Понятие гигиены профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение темы – «Понятие и история развития ГПД (гигиены профессиональной деятельности)».

Задачи, необходимые для достижения цели:
Рассмотреть понятие ГПД;
Изучить историю и развитие данного предмета;
Рассмотреть классификацию опасных и вредных производственных факторов;
Изучить гигиеническую оценку условий и характера труда.

ГПД является актуальной темой в современном обществе.

Профилактика заболеваний – одна из сложных задач государственной политики в области здравоохранения. Здоровье – необходимое условие трудового потенциала, главный критерий эффективности государственного управления. Такая убежденность становится основой всей политики в области охраны здоровья.

Работа состоит из  1 файл

Понятие гигиены профессиональной деятельности.docx

— 82.11 Кб (Скачать документ)

    4-я  степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с общей потерей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    4-й  класс – опасные (экстремальные)  условия труда, при которых  в течение рабочей смены, небольшого промежутка времени создается угроза для жизни, высокий риск возникновения тяжелых и острых профессиональных поражений. Работа в опасных (экстремальных) условиях труда не допускается за исключением ликвидации аварийных ситуаций, проведения ремонтных работ. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении регламентированных для этих целей режимов.

    В соответствии с «Положением о  порядке проведения аттестации рабочих мест» рабочие места оцениваются по трем основным критериям:

  • гигиеническая оценка существующих условий и характера труда; оценка травмобезопасности рабочих мест;
  • учет и оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной (коллективной) защиты, обучения и др.

    Травмобезопасность оценивается 1-м, 2-м или 3-м классом (без степени опасности).

    Гигиеническая оценка существующих условий и характера  труда  производится на основе инструментальных измерений физических, химических, биологических и психофизиологических факторов. Классификация этих факторов приведена в ГОСТ 12.0.003 ССБТ. Перечень вредных производственных факторов (с кодами), приведенный в «Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест», используется предварительно при определении тех или иных факторов, присущих тому или иному рабочему месту. После измерений определяется класс условий труда на рабочем месте. Наиболее трудоемкая работа – это определение класса условий труда по показателям тяжести трудового процесса и напряженности труда.

    Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

  • динамическая физическая нагрузка;
  • масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;
  • стереотипные рабочие движения;
  • статическая физическая нагрузка;
  • рабочая поза;
  • наклоны корпуса;
  • перемещения в пространстве.

    Каждый  из указанных факторов трудового  процесса определяется по методике, изложенной в указанном выше руководстве Р.2.2.755—99.

    Общая оценка тяжести трудового процесса производится на основе всех приведенных  показателей. При этом вначале устанавливается  и вносится в протокол класс по каждому измеренному показателю, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному показателю, отнесенному к наивысшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше.

    К основным показателям напряженности трудового процесса относятся:

  • нагрузки интеллектуального характера (степень сложности выполняемой работы, восприятия информации, количество и сложность функций, ответственность за конечный результат);
  • сенсорные нагрузки (длительность сосредоточенного наблюдения, качество воспринимаемых и передаваемых сигналов, количество объектов наблюдения и др.);
  • эмоциональные нагрузки (степень ответственности, риска для собственной жизни и безопасность других лиц);
  • монотонность нагрузок (число выполняемых приемов и продолжительность их выполнения, время активных действий в течение смены и др.);
  • режим работы (количество и длительность смен, регламентированных перерывов и др.).

    Оценка  напряженности трудового процесса профессиональной группы работников основывается на анализе трудовой деятельности и  ее структуры, которые изучаются  путем хронометражных наблюдений в  динамике всего рабочего дня в  течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 22 показателя. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

    По  каждому из показателей в отдельности  определяется свой класс условий  труда. Если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо из показателей не представлен, по данному показателю ставится 1-й класс (оптимальный).

    Окончательное определение оптимального, допустимого  и вредного классов условий труда  основано на количестве показателей, имеющих  тот или иной класс. Общая оценка условий труда по степени вредности  и опасности устанавливается по наиболее высокому классу и степени вредности. Если три и более факторов относятся к классу 3.1, то общая оценка условий труда соответствует классу 3.2. При наличии двух и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше.

    При сокращении контакта с вредными факторами (защита временем) условия труда  могут быть оценены как менее  вредные, но не ниже класса 3.1 [c.44, 9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 

    В данной работе была рассмотрена тема – «Понятие и история развития ГПД».

    ГПД – раздел гигиены, изучающий воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня трудоспособности человека.

    В условиях промышленного производства на человека нередко воздействуют низкая и высокая температура воздуха, сильное тепловое излучение, пыль, вредные химические вещества, шум, вибрация, электромагнитные волны, а также самые разнообразные сочетания этих факторов, которые могут привести к тем или иным нарушениям в состоянии здоровья, к снижению работоспособности.

    Гигиена труда устанавливает нормы и требования, выполнение которых необходимо для создания здоровых условий труда.

    Практическое  использование результатов исследований гигиены труда входит в задачу производственной санитарии, которая рассматривает вопросы устройства, оборудования и содержания производственных помещений и предприятий в целом. Она устанавливает требования к производственным помещениям, территории, планировке населенных мест. Применительно к производственным помещениям производственная санитария разрабатывает требования к отоплению, освещению, вентиляции и т. д.

    Законодательство  Российской Федерации в области  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Гигиена является одной из самых древних  наук. Еще в исторических документах народов древнего мира можно обнаружить сведения, свидетельствующие о наличии элементов санитарной культуры и хорошо развитых для этого времени гигиенических навыков.

    В России гигиена начала развиваться  довольно рано. Значительное повышение санитарной культуры в России отмечается при Петре I. По его указу были построены мостовые, специальные надзиратели следили за санитарным благоустройством населенных мест.

    Гигиена труда в условиях строительства коммунизма в СССР накапливала знания о неблагоприятных факторах производственной среды, способствуя тем самым созданию на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве здоровых условий труда, устранению производственных вредностей и травматизма, предупреждению профессиональных заболеваний, укреплению здоровья работающих и повышению производительности их труда.

    Большой вклад в развитие гигиены труда  внесли известные отечественные физиологи: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский и др. Они изучали вопросы рационального режима труда и отдыха, активного отдыха и тренировки организма, проблемы утомления, а также влияние отдельных профессиональных факторов на организм.

    Основоположниками промышленной токсикологии в СССР являются    Н. С. Правдин и Н. В. Лазарев, создавшие методы токсикологических исследований промышленных ядов, и др.

    Опасные и вредные производственные факторы  подразделяются по ГОСТ 12.0.003 на следующие  классы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

    Классификация опасных и вредных производственных факторов представлена выше на рис. 1.

    В соответствии с Руководством Р.2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки условий  труда по показателям вредности  и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» условия труда по степени вредности и опасности разделяются на четыре класса:

    1-й класс – оптимальные условия труда;

    2-й класс – допустимые условия труда, которые могут вызывать функциональные отклонения, но после регламентированного отдыха организм человека приходит в нормальное состояние (оптимальный и допустимый классы соответствуют нормальным условиям труда);

    3-й класс – вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы

    4-й  класс – опасные (экстремальные)  условия труда, при которых  в течение рабочей смены, небольшого промежутка времени создается угроза для жизни, высокий риск возникновения тяжелых и острых профессиональных поражений.

    В соответствии с «Положением о  порядке проведения аттестации рабочих мест» рабочие места оцениваются по трем основным критериям:

  • гигиеническая оценка существующих условий и характера труда; оценка травмобезопасности рабочих мест;
  • учет и оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной (коллективной) защиты, обучения и др.

    Травмобезопасность оценивается 1-м, 2-м или 3-м классом (без степени опасности). 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 
 

    
  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред.  
    от 01.12.2007 № 309-ФЗ)
  3. Федеральный закон от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 9 мая 2005 г).
  5. Федеральный закон от 2.01.2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». (в ред. от 22.12.2008 № 268-ФЗ)
  6. Федеральный закон от 9.01.96г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». (в ред. от 23.07.2008 № 365-ФЗ)
  7. Федеральный закон от 22.07.1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. от 27.12.2009 № 160-ФЗ)
  8. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01.
  9. Петрова М. С., Петров С. В., Вольхин С. Н. Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учебное пособие.»: ЭНАС; Москва; 2006
  10. Предмет и содержание гигиены. Санитарное законодательство. Структура, виды деятельности и задачи санитарно-эпидемиологической службы. Учебно-методическое пособие для студентов медицинского факультета. к.м.н. Полянский В.В. , к.м.н. Баев М.В г.Пенза 2005 c.36
  11. Значение слова "Гигиена труда" в Большой Советской Энциклопедии
  12. Википедии
  13. Сайт центра гигиены и эпидемиологии

Информация о работе Понятие гигиены профессиональной деятельности