Организационные основы противодействия терроризму и защита населения в г. Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:20, реферат

Описание

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, наличием связи с международными террористическими организациями, жесткой конспирацией и высокой дисциплинированностью, превосходным техническим оснащением. Учитывая это, субъектам, осуществляющим непосредственную борьбу с терроризмом, в том числе милиции как составной части органов внутренних дел, требуется использование всей совокупности соответствующих правовых средств.

Содержание

Введение
Понятие, сущность, криминалистическая характеристика терроризма
Факторы, способствующие распространению терроризма
Цели и мотивы терроризма
Определение терроризма в Уголовном кодексе РФ
Система мер противодействия терроризму
Создание антитеррористической комиссии в г. Москве
Рекомендации специалистов по борьбе с терроризмом
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

БЖ.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Объектом террористических посягательств выступают, с одной стороны, люди – жертвы таких посягательств, а с другой – существующий порядок, в том числе, порядок управления, территориальная целостность, отправление правосудия, политическое устройство и т. д.

Но мотивы терроризма – это не только насилие, нажива, месть и т.д. Ныне терроризм в значительной степени превратился в политический феномен и мотивы совершения терактов тоже стали в значительной степени политическими или комбинированными. Конечно, среди террористов есть и уголовники, для которых политические требования лишь ширма, или они являются оружием в руках политиков, религиозных экстремистских организаций и т.д. В ряде случаев, чтобы уменьшить ответственность террористов и вывести преступление из разряда международных, политический терроризм превращают из политического в обычное уголовное преступление.

 

Определение терроризма в Уголовном кодексе РФ

 

Для правоприменительной практики единственным является определение терроризма, которое дается в уголовном законе (ст. 205): «…совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо для оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Кроме того, закон дает определение террористического акта (ст.277): «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо из мести за такую деятельность…».

Кроме того, Российский уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за «заведомо ложное сообщение об акте терроризма», «заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели наступления иных общественно опасных последствий» (ст.207).

 

Система мер противодействия терроризму

 

Вступивший в силу в 1998 г. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» впервые в истории нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе.

По Закону субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в Российской Федерации, являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Министерство обороны (МО) и Федеральная пограничная служба (ФПС), а субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (п. 3, 4 ст. 6 Закона).

Федеральная служба безопасности и ее территориальные органы осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также акций международного терроризма и проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

На МВД и его подразделения возложена борьба с преступлениями террористического характера, преследующими корыстные цели (п. 2, 3 ст. 7 Закона).

Исполнительная власть, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, их должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

 

Создание антитеррористической комиссии в г. Москве

     18 марта 2009 года  в целях реализации Указа мэра Москвы от 21 мая 2007 г. N 25-УМ "О системе антитеррористической деятельности в городе Москве" была создана Антитеррористическая комиссия Комплекса градостроительной политики и строительства, а также утверждены состав и Положение  об Антитеррористической комиссии.

     Комиссию возглавил руководитель Департамента городского строительства города Москвы Косован Александр Давидович, заместителем председателя назначен Омельченко Сергей Деомидович  -  заместитель руководителя  Департамента городского строительства города Москвы. В комиссию вошли также представители дорожно -мостового и инженерного строительства города, а также ряда других московских  структур.

     Антитеррористическая комиссия Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы (далее - АТК) является органом, осуществляющим координацию деятельности подведомственных структур по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

     В своей деятельности АТК руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами города Москвы, решениями Национального антитеррористического комитета, Антитеррористической комиссии города Москвы, а также настоящим положением.

     АТК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Антитеррористической комиссией города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

     Основными задачами АТК являются:

- Координация деятельности подведомственных структур и организаций по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.

- Разработка мер по профилактике терроризма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению, обеспечению защищенности подведомственных объектов от возможных террористических посягательств, а также минимизации и ликвидации последствий террористических актов.

-. Координация деятельности рабочих органов, подведомственных организаций по осуществлению антитеррористической деятельности.

- Организация выполнения решений Антитеррористической комиссии города Москвы в части, касающейся Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.

- Организация и проведение проверок подведомственных организаций по вопросам обеспечения антитеррористической безопасности.

     Для осуществления своих задач АТК имеет право:

- Принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации и совершенствования деятельности подведомственных структур по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации его проявлений, а также осуществлять контроль за их исполнением.

- Запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от подведомственных структур, территориальных органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций (независимо от форм собственности) и должностных лиц.

- Рекомендовать руководителям подведомственных структур проведение мероприятий по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

- Создавать рабочие группы для изучения вопросов, касающихся профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, а также для подготовки соответствующих решений АТК.

- Привлекать для участия в работе АТК должностных лиц и специалистов территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления, а также представителей организаций и общественных объединений (с их согласия).

- Вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения мэра Москвы и правительства Москвы, Антитеррористической комиссии города Москвы.

     Согласно Положения АТК  обязана:

- Информировать об итогах своей деятельности  аппарат Антитеррористической комиссии города Москвы - Управление по координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы.

- Заседания АТК  должны проводиться не реже одного раза в квартал. В случае необходимости по решению председателя АТК могут проводиться внеочередные заседания.

- Присутствие членов АТК на ее заседаниях обязательно. Члены АТК не вправе делегировать свои полномочия иным лицам. В случае невозможности присутствия члена АТК на заседании, он обязан заблаговременно известить об этом председателя АТК.

     Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности АТК осуществляется Департаментом городского строительства города Москвы.
 

Рекомендации специалистов по борьбе с терроризмом

Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным, общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической традицией. Самое страшное, что может случиться – это публичное использование страха политиками или масс-медиа.

Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии, персонализация жертв и деперсонализация врага – это токсичная взрывчатая смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по национальному или религиозному признаку.

Антикавказские настроения, и без того вполне ощутимые, после терактов в Москве стали повсеместными. Уже не только политические экстремисты призывают к "очищению" России от, теперь уже, кавказских террористов; даже те, кто в свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам, требуют акций возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение демонстрирует кадры насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о том, кого выселять из Москвы – только чеченцев или всех "лиц кавказской национальности".

Конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом руководствоваться следующими принципами: никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса, никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа; должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда и был вынесен законный приговор; должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку; государство должно решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов. Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности, и его подавление, таким образом, является общим делом всего международного сообщества.

Нет более страшной ошибки, чем вовлечение "всех и каждого" в борьбу с терроризмом. На самом деле, именно этого террористы и добиваются – практически животной реакции на свои действия. "Мне угрожают – я вооружаюсь – я вооружен – мое ружье не должно простаивать – ..." Одно насилие порождает, как болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни, угрожая целостности и, собственно, жизни всего общественного организма.

Важнейшим инструментом антитеррористической политики является осведомленность, то есть – знание и готовность к действиям в чрезвычайной ситуации. Уж коли политические ошибки довели общество до террористической войны, его граждане должны быть подготовлены к выживанию. Они должны быть уверены, что делается все необходимое для обеспечения безопасности; все взрослые должны владеть (на минимальном уровне) приемами скорой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях.

Но главное – сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции. Террор – ужасен; жертвы мирного населения – трагедия; террористы – преступники. Но, во-первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной национальностью или концессией. Во-вторых, это не война, а особый вид преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора, тем сильнее оно "заведется".

И, наконец, общая рекомендация всех специалистов по антитеррору и разрешению конфликтов – государство в своей борьбе с терроризмом должно, по крайней мере публично, делать все в рамках собственных законов. Если единственной возможностью подорвать или прекратить терроризм является очевидно незаконная операция, такая, как убийство лидера террористов на чужой территории или крупная операция, подразумевающая очевидное нарушение прав человека – такая деятельность должна осуществляться в обстановке строжайшей секретности; о причастности государства к таким акциям общество если и может узнать, то лишь некоторое время спустя, когда успокоятся естественные эмоции и боль.

 

 


Заключение

 

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Информация о работе Организационные основы противодействия терроризму и защита населения в г. Москве