Поджоги и преступные нарушения правил пожарной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:07, реферат

Описание

Исходя из целей следственного осмотра, установленных ст. 176 УПК РФ, и специфики расследования преступлений, связанных с пожарами, могут быть определены следующие задачи осмотра места пожара:
1) изучение и фиксация обстановки места пожара;
2) обнаружение признаков, указывающих на место первоначального возникновения горения (очаг) и причину возникновения пожара;3) обнаружение и изъятие предметов, веществ и материалов, могущих послужить вещественными доказательствами;
4) воссоздание и фиксация обстановки до пожара;
5) выявление причин и условий, способствовавших возникновению и развитию пожара, в том числе нарушений требований правил пожарной безопасности, а также виновных лиц.

Содержание

Введение
1. Следы транспортных средств и их основные особенности.
2. Следы орудий взлома.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 41.55 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Следы транспортных средств и их основные особенности.

2. Следы орудий взлома.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Охрана  материальных ценностей и имущества  граждан от пожаров является в  нашей стране одной из основных государственных  задач. Несмотря на это, количество пожаров  в России, согласно статистическим данным, постоянно возрастает. Пожары ежегодно приносят государству колоссальные материальные убытки. Нередко в огне гибнут люди. Это еще более обязывает  правоохранительные органы совершенствовать профилактические методы, своевременно устанавливать причины и виновников противоправных деяний, связанных с  пожарами.

Поджоги и преступные нарушения правил пожарной безопасности представляют серьезную  угрозу для общества, поскольку приводят к возникновению и развитию пожаров. По статистике, ежегодно в России случается  более 300 тыс. пожаров.

Возникновение и развитие пожара подчинены определенным закономерностям и сопровождаются наличием опасных факторов (высокая температура, тепловое излучение, токсичный и оптически плотный дым, и др.). Именно благодаря закономерному характеру происходящих при этом процессов, образования соответствующих следов на элементах окружающей обстановки и информации в сознании людей оказывается возможным впоследствии с той или иной степенью полноты восстановить особенности протекания пожара.

Большинство пожаров возникает в условиях неочевидности, проявляясь как результат  неосторожных действий или преступной халатности определенных лиц, поджога. Весьма редко пожары возникают под  неконтролируемым воздействием сил  природы (солнечные лучи, молния, электростатическое электричество), но и в таких случаях  в самом факте возникновения  пожара и его последствиях могут  быть установлены виновные лица, не выполнившие соответствующих профилактических мер.

Среди этих причин поджог занимает незначительное место и совершается чаще всего  на почве мести; для сокрытия другого  преступления (убийства, присвоения чужого имущества и др.); по политическим мотивам с целью дестабилизации обстановки в регионе, городе; из хулиганских  побуждений; с целью получить экономическую  выгоду (страховые премии, безвозмездные  ссуды); для улучшения жилищных условий. Способы поджогов различны и зависят  от профессиональных навыков, объекта  преступного посягательства, обстановки. Однако большая часть поджогов совершается  с подготовительным этапом, в который  входят изучение предмета посягательства, разработка преступного замысла, подготовка технических средств и орудий преступления, создание условий быстрого развития пожара и осложняющих его  тушение, принятие мер к сокрытию поджога.

Для этого  осмотр места пожара является основой  для обнаружения следов совершения поджога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Следы транспортных средств  и их основные особенности.

Под следами транспортных средств подразумеваются следы  контактного воздействия как  ходовых частей, так, неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированые изменения на дороге, связаные с движением транспорта. Следы колес, образованые в покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможеном состоянии (при движении юзом) - к динамическим следам.   

  Следы торможения - это динамические следы; они образуются при движении машины с заторможенными колесами и представляют собой сплошную полосу с неразличимым рисунком протектора. Измеряется их полная протяженность от начала до места остановки автомобиля или до места возобновления вращения колеса. Длина таких полос и их характер (непрерывные или прерывистые), с учетом характера дорожного покрытия и погодных условий, позволяют судить о скорости движения автомобиля и интенсивности торможения.

Следы протектора - это статические следы (следы качения); они образуются в момент соприкосновения определенного участка протектора со следовоспринимающей поверхностью. Рисунок протектора может быть поверхностным и объемным. И его обязательно фиксируют (путем описания, фотографирования, изготовления слепков).

          

К следам транспортных средств  относятся:

а) следы — носители информации о внешних особенностях следообразующих элементов транспортного средства или его отдельных частей (например, следы протектора шины колеса, следы облицовки радиатора и др.) на других объектах;

 б) следы — носители  информации о транспортном средстве, отделившиеся от него в результате  механического воздействия (например, отщепы древесины от борта кузова, осколки фарного стекла и рассеивателя подфарника);

в) следы — носители информации о применяемых в транспортном средстве горюче-смазочных материалах.

На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения  грязи могут остаться поверхностные  следы колес. На мягком грунте, на снегу  колеса оставляют объемные следы.

 По следам колес  можно определить вид транспортного  средства, его марку, модель. Полнота  отображения конструктивных признаков  в следах колес зависит от  характера движения транспортного  средства.

При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются  следами задних колес, поэтому здесь  отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес  на оси, вид, марка шины.

 При движении на  повороте остаются следы передней, задней осей, следы колес прицепа  или полуприцепа. Перекрытыми  здесь оказываются только следы  первой задней оси трехосных  автомобилей, поэтому изучение  следов лучше проводить на  месте, где транспортное средство  делало маневр.

 Для определения типа, вида транспорта определяются  количество пар колес, оставивших  следы, количество осей, ширина  колеи для каждой оси, а если  колеса спареные, то ширина колеи для внешней пары, внутреней. Ширина колеи определяется посредством измерения расстояния между серединой левого, правого колеса на каждой оси.

При определении осей следует  иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа, полуприцепа - по наименьшему.

Для колесного транспорта разных видов, марок, моделей предназначаются  пневматические шины, различающиеся  по посадочному диаметру, ширине профиля  шины, рисунку протектора. Внешний  диаметр шины вычисляется по длине  ее окружности. Длина окружности шины определяется путем измерения расстояния между двумя последовательными  отпечатками в следе одной, той  же особености беговой части шины.

При вычислении внешнего диаметра необходимо учитывать возможные  погрешности, зависящие от внутренего давления, веса груза, скорости движения, состояния дорожного покрытия. Ширина профиля шины может быть определена по ширине объемного следа, однако, здесь необходимо учитывать возможности искажения истиной величины в зависимости от указаных причин. Рисунок протектора расположен на беговой поверхности шины, потому хорошо отображается как в поверхностных, так, объемных следах.

Тип, модель шины определяются путем сравнения полученых при осмотре на месте происшествия следов с даными таблиц, каталогов, а также с образцами колекций шин.

 В процессе эксплуатации  шины изнашиваются, повреждаются, ремонтируются,  в результате чего происходит  накопление общих, частных идентификационых признаков, отображающихся в следах.

К общим признакам шин  помимо, их конструктивных признаков, относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора: наличие  механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок  восстановленного (наварного) протектора.

К частным признакам относятся:

- особенности износа шины  вследствие неправильной балансировки  колес или ее установки; 

- особенности формы, величины, расположения проколов, разрывов, трещин;

- дефекты рельефных элементов  восстановленного протектора.

Следы пневматических шин  мотоциклов, мотороллеров, колесных тракторов, гужевых повозок имеют природу, одинаковую со следами колес автомобиля. Следы пневматических шин колес гужевых повозок также отображают общие, частные признаки колеса.

К общим признакам относятся:

- внешний диаметр колеса, вид;

- способ крепления обода,  шины, ширина колеса, шины.

Частными признаками являются особенности крепления шины, швы, трещины, другие дефекты на рабочей  поверхности колеса.

Следы гусениц образуются траками, составляющими гусеницу. Они  остаются в виде двух полос, расстояние между центрами которых соответствует  ширине колеи. По следам траков можно  определить тип, модель трактора, произвести его идентификацию.

Общими признаками являются:

- количество траков на  гусенице;

-  форма;

-  величина траков;

-  расстояние между  траками;

- общий характер рельефа  траков.

К частным признакам относятся  особенности деформации краев траков, конфигурация, размеры дефектов на их поверхности, различия в расстояниях  между отдельными траками.

Следы полозьев остаются при  движении гужевых саней или аэросаней. Следы полозьев - это следы скольжения, образованные плоскостью, поэтому их идентификационное значение не так  велико, как следов колес или гусениц.

В качестве общих признаков  в них отображаются ширина колеи, ширина полозьев, ширина направляющего  желоба или планки.

В качестве частных признаков  иногда могут отобразиться неровности рельефа, расположенные на концах полозьев. Следы неходовой части транспортных средств остаются при наездах, столкновениях, задевании движущимся транспортом  неподвижных предметов.

Своеобразие этих следов заключается  в том, что их возникновение на следовоспринимающем предмете сопряжено  с образованием следов, на самом  транспортном средстве.

Взаимообразование следов позволяет их использовать для розыска скрывшегося с места происшествия транспортного средства, для реконструкции обстановки происшествия по расположению следов на объектах соударения. Эти следы, будучи образованы различными составными частями кузова или, наоборот, на кузове, как, всякие другие следы-отображения, могут быть использованы для установления групповой принадлежности или идентификации оставившего их транспортного средства или того предмета, который оставил следы на транспортном средстве. Как правило, факт взаимного контакта достоверно устанавливается на основании совпадения общих трасологических признаков характера, зоны деформации, размеров, общей формы следов, цвета, структуры или консистенции следов-наслоений. Следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, возникают при отделении от него частей, деталей, которые могут быть использованы для розыска, установления скрывшегося с места происшествия транспортного средства.

При наездах, столкновениях, задевании движущимся транспортом  неподвижных предметов отделиться могут различные комплектующие  транспортного средства: детали стеклоочистители, дверные ручки, прокладки, уплотнители, болты, гайки, шайбы. Отделиться могут, части единого изделия осколки остекления кузова, бампера, облицовки, отделки. По внешним признакам отделившейся части можно установить, к какой детали она принадлежала.

Принадлежность установленной  детали той или иной марке или  модели транспортного средства определяется на основании справочных данных. Основанием для вывода о том, что задержанное  транспортное средство скрылось с места  происшествия, является отсутствие на нем найденной на месте происшествия детали или части.

Для установления принадлежности отделившейся части транспортному  средству проводится трасологическое  исследование следов излома или следов-отображений  на отделившейся детали, транспортном средстве.

При движении транспортных средств на дороге происходят различные  материально - фиксированные изменения, по которым можно судить о направлении  движения транспорта.

 Определение направления  движения транспорта производится  по признакам в следах колес,  по другим признакам на дороге. Рисунок протектора шин повышенной  проходимости состоит из грунтозацепов, сходящихся под углом посредине беговой дорожки. На правильно установленной шине этот угол раскрыт в сторону движения. При пробуксовке колес выброс грунта из-под них происходит в сторону, противоположную движению. Глубина следа при этом уменьшается в сторону движения. В сторону направления движения обращены отпечатки колес при переезде через лужи, стебли кустарника или травы, концы переломанных при переезде колесами веток, пологие стороны уступов на дне объемных следов, сужения пятен от падающих капель масла.

Следы, обнаруженные на месте  происшествия, фиксируются в протоколе. При их описании указывается характер дорожного покрытия, вид следа, ширина колеи, взаимное расположение следов, рисунок протектора, наличие, форма, размеры отобразившихся дефектов шин.

Протокол обязательно  дополняется планом-схемой, на котором  указывается расположение обнаруженных следов.

Фотографирование следов транспортных средств является составной  частью. На узловых снимках необходимо запечатлеть признаки, позволяющие судить о маневре. На детальных фотоснимках фиксируются отдельные следы, отображающие общие, частные идентификационные признаки.

При детальной съемке следов колес необходимо выбирать такие  участки, где наиболее полно, четко  отобразилась беговая часть при  полном обороте колеса. В целях  избегания перспективных искажений  съемку следует производить методом  линейной панорамы. Для изъятия в  целях экспертного исследования выбираются участки следов колес, где  наиболее полно, четко отобразились частные идентификационные признаки. Поверхностные следы фиксируются  методом фотографирования, с объемных следов после их фотографирования изготавливаются  гипсовые слепки.

Информация о работе Поджоги и преступные нарушения правил пожарной безопасности