вещества, поглощенного организмом за определенный интервал времени.

По степени  воздействия на организм человека АХОВ подразделяются на 4 класса опасности: 1 — чрезвычайно опасные; 2 — высокоопасные; 3 — умеренно опасные; 4 — малоопасные.[7]

По своим  поражающим свойствам АХОВ неоднородны. В качестве их основного классификационного признака наиболее часто используется признак преимущественного синдрома, складывающегося при острой интоксикации человека.

Исходя их этого  по характеру воздействия на организм человека все АХОВ условно делятся  на следующие группы:

вещества с  преимущественно удушающим действием (хлор, фосген и др.);

вещества преимущественно  общеядовитого действия (окись углерода и др.);

вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием (азотная кислота и окислы азота, сернистый ангидрид, фтористый водород  и др.);

вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак и др.);

метаболические  яды (окись этилена и др.);

вещества, нарушающие обмен веществ (диоксины и др.).

АХОВ находятся  в больших количествах на предприятиях, их производящих или потребляющих. На химически опасных предприятиях они являются исходным сырьем, промежуточными, побочными и конечными продуктами, а также растворителями и средствами обработки. Запасы этих веществ размещаются в хранилищах (до 70–80%), технологической аппаратуре, транспортных средствах (трубопроводы, цистерны и т. п.). Наиболее распространенными АХОВ являются сжиженные хлор и аммиак. На отдельных ХОО содержатся десятки тысяч тонн сжиженного аммиака и тысячи тонн сжиженного хлора. Кроме того, сотни тысяч тонн АХОВ транспортируются круглосуточно железнодорожным и трубопроводным транспортом.[4]

Химические  аварии

Опасность на ХОО  реализуется в виде химических аварий. Химической аварией называется авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей природной среды. При химических авариях АХОВ распространяются в виде газов, паров, аэрозолей и жидкостей.

В результате мгновенного (1–3 минуты) перехода в атмосферу  части вещества из емкости при  ее разрушении образуется первичное  облако. Вторичное облако АХОВ —  в результате испарения разлившегося вещества с подстилающей поверхности. Чрезвычайные ситуации с химической обстановкой такого типа возникают при аварийных выбросах или проливах используемых в производстве, хранящихся или транспортируемых сжиженных аммиака и хлора.

В результате химической аварии с выбросом АХОВ происходит химическое заражение — распространение опасных химических веществ в окружающей природной среде в концентрациях или количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.

Возможный выход  облака зараженного воздуха за пределы территории химически опасного объекта обусловливает химическую опасность административно-территориальной единицы, где такой объект расположен. В результате аварии на ХОО возникает зона химического заражения.

Зона химического  заражения — территория и акватория, в пределах которой распространены или куда привнесены опасные химические вещества в концентрациях или количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.[3]

В зоне химического  заражения могут быть выделены составляющие ее зоны — зона смертельных токсодоз (зона чрезвычайно опасного заражения), зона поражающих токсодоз (зона опасного заражения) и зона дискомфорта (пороговая  зона, зона заражения).

На внешней  границе зоны смертельных токсодоз 50% людей получают смертельную токсодозу. На внешней границе поражающих токсодоз 50% людей получают поражающую токсодозу. На внешней границе дискомфортной зоны люди испытывают дискомфорт, начинается обострение хронических заболеваний или появляются первые признаки интоксикации.

В очаге химического  заражения происходят массовые поражения  людей, сельскохозяйственных животных и растений.

При авариях  на химически опасных объектах может  действовать комплекс поражающих факторов: непосредственно на объекте аварии — токсическое воздействие АХОВ, ударная волна при наличии взрыва, тепловое воздействие и воздействие продуктами сгорания при пожаре; вне объекта аварии — в районах распространения зараженного воздуха только токсическое воздействие как результат химического заражения окружающей среды. Основным поражающим фактором является токсическое воздействие АХОВ.

 

 

Вопрос  №7. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности

 

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды возникло в начале 70-х гг. прошлого столетия, когда в отношениях общества и природы возникли серьезные проблемы, несущие глобальную угрозу жизни и существованию земной цивилизации, в биосфере планеты произошли необратимые изменения и задача сохранения природной среды — естественной среды жизнедеятельности человека — стала носить всеобщий, интернациональный характер.[9]

        Разведка, рациональная добыча и  использование невозобновляемых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновляемых по мере их истощения и загрязнения все больше превращается из внутреннего дела каждой страны в общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений, принятия и исполнения конкретных международных соглашений по ее активному решению.

      В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей среды. Сложившиеся и реализуемые в мировом сообществе модели экономического развития являются энергоемкими, природоразрушающими и усугубляющими неблагоприятную экологическую обстановку и кризисные экологические явления, возникающие в различных регионах Земли. Объединение усилий и сотрудничество государств в области природоохранной деятельности осуществляется и развивается как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Активное участие в сохранении глобальных общественных благ планеты, решении мировых экологических проблем принимает такая международная организация, как ООН и ее структуры.

      Впервые ООН поставила и рассмотрела проблему охраны окружающей среды в глобальном аспекте на своей конференции в Стокгольме в 1972 г. В соответствии с ее решениями был создан самостоятельный орган, на который возлагались организация и обеспечение международного сотрудничества в данной области жизнедеятельности в мировом масштабе. Этот орган получил название "Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП". Она занимается мониторингом окружающей среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения острых экологических проблем современности, таких, как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв, нарушение озонового слоя Земли, потепление климата и др.[6]

      В связи с тем, что охрана окружающей среды является проблемой многогранной и комплексной, отдельными ее аспектами занимается также ряд следующих специализированных организаций под эгидой ООН, имеющих статус автономных, в том числе:

   — ЮНЕСКО  — выполняет работу по программе "Человек и биосфера", проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и окружающей средой;

   — ФАО  — имеет своей целью улучшение  производства и переработки продукции  сельскохозяйственного производства, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновляемых источников энергии;

   — ВОЗ  (Всемирная организация здравоохранения)  — осуществляет работу по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, загрязнения воздуха;

   — ЮНИДО  — содействует промышленному  развитию и установлению нового  международного экономического  порядка;

   — МАГATE — разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.

      Решение региональных проблем  является целью деятельности  комиссий ООН, изучающих социально-экономическое  положение в различных странах и частях мира, вырабатывающих рекомендации для правительств стран, участвующих в реализации проектов. Такие комиссии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО), Латинской Америки (ЭКЛАК), Европы (ЕЭК), в рамках которых существуют Комитеты по экологической политике.

      Все более важную роль в  решении глобальных экологических  проблем играет такая международная  организация, как Глобальный экологический  фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х  гг. XX в., указанный фонд предназначен  для оказания помощи в основном развивающимся странам при решении экологических проблем планетарного характера. В деятельности ГЭФ участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений финансирования выделены четыре, как-то: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

      Имеются проекты ГЭФ и по  Российской Федерации. В 1996 г.  нашей стране был предоставлен пятилетний грант на сохранение биоразнообразия в России и охрану Байкальского региона общей суммой более 20 млн долл., 60 млн долл. было выделено для поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ, а также перевода российской промышленности на озонобезопасные технологии.

      В последние годы получили  широкое распространение такие  формы межгосударственного и  международного сотрудничества, как  конвенции, двух- или многосторонние  договоры, соглашения, резолюции, программы, что возлагает на страны соответствующие обязательства по различным аспектам природоохранной деятельности.

      Плодотворной формой международного  сотрудничества являются двухсторонние  связи, которые существуют в  рамках принятых межправительственных соглашений в области охраны окружающей среды. У России такие соглашения заключены с Великобританией, Германией, США, Францией, Финляндией, Данией и рядом других стран. Как правило, двухсторонние договоренности предусматривают реализацию конкретных целей или проектов, привязанных к конкретным регионам, с выделением соответствующего финансирования с обеих сторон или оказанием помощи. Проекты, реализуемые совместно, многообразны. В качестве примеров в данном плане можно привести реконструкцию Мурманского завода по переработке жидких низкоактивных отходов (США, Норвегия), реализацию проектов "Интегрированный контроль загрязнений" и "Стратегия управления отходами" (Британский экологический фонд "Know-how"), "Организация ландшафтного планирования в Байкальском регионе", "Научные основы комплексного глобального экосистемного мониторинга окружающей среды" (Германия), создание новых природных заповедников и биологических станций, совершенствование управления охраной окружающей среды, управление отходами, улучшение качества водных ресурсов в ряде регионов страны (Нидерланды), проекты по водоподготовке и водопотреблению, переработке бытовых отходов.[4]

      Важным аспектом международного  сотрудничества является предоставление  финансовых средств со стороны  ряда международных организаций национальным правительствам для эффективной реализации различных эколого-экономических программ. Эта финансовая поддержка оказывается, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и другие организации. Поддержка экологических проектов осуществляется также по линии Европейского союза.

      Вопросами сохранения биологического  разнообразия активно занимается  Всемирный фонд дикой природы.

      С середины 1995 г. реализовался  заем МБРР, предоставленный России  для финансирования проекта по  управлению окружающей средой на сумму 110 млн долл. Основной целью проекта являлось создание в течение 3—5 лет организационно-правовых, нормативных и технических условий для снижения экологического ущерба в Российской Федерации, в частности в трех регионах страны — на Верхней Волге, Среднем Урале и на Нижнем Дону с распространением впоследствии полученного опыта и на другие регионы. В рамках проекта было предусмотрено создание информационных систем поддержки принятия решений в сфере природопользования, формирование приоритетов природоохранной деятельности на региональном и федеральном уровнях, совершенствование новых нормативно-правовых и экономических механизмов управления окружающей средой и использованием природных ресурсов, стимулирование привлечения финансовых средств на охрану окружающей среды.

Информация о работе Опасности, определение, их классификация