Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:29, реферат
Терроризм - это один из наиболее разрушительных для государства и общества элементов преступности. Он оказывает негативное воздействие развитие на другие структурные элементы преступности. Терроризм влияет не только на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе.
Понятие терроризма,
его криминологическая
Терроризм - это
один из наиболее разрушительных для
государства и общества элементов
преступности. Он оказывает негативное
воздействие развитие на другие структурные
элементы преступности. Терроризм влияет
не только на политические, экономические,
социальные, морально-психологические,
социокультурные процессы в обществе.
Современный терроризм обладает огромными
финансовыми и экономическими возможностями,
не контролируемыми ни государством ,
ни обществом.
В ст.6 Устава Международного
военного трибунала определяются следующие
виды преступлений лица ( группы лиц ):
1. преступления против мира, а именно :
планирование, подготовка, развязывание
или ведение агрессивной войны или войны
в нарушение международных договоров,
соглашений или заверений или участие
в общем плане или заговоре, направленных
к осуществлению любого из вышеизложенных
действий;
2. военные преступления, а именно : нарушения
законов и обычая войны. К этим нарушениям
относятся убийства, истязания и увод
в рабство или для других целей гражданского
населения оккупированной территории:
убийства или истязание военнопленных
или лиц, находящихся в море: убийства
заложников: ограбление общественной
или частной собственности: бессмысленное
разрушение городов или деревень; разорение,
неоправданное военной необходимостью,
и другие преступления ;
3. преступления против человечности, а
именно убийства, истребление, порабощение,
ссылка и другие жестокости, совершенные
в отношении гражданского населения до
или во время войны или преследования
по политическим, расовым или религиозным
мотивам с целью осуществления или в связи
с любым преступлением, подлежащем юрисдикции
Трибунала, независимо от того, являлись
ли эти действия нарушением внутреннего
права страны, где они были совершены,
и ли нет.
международный
терроризм представляет собой совокупность
совершенных в условиях мира между
государствами следующих деяний
:
1. незаконное и преднамеренное совершение
лицом ( группой лиц ) на территории государства
насильственного акта в отношении пользующихся
защитой, согласно международному праву,
иностранных государственных или международных
органов или учреждений, или их персонала,
средств международного транспорта и
связи, других иностранных и международных
объектов;
2. организованное или поощренное иностранным
государством на территории данного государства
незаконное и преднамеренное совершение
лицом ( группой лиц ) насильственного
акта в отношении национальных государственных
органов или общественных учреждений,
национальных политических и общественных
деятелей, населения или иных объектов
в целях изменения государственного или
общественного строя, провокации международных
конфликтов и войны.
Акт внутригосударственного террора является
деянием индивида или группы индивидов.
Террорист в Законе о борьбе с терроризмом
1998 года определяется как «лицо
, участвующее в осуществлении террористической
деятельности в любой форме».
Акт
международного терроризма
совершается также
индивидом или
группой индивидов,
действующими самостоятельно
или согласно инструкциям
государства, и объективно
направлен против определенных
ценностей, охраняемых
уже не только национальным,
но и международным
правом.
Акт внутригосударственного
терроризма рассматривается
как тяжелое преступление
по национальному законодательству
страны – места совершения
деяния.
Акт международного
терроризма оценивается
как преступление не
только уголовным правом
государства, но и , посягая
на международные отношения,
международным правом.
Необходимо отметить,
что любой террористический акт
включает в себя три элемента: террориста,
его жертву (объект нападения), а также
лиц, которые служат объектом воздействия.
Одна из главных целей террористического
акта
-психологическое воздействие на индивидов,
не являющихся непосредственно жертвами
данного преступного действия.
Значительная часть актов террора совершается
ради извлечения материальных выгод (
например, захват заложников с целью получения
выкупа ), хотя они могут прикрываться
иными целями.
Целесообразно
выделить три вида терроризма: уголовный,
политический и патологический.
1. Уголовный терроризм представляет действия,
совершаемые в целях получения выгоды,
неполитические покушения на жизнь, свободу,
неприкосновенность личности, собственности
и т.п.
2. Политический терроризм в своей основе
имеет политическую мотивацию, т.е. оппозицию
существующему строю, конфликты с органами
власти и т.п.Согласно статистики данным
этот вид преступлений составляет около
20% от всех видов незаконного вмешательства
в деятельность гражданской авиации.
3. Патологический терроризм является
следствием умственных расстройств, психических
аномалий.
Контроль и предупреждение терроризма.
Для успешного предупреждения и контроля
над терроризмом необходимы усилия всех
основных компонентов общественно-политической
жизни, а также нужно иметь государственно-политическую
волю, чтобы добиться успехов в борьбе
с терроризмом.
На современном этапе существуют такие
формы предупреждения как внутригосударственный
политический, правовой, институционный
и международный политический, правовой
и институционный контроль.
Внутригосударственный
политический контроль над терроризмом
и международным терроризмом
включает в себя:
А) общеуголовную политику государства;
Б) антитеррористическую политику.
Под общеуголовной политикой государства
в отношении терроризма следует понимать
: самостоятельное направление деятельности
государства в сфере законодательства,
регулирующей борьбу с преступностью,
определения структуры органов уголовной
юстиции, порядок и форму их функционирования,
степень участия общества в борьбе с преступностью.
Для контроля и предупреждения терроризма
в государстве должна существовать программа
противодействия террористическому насилию,
которая включает в себя :
- сотрудничество между правоохранительными,
следственными и судебными органами;
- активизация просвещения и улучшение
подготовки сотрудников правоохранительных
органов по вопросам предупреждения преступности,
включая разработку специальных курсов
профессиональной подготовки по борьбе
с терроризмом;
- обеспечение эффектного контроля над
оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами
и другими опасными материалами, которые
попадают в руки лиц, могущих использовать
их в террористических целях;
- расширение сотрудничества между различными
правоохранительными и судебными органами
с уделением должного внимания уважению
основных прав человека;
- разработка программ общего правового
просвещения и расширения осведомленности
общества путем привлечения средств массовой
информации с целью разъяснения населению
той опасности, которую представляет собой
террористическое насилие;
- эффективная защита свидетелей террористических
актов, судей и работников уголовного
правосудия , участвующих в судебных процессах
по делам о террористических актах;
- разработка руководящих принципов для
средств массовой информации в целях недопущения
создания сенсаций и оправдания террористического
насилия;
- определение направлений сотрудничества
между государствами в уголовно- правовых
вопросах на всех уровнях системы обеспечения
соблюдения законов и уголовного правосудия.
Антитеррористическая политика государства
должна строиться на следующих основаниях:
- совершенствование законодательной
и международно-правовой базы по контролю
над терроризмом;
- сочетание секретности при проведении
контртеррористических операций и актов
с обеспечением гласности в деятельности
правоохранительных органов при профилактике
терроризма;
- обеспечение полноценных юридических
прав всем участникам процессов , связанных
с контролем над терроризмом;
- осуществление контроля в условиях национальной
и международной законности.
- взаимодействие правоохранительных
органов и специальных подразделений
по предупреждению и борьбе с терроризмом;
- разработка и использование общих и специальных
методов социальной профилактики террористических
актов;
- использование в предупреждении актов
терроризма и международного терроризма
достижений правовых, гуманитарных, технических
наук.
Правовой контроль призван для того , чтобы государственн-официально, юридически оформить правовую базу для борьбы и предупреждения терроризма, путем принятия специальных нормативных актов. Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы как :
1. законность:
2. приоритет мер предупреждения терроризма;
3. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
4. сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
5. комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
6. приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций;
7. минимальные уступки террористу;
8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Институционный контроль подразумевает собой создание систем, которые нацелены на борьбу и противодействие терроризму. В Российской Федерации эта системы состоят из двух институтов : институт уголовной юстиции и система обеспечения национальной безопасности. Систему национальной безопасности России определяет Концепция национальной безопасности
Российской Федерации 1997 г.
Основу системы обеспечения национальной безопасности России составляют органы, силы и средства , осуществляющие меры политического, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами
Российской Федерации. Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами согласно ст.6 Закона о борьбе с терроризмом 1998 года является правительство Российской Федерации, а субъектами , непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции :
Федеральная служба безопасности РФ; Министерство внутренних дел РФ;
Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная пограничная служба РФ. Основная организационно- аналитическая работа по контролю над проблемами национальной безопасности России возлагается на Совет Безопасности Российской
Федерации. Также нужно отметить что, для координации деятельности субъектов осуществляющих борьбу с терроризмом, согласно п.6ст.6 Закона о борьбе с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской
Федерации
или решениями
Правительства Российской
Федерации могут
создаваться
Информация о работе Понятие терроризма, его криминологическая характеристика