Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа
Цель данной контрольной работы, заключается в комплексном изучении основных понятий предмета Основы безопасности жизнедеятельности, а именно понятия опасности и угрозы безопасности, а так же детально исследовать классификации данных понятий.
Необходимо особо отметить, хотя это и очевидно, что понятие безопасность жизнедеятельности отличается по смыслу от понятий безопасность и безопасность жизни.
Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие – природная, социальная, техногенная.
Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.
Безопасность человека, обеспечиваемая его жизнедеятельностью, может быть измерена уровнем безопасности. Интегрально он характеризуется продолжительностью жизни.
Наиболее долгое сохранение жизни, бесспорно, является одной из основных целей жизнедеятельности, несмотря на то, что философы до сих пор спорят о смысле и целях жизни. Не случайно безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов (в нашем случае вида Homo sapiens) укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.
Можно говорить об индивидуальном и общем по сообществу уровнях безопасности. Вообще, говоря о продолжительности жизни, нужно иметь в виду три различных показателя:
- биологическую продолжительность жизни, определённую природой человеку как виду;
- индивидуальную продолжительность жизни, относящуюся к конкретной личности (с её особенностями);
- среднюю продолжительность жизни в данном сообществе.
Преобразованной жизнедеятельностью среде свойственны свои опасности. Опасности возникают также от собственных действий при защите: например, убегая от преступника и не рассчитав свои силы, человек может получить травму, даже инфаркт. К числу опасностей от собственной жизнедеятельности относятся и опасности от нерационального повседневного поведения - от вредных привычек и т.п.
Угроза безопасности – потенциальное нарушение безопасности, любое обстоятельство или событие, которое может явиться причиной нанесения ущерба. В любом рассматриваемом времени и месте существует ряд факторов, которые каким-либо образом влияют на вероятность возникновения и возможность осуществления угроз. Опасности (угрозы), в основном, не возникают неожиданно. В большинстве случаев им предшествуют некоторые события, процессы и явления, которые являются их предвестниками. Выявление таких предвестников, их анализ и с их помощью прогнозирование степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, возможного ущерба, напряженности и т.д. являются основными задачами диагностики опасностей. В целях научного понимания и прогнозирования динамики опасностей и угроз, как подсказывает мировой и отечественный опыт, нужна превентивная диагностика. Чтобы точно прогнозировать опасности, необходимы методы, средства и объективные знания их причинно-следственных связей.
Опасность
возникает при неудовлетворении
каких-либо потребностей человека и
образуемых им сообществ в энергии,
веществе и информации. Данное обстоятельство
крайне важно для классификации объективно
существующих опасностей, угроз, вызовов и
для связанного с ними ущерба, например,
для утраты энергетических, материальных
информационных ресурсов. Угрозы классифицируют
по направлениям (видам) :
политические;
военные;
социальные;
экономические;
экологические;
продовольственные;
психологические;
информационные и др.
Опасности
и угрозы всегда указывают на взаимодействие
двух сторон: субъекта источника и носителя
опасности; объекта - на которого и направлена
опасность или угроза. Субъект - носитель
предметно-практической деятельности
и познания (личность, организация, социальная
группа или общество, государство и международное
сообщество в целом), источник активности,
направленной на объект. Объектом угроз
и опасностей являются личность, организация, социальная
группа или общество, государство и международное
сообщество в целом, представляющие
собой целостную систему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безопасность
жизнедеятельности как научная
дисциплина изучает основные закономерности
проявления опасностей и способы
защиты от них человека и его сообществ
в различных условиях обитания. Включая
в себя все компоненты общей науки
о безопасности, эта дисциплина является
научной и методологической основой
для специальных дисциплин, изучающих
различные аспекты
Научный
анализ системы "человек - социальная
среда" свидетельствует о высокой
степени сложности
Преобразованной жизнедеятельностью среде свойственны свои опасности.
Проблемы безопасности характерны тем, что и объектом и субъектом безопасности, если говорить вообще, является человек. При конкретном же анализе оказывается: при том, что в основе и объектов и субъектов находится личность человека, безопасность объектов различного уровня обеспечивается, в основном, субъектами различного рода, поскольку возможности различных субъектов разные.
Решение задач безопасности низших уровней носит характер конкретных действий индивида и группы, вызванных необходимостью защиты в сложившейся опасной ситуации.
Решение
проблем национального и
СПИСОК ЛИТЕРАУРЫ
1. Концепция
национальной безопасности
2. Основы
теории и актуальные проблемы
национальной безопасности
3. Русак 0. Н., Малаян К. Р., Занько И. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Под ред. 0. Н. Русака. СПб., 2000.
4. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие. М., 2002.
5. ЯрочкинВ.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности. М., 2000.
6. Ярочкин В. И., БузановаЯ. В. Теория безопасности. М., 2005.
7. Безопасность
жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В.
Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.;
Под общ. Ред. С.В. Белова. 2-е изд., испр.
и доп. - М.: Высш. шк., 2005.