Поведение человека в экстремальных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 05:56, реферат

Описание

наше время практически каждый человек может побывать в любой точке земного шара: самолет, поезд, автомобиль, быстроходный морской лайнер доставляет вас куда угодно. По воле случая, по своей неопытности, а иногда и сознательно каждый из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате аварий наземного рушения, авиационных катастроф, кораблекрушений, трагедий в туристических походах и экспедициях.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 55.40 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный  университет управления»

Институт  инновационного управления экономикой  

РЕФЕРАТ по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

на  тему «Поведение человека в экстремальных ситуациях». 

Выполнила студентка

Дневной формы  обучения

Специальности РЭ

1 курса 1 группы                             _________________                                     ______________________

                                                                                   (подпись)                                (инициалы и фамилия) 

Руководитель  работы

_______________________        _____________                     ________________

(ученая  степень, звание)                                   (подпись)    (инициалы и фамилия) 
 
 
 
 

Москва 2011 
 

   
 
 
 
Экстремальная ситуация

В наше время практически  каждый человек может побывать в  любой точке земного шара: самолет, поезд, автомобиль, быстроходный морской  лайнер доставляет вас куда угодно. По воле случая, по своей неопытности, а иногда и сознательно каждый из нас может попасть в сложную  ситуацию и остаться один на один с  природой. Ежегодно в мире гибнут сотни  тысяч людей в результате аварий наземного рушения, авиационных  катастроф, кораблекрушений, трагедий в туристических походах и  экспедициях.

Главная проблема в  таких случаях заключается в  том, что многие люди совершенно неподготовлены, оставшись без готовых продуктов, медикаментов, необходимой одежды и  средств. К экстремальным ситуациям  наиболее подготовлены: медицинские  работники, сотрудники МЧС, пожарная охрана, солдаты и офицеры ВС.

Очень часто в сложных  и порой самых  неожиданных ситуациях  нам приходится рассчитывать в первую очередь  на самих себя.

Каждая из минут  в экстремальных обстоятельствах - решающая. И если знать, что надо делать, а чего не делать ни под каким  видом, да к тому же не позволять  заставать случаю себя врасплох, за эти минуты ситуацию можно разрешить  в свою пользу. Такое умение выживать, я думаю, можно легко назвать "личным иммунитетом безопасности". По некоторым  сведениям в России этот иммунитет  в несколько раз выше, чем в  развитых европейских странах.

В природной среде  ситуация, при которой может возникнуть опасность для жизни человека, угроза его здоровью и психическому состоянию может сложиться как  в силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине. В  результате люди вынуждены находиться в условиях автономного существования. Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует непосредственная угроза.

Гроза

Грозы постоянно гремят над землей. Хотя по статистике, гибель от удара молнии случается очень  редко, никогда не следует недооценивать  эту опасность. В горах грозы  возникают чаще, чем на равнинах.

Наиболее часто  молнии попадают в отдельностоящие  и выступающие предметы, поэтому  нельзя укрываться в грозу возле  одиноко стоящих деревьев , столбов  и др. высоких местных предметов(геодезические  знаки пирамиды, вершина открытого  холма) надо отойти на 15 метров. В деревья  разных пород молнии попадают с различной  частотой.

 
Порода  дерева Количество  ударов молний  
Береза и  клен 0  
Акация 1  
Липа 2  
Бук 3  
Сосна 6  
Ель 10  
Тополь 24  
Дуб 54  
     
 

Опасно находиться в воде или поблизости от нее. Наиболее безопасны сухие равнины, ложбины  между холмами. Прямое поражение молнией приводит к смертельному исходу. Но в помимо этого атмосферное электричество может принести немало неприятностей.

Электромагнитная  индукция - В тех случаях, когда основной поток электричества проходит на удалении до 1 метра от человека, в его теле, как и любом проводнике ,возникают индукционные токи Фуко - это также опасно как и прямое попадание. Электростатическая индукция - несильное покалывание на подошвах или ладонях, т.е. в точках соприкосновения тела со склоном - само по себе это неопасно, но может напугать неопытного путешественника.

Эффект короны - потенциала грозы недостаточно для разряда - тогда может начаться медленное  стекание заряда с выступающих предметов. Возникает легкое потрескивание, в  темноте видны голубое свечение - небольшое покалывание на кончиках носах, ушах и пальцах рук. При  отсутствии головного убора волосы электризуются , поднимаются. Такое  явление также не представляется опасности , но всё же является "последним  предупреждением о надвигающейся  грозе и напоминанием о необходимости  спуска вниз с выступающих форм рельефа.

Снежные лавины

В высокогорных районах  серьезную опасность представляют снежные лавины. Обычно они происходят на склонах крутизной от 30? до 45? после сильного снегопада, длившегося несколько часов. На более крутых склонах снег не накапливается, на менее крутых весной и в начале лета могут сходить лавины из мокрого снега даже при угле 12? -15?.

Дождь и повышение  температуры после снегопада  увеличивают опасность схода  лавины, как и сильный снегопад при низких температурах, так как  снег не успевает слежаться.

 
Степень опасности Глубина снежного покрова Характеристика  лавиноопасности  
1 15-30 см Возникновение опасности  на склонах свыше 30?  
2 30-50 см Значительная опасность  
3 50-70 см Большая лавиноопасность  
4 70-100 см Очень большая уже  на склоне свыше 20?  
5 120 см Катастрофическое  положенние  
       
 

Виды  лавин

Осов - соскользнувший широким фронтом снег вне строго фиксированного русла.При осове происходит отрыв и сползание снежных масс по склону, но нижележащий снег задерживает движение сползающих масс и они останавливаются, не доходя до дна долины.Обычно высота сползания снега при осовах в несколько раз меньше его ширины его фронта и достигает иногда нескольких десятков метров, скорость движения снега небольшая.

Считается, что подобное перемещение  снега не представляет особой опасности. Это  уж раз на раз не попадает. Например, известный горный проводник Сепп Курц погиб 10 февраля 1951 года около своего дома в снежном оползне, длина и ширина которого равнялась 6 и 4 метрам, а толщина  снежного покрова  равнялась всего 24 сантиметрам.

Лотковая  лавина. В случае концентрации движущегося снега в каналах стока ( по строго фиксированным руслам) скорость движения значительно возрастает. Движение снега приобретает форма течения. У подножья склона образуется лавинный конус.

Прыгающая лавина. Если канал стока, по которому движется снег, имеет отвесные участки, то движение снежных масс при свободном падении приобретают огромную скорость. Лавины из рыхлого пушистого свежего снега, выпавшего в морозную погоду, могут набирать скорость до 250-300 км/час. Чаще всего из рыхлого пушистого снега возникают непосредственно во время снегопада или сразу же после него.

Еще более опасны воздушные волны, возникающие при движении прыгающих лавин. Уже вскоре после начала движения лавины представляют собой облако мельчайшей снежной пыли. Лавинных конусов такие лавины не оставляют.Если кто попадет в такую лавину в начальной стадии, то для него это не представляет опасности, т.к. снег легким потоком обтекает ноги. Но в средней и далее части возникает угроза не только удушения снежной пылью, но и сброса вниз.

Прямой  фронт ударной  волны все ломает и сбрасывает вниз. Такие лавины имеют  большую разрушительную силу, давление может  достигать 9000 кг/м2. Этого хватает, чтобы как спички ломать сосновые стволы.

Для примера приведу  описание последствий  лавины на ст. Даллас (Австрия) в 1954 году. Воздушная  волна от лавины из сухого снега перебросила  по воздуху железнодорожный  вагон весом в 42 тонны, а 120-ный электровоз подняла с рельс  и ударила им в  здание вокзала.

Снежная доска - днем на солнце верхний слой снега нагревается и подтаивает, в ночью смерзается, превращаясь в плотную твердую корку. Нижние слои, уплотняются под собственной тяжестью проседают, между ним и настом создается воздушная полость. Не скрепленная с нижним слом снега и как бы повисшая в воздухе плотный наст и есть снежная доска.

Она очень непрочна, иногда достаточно легкого  внешнего воздействия, чтобы произошел  ее отрыв и началась лавина. Лавины из снежных  досок возникают  как правило в  период резкого похолодания, а также снегопадов, когда последние  значительно перегружают  склон.

Признаки  лавинной опасности

1.-Самый  верный признак  лавинной опасности  - это наличие лавинных  конусов. Большинство  лавин сходят из  года в год в  одних и тех  же местах., и если  вы видите конус  лавина прошла  и пройдет здесь  неоднократно.

2.-При  своем движении  лавину уничтожают  всякую растительность , поэтому густой  сосновый лес на  склоне - верных признак  отсутствия лавинной  опасности, и наоборот  вертикальные просеки  в лесах- верный  признак лавины. Относительно  безопасными можно  считать только  склоны, на которых  из под снега  выступают камни  или выходы скал, а внизу заросли  кустарника, которые  препятствуют сползанию  до тех пор пока  снегопад не закроет  их полностью.

3.-Верный признак  - сильный снегопад. Степень лавинной  опасности постепенно снижается  в течении суток после снегопада  в зависимости от мощности  выпавшего снежного покрова.

4.-Подветренные склоны, где собрались большие массы  снега.

5.-Очень опасны  долины имеющие форму теснин. Заполненные снегом глубокие  овраги.

При подходе к высокогорью  выбор движения зависит от характера  долины. При

движении по широким  корытообразным ледниковым долинам  следует придерживаться середины.(но со склонов возможен сход лавин и  воздействие воздушной волны)

Меры  предосторожности

После снегопада следует  подождать день, чтобы снег слежался.

Наиболее безопасными  являются склоны неправильной формы  или поросшие лесом.

Солнечное тепло, вызывающее таяние снега, может стать причиной схода лавины, поэтому до полудня  следует идти по затененным участкам, избегая освещенных солнцем мест.

После полудня держитесь  склонов, которые ранее были освещены солнцем, и избегайте тех участков, которые впервые оказались под  солнечными лучами.

Избегайте небольших  оврагов, лощин и долин с крутыми  склонами.

Идите вдоль горных гребней и возвышенностей выше путей  схода лавин. При этом, правда, увеличивается  вероятность того, что вы спровоцируете  сход лавины, однако в этом случае есть хорошие шансы остаться на поверхности  снежных масс или вовсе не быть увлеченным ими вниз. Постоянно помните  о возможности схода лавины, даже если сами никогда не были ее свидетелем. Старайтесь определить, где начинались лавины, их направление и как давно  они сошли. Это укажет те места, где  следует ожидать их схода.

Выбрав путь в самой  верхней части лавиноопасного склона (выше линии максимального напряжения снежного пласта), можно вызвать  лавину из рыхлого снега. Однако учитывая небольшую величину снежных масс, находящихся выше и то, что свою силу лавина наберет только на участке  склона, расположенного ниже, такая  лавина серьёзной опасности представлять не будет.

Если ближе к  нижней части, когда передвигаясь по снегу, разрушают его естественную опору (подрезают склон) то происходит сначала некоторые незначительные (10-15 см) перемещения снега, мгновенно  приводящие в движения вышерасположенные  массы снега.

Склоны со снежной  доской. Наст бывает таким прочным, что на нем почти не остается следов не только от ботинок но и от кантов лыж, и при передвижению по нему перемещения  снега не происходит. Но, если в верхней  части доски (в зоне растяжения) наст будет поврежден, то это мгновенно  может привести к образованию  продольных трещин в перенапряжённом  пласте и образованию лавины. Тоже самое произойдет, если перегрузить  доску своим весом. В нижней части  доски (зоне сжатия) те же самые действия к образованию лавин не приводят.

В лавиноопасной зоне подъём должен проходить по выступающим  формам рельефа. Ни в коем случае не следует подниматься по углублениям (овражкам, кулуарам). Если другого пути нет, подъём по снегу должен совершаться  в лоб вне зависимости от состояния  снега. Если на склоне есть скальные выходы или крупные, выступающие из-под  снега формы льда движение совершают  под их зашитой. В лыжном путешествии  лыжню по лавиноопасному склону прокладывают под уклоном 8-12 градусов.

Правила преодоления лавиноопасного участка.

Во-первых продумайте и выберите наиболее безопасный маршрут прохождения лавиноопасных участков.

Во-вторых - подготовьтесь к самому худшему, наденьте свитер и штормовку, лицо закройте шарфом или ветрозащитной маской, поднимите капюшон, плотно застегните воротники и манжеты штормовок, наденьте руковицы. Лямки рюкзака надо сдвинуть так, чтобы его можно было быстро скинуть с плеч. Лыжные крепления ослабляют или расстегивают, кисти рук вынимают из темляков лыжных палок.

В-третьих. Если в районе передвижения есть люди, возьмите и привяжите лавинный шнур.

Попадание в лавину

Немедленно освободиться от лыжных палок, рюкзака, лыж, т.к. все  эти предметы сыграют роль своеобразного  якоря и затянут вас в снег вниз головой.

Попав в лавину, нужно  всеми силами стараться удерживаться на поверхности и стараться выгребать  к её краю, где перемещения снега  значительно медленнее. Плавательные движения по течению снежного потока в определённой степени препятствуют засасыванию человека лавиной.

Если выбраться  не удается, тогда необходимо сгруппироваться, подтянув колени к животу и сжатыми  кулаками защищать лицо от снега, одновременно создавая около лица пустоту., позволяющую  свободно дышать.

При остановке лавины определить свое положение ( где верх и где низ) Набрать слюну и  дать ей вытечь изо рта, это позволить  узнать где низ, и начать по возможности  продвигаться в противоположную  сторону.. Сохранять спокойствие  духа и воздух.

Не считать свое положение безнадежным, не терять уверенности  в своем положении, ни в коем случае нельзя спать, Бороться со сном надо всеми  силами.

Попавший в лавину может кричать только тогда, когда  он слышит над собой голоса и шаги участников поиска. Так как звук из глубины снежной толщи слышен только в непосредственной близости от источника

При всех видах лавин  из сухого снега и особенно при  лавинах из пушистого снега., снежная  пыль забивается в рот, нос, глаза, уши  и душить человека, даже если засыпавший его снег имеет толщину всего 15-20 см. (важность защиты рта и носа шарфом). Теплые вещи предохраняют от замерзания.

При остановке лавины сразу постарайтесь отвоевать у  снега как можно больше места. Для этого постарайтесь двигать  руками, головой ногами. Расталкивайте  снег, потом определите где верх , где низ

Для движении лавины снег сильно разогревается , при остановке  очень быстро смерзается, поэтому  не теряйте времени, отдышитесь и  начинайте выбираться, не теряя времени. Совсем не обязательно, что вас завалит  многометровым слоев снега, возможно, что вы находитесь совсем рядом с  поверхностью , но пробиться наверх через смерзшийся снег будет уже  невозможно.

При попадании в  лавину из влажного и мокрого снега  очень важно сохранить перед  лицом свободное от снега пространство.

Мокрый снег это  гигантский груз 800 кг/м3. В момент остановки лавины в ее конусе из-за большого давления снежных масс температур повышается. Образовавшиеся талые воды заполняют промежутки между сплавившимися частицами снега и вскоре замерзают. Образовавшийся "снежный цемент" не поддаётся лопате и с трудом разбивается ледорубом.

При попадании в  воздушную волну - броситься ничком на снег, стараясь зарыться в него поглубже и при этом обязательно закрыть  нос рот и уши от проникновения  снежной пыли. Можно спрятаться и  за большой камень, деревья не могут  служить защитой.

экстремальная ситуация катастрофа

Наводнение

Наводнения периодически наблюдаются на большинстве рек  нашей страны и занимают первое место  в ряду стихийных бедствий по регулярности, площади распространения и суммарному среднему годовому материальному ущербу. В русских летописях найдены  записи о наводнениях: в X веке - 4, в XI веке - 2, в XII веке - 4, в XIII веке - 8, более  всего в XVIII веке - 43. На территории России наводнения постоянно грозят почти 750 городам и нескольким тысячам  других населенных пунктов.

Наводнением называют затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов (подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность), при заторах (нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки), зажорах (скопление в начале зимы рыхлого ледового материала во время ледостава в сужениях и излучинах русла реки), при прорывах плотин.

Жители зоны регулярного  затопления должны быть заранее информированы  об этой опасности, обучены и подготовлены к действиям при угрозе и во время наводнения. С получением прогноза наводнения население оповещается  через сеть радио и телевизионного вещания.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее  собрать в квартире следующие  предметы первой необходимости: документы, медицинская аптечка, спички (зажигалка), хлеб, питьевая вода, - и занять ближайшее безопасное возвышенное место, быть готовым к эвакуации по воде, в том числе с помощью подручных плавучих средств. В такой обстановке не следует поддаваться панике, терять самообладание, нужно спокойно принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи.

Если наводнение застигло вас в светлое время суток, то для привлечения внимания спасателей следует вывесить на высоком месте  белое или цветное полотнище  большого размера, если в темное время - самой эффективной мерой станет подача световых сигналов - фонарем, прожектором, костром.

До прибытия профессиональной помощи людям, оказавшимся в зоне затопления, необходимо оставаться на верхних этажах и крышах зданий, деревьях и в других возвышенных  местах. Обычно пребывание людей в  зоне затопления длится до спада воды или прихода помощи со стороны  спасателей, имеющих надежные средства для эвакуации в безопасный район.

Самоэвакуация населения  на незатопленную территорию проводится в случаях необходимости оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, израсходования или отсутствия продуктов  питания, угрозы ухудшения обстановки или в случае утраты уверенности  в получении помощи со стороны. Для  самоэвакуации по воде используются личные лодки или катера, плоты  из бревен и других подручных материалов.

Людей, подобранных  на поверхности воды, следует как  можно быстрее переодеть в  сухую одежду, дать успокаивающие  средства, а людям, извлеченным из воды или со дна водоема, провести искусственное дыхание.

Оползень

Оползни по своим последствиям, а главное - по внезапности наступления  представляют собой серьезную опасность  для человеческой жизни. Оползни  актуальны для тех людей, которые  живут или по иным причинам должны долгое время находиться в так  называемой оползневой зоне: на склонах  гор, холмов, глубоких оврагов, высоких  берегах рек, разнообразных обрывах  и т. п. Последствия оползней самые разнообразные и зависят от масштаба и объема сползшей земли. Оползни могут причинять большие разрушения, изменять ландшафты, вызывать человеческие жертвы и тяжелые увечья, быть причиной техногенных и экологических катастроф.

Опасность оползней в  том, что у человека, в него попавшего, мало шансов на выживание, так как при больших объемах сползшего грунта велика вероятность полного засыпания им человека. По причине того что мягкий и рыхлый грунт почти не образует внутри своей кучи пустот, человек оказывается либо заваленным и раздавленным внутри, либо погибшим от нехватки воздуха.

Если вы по каким-либо причинам находитесь в оползневой зоне и у вас нет возможности  ее покинуть, то главное условие  быть не застигнутым врасплох - этопостоянное внимание и наблюдательность. Тщательно и регулярно проверяйте состояние грунта около обрывов, его состав, плотность и твердость. Следите за всеми осадками и осыпаниями земли, не ленитесь и измеряйте расстояние от начала обрыва до точки своего постоянного проживания или местонахождения, от этого прежде всего зависит ваша безопасность. Используйте всяческие приспособления, облегчающие эту задачу: колышки с зарубками или отметинами, веревки, буры и т. д.

Старайтесь при  наличии возможности как-то укрепить грунт подручными средствами. Например, всем известно, что корни деревьев укрепляют и связывают грунт на склонах оврагов, обрывов и других оползневых местах, а дерн или газонная трава предохраняют верхний слой почвы от размывания. Особо следует сказать о размывании почвы, так как именно вода во многих случаях становится причиной оползней. По этой причине особенное внимание состоянию грунта нужно уделять весной, в период таяния снегов, и во время дождей и гроз. Для снижения негативного влияния воды организуйте, если это возможно, упорядоченный сток воды в противоположном от оползня направлении и постоянно поддерживайте эту систему в рабочем состоянии.

Сложнее в этом случае приходится жителям высоких берегов  рек и водохранилищ, где высокий  уровень речных (а значит, и грунтовых) вод снизу подтапливает и подмывает  берег. В этом случае помогут либо противооползневая защита берега, либо перенос жилища на безопасное от берега расстояние. Обязательно предупредите местные власти о том, что вы проживаете в опасной для жизни зоне. Добейтесь  проведения экспертизы для признания  этого факта. Если сложится критическая  ситуация, то именно власти будут ответственны за ее ликвидацию и возмещение ущерба.

Если все же дойдет до того, что ни с того ни с сего земля вдруг зашевелится, закачается и начнет сползать вниз, то немедленно покиньте свое пристанище и постарайтесь как можно скорее добраться до безопасного места. Ни в коем случае не медлите, иначе существует возможность  просто не успеть.

Но самый безотказный  способ избежать попадания в оползень - это никогда к нему не приближаться.

Град

Град - это атмосферные  осадки в виде частичек льда неправильной формы, выпадает в теплое время года, обычно с ливневым дождем или при  грозе. Чаще всего осадки с градом выпадают в середине или в конце  августа.

Попасть в эту экстремальную  ситуация вы можете в самом неожиданном  месте. Град может настигнуть вас  и на отдыхе, и по дороге на работу, или же когда вы дома или в своем  автомобиле. Но в любом случае, град может нанести не только материальный, но и физический ущерб.

Града в основном страшатся  работники полей и те, кто содержит дачные угодья. Для них это одно из страшных стихийных бедствий, способных  лишить урожая. Особенно град опасен таким  посевным культурам, как рожь, пшеница, ячмень. Непоправимый урон гард может  нанести также и томатным культурам.

Но не только сельскохозяйственным угодьям может нанести непоправимый урон это стихийное бедствие. Опасен град и для человека, а также  для его имущества. Известны случаи, когда град убивал людей или калечил  их. Не говоря уже о том, что град способен оставлять глубокие следы  на крыше вашего автомобиля.

Если град застал вас  дома и вы услышали, как градины  стучат о подоконник, то необходимо сразу же закрыть все окна в  доме. Больше вы ничего не можете сделать. Остается лишь надеяться, что град не разобьет стекла в окнах. И, конечно  же, лучше не выходить из дома в это  время.

Если град застал вас  на даче, то не стоит под градом укрывать урожай, ведь это стихийное бедствие довольно-таки опасно для вас самих. Во время града следует укрыться в доме, где необходимо закрыть  все окна. Если на вашем приусадебном участке нет домика или беседки, встаньте под большое и раскидистое  дерево. Если же деревьев тоже по близости нет, то постарайтесь найти деревянную доску, еще лучше - несколько досок  и попытайтесь построить из них  небольшой шалаш. А лучше попросите  соседей приютить вас на время  стихийного бедствия.

Если град застал вас  на дороге, то постарайтесь найти себе надежное укрытие. Это может быть дерево с густой кроной и широкими листьями, градины таким образом  будут задерживаться в его  кроне. Это может быть и какой-либо карниз дома, балкон, железно-стеклянная будка, которые стоят на каждой остановке. Если поблизости есть магазин, зайдите  в него и переждите град там. Если вы находитесь рядом с каким-либо домом, зайдите в него и в подъезде переждите непогоду.

Если вы едете в  троллейбусе, автобусе, ином транспорте и заметили, что начался град, не выходите из него, даже если вы опаздывайте  на важную встречу. Самый минимальный  урон, который может принести вам  град, - это синяки, максимальный - сотрясение мозга, возможен даже летальный исход. Если во время града вы находитесь в своей машине, то ни в коем случае не стоит выходить из нее. Закройте в ней все окна. Не стоит в такую погоду передвигаться на легковом автомобиле, вы можете не увидеть дороги на расстоянии пяти-десяти метров. Как только вы поймете, что начинается град, припаркуйтесь куда-нибудь, лучше всего во дворе какого-либо дома. Постарайтесь определить, с какой стороны дует ветер, и поставьте свою машину таким образом, чтобы ветер, а соответственно, и град били по заднему стеклу, а не по лобовому.

Селевой поток

Селевой поток может  обрушиться на любую местность, но, конечно, большая вероятность подобного  стихийного бедствия в гористых местностях. Наиболее опасен селевой поток для  тех районов, которые расположены  в низине, они более подвержены затоплению. Если город построен в  ложбине гор, то он неминуемо подвергнется хотя бы одному стихийному бедствию, особенно велика вероятность подвержению  селевого потока.

Селевой поток сходит с гор во время сильнейших ливней, которые обрушиваются на местность. Как правило, этому бедствию предшествует ураган или цунами. Мощные дождевые потоки и шквальный ветер буквально  смывают верхний слой земли, из-за сильного ветра ливневая вода смешивается  с верхним слоем земли и  стремительным потоком спускается с поверхности. При этом скорость потока может быть очень большой, а слой грязи, смешанной с водой, достаточно толстым, такой поток  может похоронить под собой целый  город.

Селевые потоки обрушиваются, как показывает статистика, в весенний и осенний  период. Его схождению предшествует сильная засуха, после чего над местностью проносятся ураганы и ливневые дожди, которые и порождают эти грязевые потоки.

Для того чтобы не стать жертвой данного стихийного бедствия, нужно усвоить следующие  правила и советы, которые дают люди, прошедшие через это испытание. Селевой поток опасен тем, что  его практически невозможно предугадать, он может обрушиться столь внезапно, что даже метеорологические и  геодезические службы не смогут заранее  оповестить местных жителей.

Такой поток, так же как и другие стихийные бедствия, имеет свою шкалу, определяющую опасность  для населения. Самый низкий балл имеет поток, который образовался  в результате снесения с гор только верхней массы земли, такой обычно не несет с собой серьезной  опасности. Настоящую опасность  представляет селевой поток, который  спускается с высоких вершин, захватывая на своем пути камни, булыжники и  массивные деревья, все это смешивается  в одном потоке, от этого разрушительная сила возрастает, а соответственно, и риск случайных жертв тоже.

Для того чтобы не стать жертвой селевого потока, нужно  при первой же опасности найти  такое место, которое станет вам  хорошим укрытием. Такое место, жилище должно находиться достаточно высоко от земли, старайтесь избегать укрываться в центральных районах города, так как именно там будет основная масса потока. Место, где вам придется укрываться, должно быть надежным, если вы выберите своим укрытием дом, то обязательно укройтесь на верхних  этажах, даже если поток смоет фундамент  вашего укрытия, вы все равно уцелеете, находясь наверху. Помещение, выбранное  в качестве укрытия, должно быть прочным, сделанным из капитального материала, фанерное укрытие вам не поможет, лучше всего выбрать каменное строение, в комнате не должно быть окон, если они есть, необходимо их забаррикадировать, иначе поток выбьет стекла и разрушит ваше укрытие.

Селевой поток опасен тем, что если он накрывает человека, то последний оказывается в его  прочных тисках, грязь и камни  обрушиваются с такой силой, что  просто прессуют человека и он не в  силах самостоятельно выбраться  из такой ловушки. Поэтому, узнав  о надвигающемся потоке, обязательно  имейте при себе какой-либо предмет, который послужит вам хорошим  копательным средством. Ни в коем случае нельзя оставаться во время  селевого потока на улице, совладать  с такой стихией невозможно, поэтому нужно найти надежное укрытие.

Некоторые свидетели  стихии предлагают на этот период укрыться рядом с горой, с которой должен сойти поток, и сделать над  укрытием большой очень прочный  навес, который послужит неким трамплином для потока, и вас он не сможет залить.

 

В любом случае, где  бы ни было ваше укрытие, вам нужно  запастись питьевой водой. Это необходимо потому, что во время такого потока засоряются все коммуникации и город  может остаться без питьевой воды несколько дней, а порой и недель. Во время селевого потока возрастает риск инфекционных заболеваний, поэтому  следует тщательно следить за гигиеной, насколько это возможно в данной ситуации. Вам следует  запастись не только питьевой водой, но и продуктами питания, главное - чтобы  они были герметично упакованы.

После схождения селевого потока желательно оставаться в своем  убежище еще несколько дней, пока улицы не будут расчищены. Улицы  дорог размываются, образуя ямы  и канавы, которые под слоем  грязи не заметны, человек, провалившийся  в такую яму, редко выбирается наружу.

Шаровая молния

Шаровая молния - одно из самых  опасных и, если можно  так сказать, коварных стихийных явлений.

Шаровая молния возникает  вследствие концентрации большого количества электрической энергии в одном  месте. Электричество скапливается в виде светящегося в темноте  синевато-желтоватым светом шара и  двигается по свободной, непредсказуемой  траектории.

Шаровая молния чаще всего возникает на обширных открытых пространствах, таких как степь, лесная поляна или поверхность реки.

Происходит это  чаще всего сразу же после грозы  с молнией, когда остаточное электричество, не выброшенное с помощью молнии обычно, скапливается в одном месте.

Особая опасность  шаровой молнии заключается в  том, что напряжение энергии, скопившейся  в ней, может достигать 300 тысяч  вольт. Такое количество электричества, скопившегося в одном месте, способно сжечь даже самую напитавшуюся водой  корягу и оплавить даже такой крепкий  камень, как гранит или мрамор.

Также шаровая молния опасна именно ввиду непредсказуемости  направления своего полета. Если обычная  молния попадает, как правило, в отдельно стоящие объекты или притягивается  металлом, то шаровая молния крайне «неразборчива» в выборе своей цели и может угодить в любое  возникшее на ее пути препятствие.

Как же можно уберечься  от этой напасти?

Первый и самый  разумный выход из данной ситуации - бежать от места ее возникновения как можно дальше и как можно быстрее. Таким образом можно надежнее всего спастись от шаровой молнии.

Однако не всегда есть возможность скрыться с места  возникновения шаровой молнии. Например, если в момент ее возникновения вы находитесь на середине реки или озера, то необходимо как можно быстрее  и плотнее обернуться в кусок  прорезиненной ткани или брезента. Это может быть обычная плащ-палатка, штормовка, тент или что-нибудь подобное.

Давно замечено, что  брезент и прорезиненная ткань  менее всего поддаются термическому влиянию шаровой молнии, то есть, несмотря на свою огромную температуру, при условии как можно более  плотного соприкосновения ткани  с человеческим телом шаровая  молния неспособна причинить вреда  человеку, плотно укутанному в эту  ткань.

Если же вы оказались  один на один с шаровой молнией  в поле, то в данном случае можно  порекомендовать пластом лечь на землю и переждать, пока шаровая молния не разрядится о какое-либо препятствие.

Наблюдения за шаровой  молнией показали, что она не способна подняться над землей больше, чем  на 40-50 см. Данное явление до сих пор не объяснено, но тем не менее остается фактом.

Самое главное при  столкновении с шаровой молнией - ни в коем случае не поддаваться  панике и не начинать метаться из стороны  в сторону. Если обычная молния в  основном попадает в отдельно стоящие  объекты или притягивается железом, то шаровая молния чаще всего попадает в движущиеся предметы.

Лесной  пожар

Лесные пожары происходят в основном в летнее время, и их причиной зачастую являются плохо затушенные походные костры, брошенные сигареты, спички и самовоспламеняющиеся предметы. Плохо затушенные костры могут очень  долгое время не разгораться, а всего  лишь тихо тлеть. Но малейшее дуновение  ветра способно превратить эти тлеющие  угольки в огромный костер, который  очень быстро перебросится на находящиеся  недалеко от него сухие ветки и  травы и в считанные минуты охватит огромную территорию.

Случается, что пожар  разгорается от смолистых пней и  корней или же на местах утечки природного газа или нефти. Чаще всего лесные пожары начинаются в самых сухих  участках леса, где для этого созданы  идеальные условия. Это старые сосняки  и ельники, выгоревшие на солнце поляны или же заброшенные стога сена, которые были накошены очень давно, но до сих пор не убраны. От дождя  эти стога начинают тлеть и  быстро становятся причиной пожара.

Оказавшись в лесу и попав там в кольцо огня, самое  главное - не растеряться и не впасть в панику. Ужас и потеря контроля над ситуацией - плохие помощники  в этом положении. В таком состоянии  не только невозможно выбрать правильное поведение, но и очень легко заблудиться  в лесу. В итоге вместо решения  одной проблемы приобретаются дополнительные.

Оказавшись в такой  ситуации, в первую очередь необходимо осмотреться по сторонам и определить, с какой стороны надвигается  пожар и в какую сторону  дует ветер. Направление ветра играет одну из важнейших ролей для спасения своей жизни. Дело в том, что ветер  способен очень быстро изменить направление  огня и повернуть его совершенно в другую сторону. Не учитывая этого, очень легко оказаться в замкнутом  огненном кольце, из которого уже будет  просто невозможно выбраться.

После того как вы определились с направлением, в котором  необходимо двигаться, следует не мешкать  и отправляться в путь. Двигаться  необходимо как можно быстрее, чтобы  надвигающийся огонь не захватил вас в кольцо. Может оказаться, что придется проходить очень  близко с горящими предметами, в  этом случае следует быть очень осторожным, ведь горящие деревья могут неожиданно упасть где-то поблизости.

При очень большом  скоплении дыма, когда дыхание  затрудняется, двигаться следует, немного  наклонившись, чтобы не задохнуться  от едкого угарного газа, и стараться  защищать глаза от попадания в  них летящих искр. К тому же при  горении в воздухе становится очень мало кислорода, и по этой причине  дыхание затрудняется. Если дышать становится совершенно нечем, необходимо пригнуться к самой земле, где  воздух остается еще более свежим и не наполненным парами.

Если лес является для вас совершенно незнакомым и  длится на очень много километров в разные стороны, необходимо двигаться  не в глубь него, а в направлении  реки, по которой будет не только легче добраться до населенного  пункта, но и укрыться в том случае, если пожар будет бушевать несколько  дней и распространится на большие  территории.

В том случае, если вы все же оказались замкнуты в  огненное кольцо, необходимо найти  самое низкое и мало заселенное место. Чем меньше там будет предметов, которые подвержены горению, тем  больше вероятности, что вам удастся  благополучно пережить этот пожар. Для  этой цели подойдет вскопанная, лишенная растительности земля, углубления в  почве. Ни в коем случае не следует ложиться на камни, так как они быстро раскаляются и есть вероятность получить тяжелые ожоги.

Оказавшись в огненном кольце, необходимо лечь на землю и  прикрыть чем-нибудь голову. Дышать следует  через ткань, чтобы воздух немного  очищался и не обжигал ваши легкие. Только после того как огонь отойдет  от того места, где вы находитесь, необходимо встать и осмотреться. Пытаться прорваться сквозь него ни в коем случае не следует, ведь вы не знаете, насколько далеко он распростерся, а значит, выбравшись из одного кольца, легко угодить  в другое.

Землетрясение

Землетрясениями называются колебания и смещения земной коры, подземные толчки и удары, возникающие  в результате естественных процессов  или деятельности человека. Небольшие  колебания и толчки ощущает каждый, кто стоит рядом с проходящим поездом, видит, как на стройке забивают сваи, и слышит, как соседи пляшут в панельном или деревянном доме. Иногда строители или саперы взрывают аварийную трубу, старую пятиэтажку, ржавую бомбу. И земля в этот момент вздрагивает, а в окнах близлежащих  домов дребезжат стекла. Бывают обвалы в горах, на берегах рек, прорывы  плотин, удары при авариях. Такие  небольшие локальные землетрясения, в том числе искусственного происхождения, мы встречаем постоянно, и их причины  хорошо ясны.

Более сложным является происхождение сильных и разрушительных землетрясений, в зоне которых могут  оказаться целые страны и регионы.

Причинами землетрясений  могут быть извержения вулканов, обрушение  подземных пустот или рудников, падения  космических тел. Но главная причина  крупных землетрясений - это естественные глубинные тектонические процессы в земной коре. И чем дальше от эпицентра, тем слабее сила землетрясений  и меньше разрушений.

Поскольку сила землетрясений  зависит от количества высвобождаемой энергии и отдаленности очага, то основным показателем для измерения  силы землетрясений взяты величины, характеризующие их кинетическую энергию, интенсивность и глубину очага.

Сильные землетрясения  имеют множество неблагоприятных  последствий в природе и обществе. Их нужно хорошо знать, чтобы быть готовым действовать при возникновении  угрозы землетрясения, во время него и в последующий период ликвидации негативных явлений. Затем появляются природные последствия - к ним  относятся трещины в почве, сотрясения и вибрация почвы, повторные толчки, активизация деятельности вулканов, возникновение селей, оползней, камнепадов. Также отмечаются выходы подземных  газов, наблюдаются неприятные ощущения у людей, беспокойное поведение  животных. При сильных землетрясениях в результате обвалов реки могут  изменять свои русла.

Последствиями при  сильных землетрясениях являются травмы, ушибы, переломы, порезы, сдавливания, а также гибель людей. Причем некоторая  часть людей погибает или травмируется по неосторожности, из-за незнания правил безопасного поведения, паники, неумелого  оказания помощи. Многие под влиянием пережитых опасностей, потери близких  и имущества, под впечатлением от увиденных разрушений и других несчастий  испытывают сильнейшие психические  потрясения и расстройства, не могут  контролировать себя, теряют работоспособность.

В первые часы и дни  в зоне землетрясений указанные  осложнения усугубляются нехваткой  воды и пищи, медикаментов, теплой одежды, мест для ночлега, отсутствием информации и управления по жизненно важным вопросам.

Анализ потерь при  землетрясениях свидетельствует о  том, что в 50 % случаев потери связаны  с неправильным поведением людей. Они  начинают паниковать, не могут сосредоточиться  и быстро выйти из стресса.

Помните, что самая  лучшая из всех возможных мер защиты от землетрясения - не поддаваться панике. При первых же толчках следует  быстро покинуть здание. Если обстановка этого не позволяет, следует укрыться в относительно безопасном месте. Необходимо держаться как можно дальше от окон, ближе к внутренним капитальным стенам. Следует опасаться стеклянных перегородок, шкафов, витрин.

Следует помнить о  том, что толчки могут повториться, надо всегда быть готовым к этому. Такие повторные толчки могут  случиться через несколько часов, суток и даже недель после первого. Если эпицентр землетрясения находится  в море, то лучше покинуть прибрежную полосу. Предупреждения о бедствии передаются по радио, каналам телевидения.

Главные факторы выживания  при землетрясениях - это ваша подготовка, спокойствие, сообразительность и  терпение.

Авиакатастрофа

Безусловно, воздушные  путешествия наиболее опасны всех остальных  видов перемещения. Ведь в этом случае человек находится высоко в небе и у него уменьшается шанс выжить, если обнаружится какая-либо неисправность  в двигателе самолета, ведущая  к катастрофе. Поэтому обычно очень  мало людей остается в живых в  результате авиакатастроф.

Однако люди все  равно пользуются услугами авиакомпаний. Высокая скорость, возможность за каких-то два часа оказаться на другой стороне континента или даже мира очень привлекает человека, тем более  если он занимается серьезными делами, например бизнесом, где дорога каждая минута и малейшее промедление может  принести грандиозные убытки.

Если авиакатастрофа случается еще на земле, то у пассажиром намного больше шансов выйти из нее  с наименьшими потерями для собственного здоровья. Иногда неполадки в какой-либо системе самолета приводят к тому, что он просто не может подняться  в воздух - это, наверное, самый относительно безопасности людей благоприятный  вариант. Пассажиров просто пересаживают в другое воздушное судно. Когда  самолет падает, еще не успев набрать  большой высоты, то также есть надежда, что большинство пассажиров спасется. Однако если трагедия происходит в  воздухе, то здесь от каждого человека, попавшего в авиакатастрофу, потребуется  максимум выдержки и терпения.

Как можно обезопасить  себя от подобного рода неприятностей?

Выход один - не летать самолетами, хотя здесь опять же никто не может гарантировать, что, перемещаясь посредством другого  вида транспорта, человек застрахован  от любого вида транспортных происшествий. Есть и еще один способ, к сожалению, не каждому доступный - следовать  своей интуиции. Если человек чувствует, что ему в этот день лучше не лететь, что-то подсказывает ему, что  не стоит сегодня садиться в самолет, лучше сдать сегодняшний билет  и перенести полет, к примеру, на завтра. Как ни удивительно, но статистические данные показывают, что в самолетах, терпящих крушение, обычно находится  меньше пассажиров, чем на обычных  рейсах. Другими словами, по тем или  иным причинам люди заранее меняют или сдают билеты на эти рейсы. То есть тех, кто в достаточной  мере обладает, а главное, верит своей  интуиции, не так уж мало.

Если человек стремится  тем или иным образом обезопасить  себя во время перелетов, он должен более внимательно подходить  к выбору самолета, на котором ему  предстоит лететь. Например, современные  аэробусы каждый день принимают на борт около пятиста пассажиров. Это  огромное воздушное судно, поражающее своей силой и красивыми формами. Безусловно, чтобы поднять в воздух такую махину, необходима сложная  комбинация всевозможных взаимосвязанных  систем, которые должны работать безукоризненно. Сбой хотя бы одной из них повлечет за собой неисправную работу всего  огромного организма машины. Поэтому  каждый пассажир, выбирая воздушное  судно посолиднее и покомфортабельнее, должен помнить, что чем больше в  машине заложено всевозможных систем, тем большая вероятность того, что одна из них выйдет из строя  и произойдет трагедия.

Если же катастрофа уже произошла, очень важно сохранять  спокойствие и хладнокровие. Пассажирам необходимо доверять своему экипажу  пилотов, который находится в  равном с ними положении, поэтому  делает все возможное для спасения вверенных ему людей. Конечно  же, уцелеть могут самые сильные, причем не только телом, но и духом. В сложной ситуации ни в коем случае нельзя поддаваться панике и своими бессмысленными метаниями по внутреннему пространству самолета мешать людям, которые на самом деле пытаются что-то сделать. Нередко даже в самых невероятно сложных условиях людям удается уцелеть, и это происходит в большинстве случаев только благодаря решительным действиям с их стороны и умению воспользоваться даже самым маленьким шансом на победу.

Пассажиры, которые  попали в авиакатастрофу, должны полностью  следовать советам бортпроводниц  и обслуживающего персонала. Все  дело в том, что эти люди специально обучены и наверняка проходили  инструктаж, как вести себя в экстремальной  ситуации. Постарайтесь также успокоить  излишне впечатлительных и нервных  соседей, так вы сможете отвлечься  от своих страхов и быть более  готовыми к тому, чтобы вовремя  воспользоваться подходящей ситуацией  и не упустить свой шанс, который  приведет вас к спасению.

Сход  поезда с рельс

От  катастроф не застрахованы и поезда, причем трагедии случаются  даже в самых, казалось бы, безопасных местах. Даже в Японии, в  стране, где техника, в том числе  и транспортная, находится  на самом высшем уровне, случаются всевозможные транспортные катаклизмы. Так, например, 3 мая 1962 года в Токио столкнулись  сразу три поезда, в результате чего погибло 163 человека.

Если  человек стремится  обезопасить себя во время железнодорожного путешествия, ему  в первую очередь  необходимо сохранять  спокойствие. Не зря  народная мудрость гласит, что то, чего человек  боится больше всего, как правило, с  ним и случается. Поэтому пассажиру  необходимо выбросить  всякую мысль из головы, касающуюся возможного возникновения какой-либо трагедии. От того, что  человек будет  постоянно думать о неприятностях  и пугать себя аварией, ничего не изменится, а путешествие  будет омрачено беспочвенными  страхами и сомнениями. Ну а если уж поезд  сойдет с рельсов, то здесь важно  действовать, согласно обстановке.

Если  происшествие произойдет недалеко от какого-нибудь города или населенного  пункта, то, скорее всего, помощь придет довольно быстро, но и в  этом случае оставшиеся в живых пассажиры, не получившие серьезных  ранений, должны, конечно  же, внести свой посильный  вклад в спасение других людей, которым  повезло в этой катастрофе меньше. Очень часто в  результате железнодорожных  аварий возникает  пожар, который также  желательно побыстрее  потушить.

Даже  в сложной ситуации пассажиры должны сохранять спокойствие  и не поддаваться  панике. Беспорядочные  действия на грани  истерики только помешают спасателям заниматься своим делом. Если человек чувствует, что его захватывает  страх, с которым  он не в силах справиться, ему необходимо немедленно переключиться на проблемы других пассажиров. Если он оглянется  кругом, то наверняка  увидит людей, которые  находятся в более  жалком состоянии, чем  он сам. Безусловно, в этот момент многим будет требоваться  помощь, поскольку  если медики и прибудут на место происшествия, они не смогут сразу  всех обслужить. В  первую очередь врачи  начнут спасать тяжелых  пострадавших, а остальным  могут помочь уцелевшие  в катастрофе пассажиры.

Если  трагедия произойдет далеко от населенных пунктов, то роль спасателей придется взять на себя оставшимся в  живых и не раненым  или легко раненным пассажирам. В этом случае кому-то необходимо будет взять на себя роль лидера, что  происходит обычно спонтанно, и руководить всей операцией по спасению пассажиров. Безусловно, все участники  трагедии должны сохранять  самообладание и  если не в силах  помочь, то по крайней  мере не мешать это  делать другим. Не стоит  в спешке вытаскивать  свои вещи, бросаясь за ними в огонь. Ведь в этом случае человек, уцелевший во время  самой катастрофы, может легко погибнуть  из-за каких-то вещей. Все можно приобрести вновь, кроме человеческой жизни, поэтому не стоит рисковать  ей ради каких-то вещей  или бумаг, пусть  даже важных.

В первую очередь с  места трагедии должны быть эвакуированы дети и тяжело раненные, далее старики  и женщины. Рассаживаясь в автобусы, которые  вывезут всех с  места трагедии, пассажиры  также должны сохранять  спокойствие. Ведь все  уже случилось, и  от того, что на насколько минут кто-то раньше попадет в город, едва ли что изменится. Обычно о крупных происшествиях на дорогах тут же сообщают по средствам массовой информации, поэтому если с начала трагедии уже прошло несколько часов, то, попав в город, обязательно позвоните своим родственникам и успокойте их, что с вами все в порядке. Это очень важно, ведь, как правило, люди переживают за своих близких, именно в такие моменты у пожилых людей случаются сердечные приступы и инсульты, поэтому чем быстрее они будут предупреждены, что опасность миновала, тем лучше.

Автокатастрофа

Обычно дорожно-транспортные происшествия, так часто происходящие в суете городских улиц, не воспринимаются как катастрофы. Однако, по статистическим сведениям за последнее десятилетие, именно они стали причиной смерти двадцати двух миллионов человек. Конечно  же, в первую очередь в этом виноваты водители, которые нередко нарушают правила или садятся за руль в  нетрезвом состоянии. В первом случае даже небольшая неточность может  привести к серьезным последствиям. Водитель, не остановившийся на красный  цвет или проигнорирующий указатель  о переходе, может явиться причиной гибели сразу нескольких человек.

Однако соблюдать  правила дорожного движения должны не только водители, но и прохожие. Как  часто люди, торопясь на работу или  по делам, перебегают улицу в неположенном месте либо шествуют через нее  прямо на красный цвет, не думая  о последствиях. Не зря гласит народная мудрость, что на дороге лучше три  минуты подождать, чем потом три  месяца скитаться по различным больницам. Другими словами, каждый в полной мере должен отвечать за свои поступки и действия и соблюдать общепринятые законы.

Нередко человек, выпивая  рюмку-другую, думает, что ничего страшного  не произойдет, если он сядет за руль в этом состоянии. Медицинские исследования показали, что даже кружка пива в  два раза снижает внимание водителя и значительно замедляет его  реакцию в экстремальной ситуации. Поэтому если человек сам не желает создавать себе трудностей, более  того, не хочет явиться причиной увечий или даже смерти окружающих, ему за рулем необходимо всегда сохранять  трезвую голову.

Пешеходам необходимо быть бдительными даже на тротуаре. Ведь всегда существует возможность  столкнуться с лихачом, который  может не справиться с управлением. Каждый на тротуаре должен следить  за дорогой. Если кто-либо увидит, что  прямо на него мчится автомобиль, ему  необходимо быстро, но спокойно разобраться  в ситуации и отскочить в безопасное место. Во время перехода через улицу, даже в специально предназначенном  для этого месте, человек не должен полностью расслабляться. Прежде чем  идти, следует убедиться, что все  машины остановились.

Если человек все  же попал в аварию или явился свидетелем таковой, то в первую очередь ему  также необходимо соблюдать хладнокровие и выдержку. По возможности необходимо срочно вызвать скорую помощь и милицию. Жертва автокатастрофы может находиться в состоянии шока, когда боль практически  не чувствуется. В этом случае люди нередко самостоятельно встают и  даже пытаются идти, что совершенно не следует делать, пока не будет  проведен осмотр врача. Дело в том, что, не ощущая боли, человек может только усугубить свое физическое состояние.

Информация о работе Поведение человека в экстремальных ситуациях