Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:51, контрольная работа
Права человека, в том числе и в сфере безопасности жизнедеятельности, в их современном понимании - это его неотъемлемые свойства и возможности развития, вытекающие из социальных условий природы личности и определяющие меру свободы человека.
Безопасность личности в Российской Федерации гарантируется государством Декларацией о правах человека в РФ, Конституцией РФ, указами Президента и Правительства России, а также законами и соответствующими ГОСТами и ОСТами, направленными на ограничение воздействий опасных и вредных факторов на организм человека и ОС в условиях нормального и экстремального функционирования техники и ТС, при развитии ЧС или нарушении требований ГО.
Содержание
Права человека, в том числе и в сфере безопасности жизнедеятельности, в их современном понимании - это его неотъемлемые свойства и возможности развития, вытекающие из социальных условий природы личности и определяющие меру свободы человека.
Безопасность личности в Российской Федерации гарантируется государством Декларацией о правах человека в РФ, Конституцией РФ, указами Президента и Правительства России, а также законами и соответствующими ГОСТами и ОСТами, направленными на ограничение воздействий опасных и вредных факторов на организм человека и ОС в условиях нормального и экстремального функционирования техники и ТС, при развитии ЧС или нарушении требований ГО.
Государство
в нормах права гарантирует, стимулирует
и охраняет правовое поведение, предусматривает
профилактические меры, а также наказание
противоправного поведения (правонарушений
и преступлений).
Для эффективного управления охраной труда необходима хорошая
правовая основа. Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РФ и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.1 Схематично структуру правовой системы можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Конституция РФ (Основной Закон нашего государства), имеющая наибольшую юридическую силу2.( Рис. 1.)
Право
гражданина на безопасность можно рассматривать
как совокупность общеобязательных
правил поведения или норм, установленных
или санкционированных
Рассмотрим
основные положения действующей Конституции
РФ [1] и Законов, гарантирующих как права
граждан, так и правовое поведение личности
и должностных лиц в области безопасности
жизнедеятельности. Конституция РФ
закрепила права граждан на гарантию безопасности
личности на производстве, в условиях
среды обитания. Так, в соответствии со
Ст. 20 каждый имеет право на жизнь. В Ст.
36 (Труд свободен) сказано, что каждый имеет
право на вознаграждение за труд без
какой бы то ни было дискриминации и не
ниже установленного Законом минимальной
оплаты труда. Это дает возможность гражданину
России выбирать по своему желанию профессию,
УТ, род занятий не зависимо от вероисповедания,
национальной принадлежности. Следовательно,
государство берет на себя обязательства
по гарантии социальной защиты граждан
России, подрастающего поколения и молодежи.
Рисунок
1. Правовое обеспечение
безопасности жизнедеятельности.
В Ст.40 (каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе и на медицинскую помощь) говорится, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом. Однако следует отметить, что по Конституции РФ, государство не гарантирует гражданину России полной и достоверной информации по всем вопросам, не связанным с государственной тайной.
Ст. 41 определяет право каждого гражданина России на благоприятную ОС и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Но иметь право и гарантировать право государством совершенно разные вещи.
В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей среды»[3] благоприятная ОС - это такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Развитием Конституции
явились Закон «Об
Рассматривая безопасность жизнедеятельности с точки зрения обеспечения правовой защиты граждан РФ, можно выделить Закон «Об охране окружающей среды» и Закон «О защите прав потребителя», «Трудовой Кодекс Российской Федерации» [6], а также Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Закон РФ «Об охране окружающей среды» вступил в действие с момента публикации в «Сборнике Законов РФ». Новый закон аннулировал действие предыдущего закона «Об охране окружающей природной среды» и вобрал в себя все положительное, наработанное в этой области за предыдущие годы. Например, в законе введена глава основных определений, что расширяет защищенность граждан России в области безопасности экологической. К сожалению, в основных определениях не нашлось места таким понятиям, как «источник экологического риска» и «собственник источника экологического риска».
Ст. 3 закрепляет основные принципы охраны ОС при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние ОС.
В Ст. 4 перечислены объекты охраны ОС. К ним отнесены: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд,
природные ландшафты.
В соответствии с законом Правительство РФ:
1. Осуществляет
реализацию государственной
2. Организует
подготовку и распространение
ежегодного государственного
3. Устанавливает
порядок разработки и
4. Устанавливает
порядок определения платы и
ее предельных размеров за
пользование ПР, загрязнение ОС,
размещение отходов, другие
5. Организует
систему всеобщего
6. Принимает
решения о прекращении
7. Обеспечивает
население необходимой
Ст. 13 закона предусматривает систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную среду.
В главе IV Закона рассматривается экономическое регулирование в области охраны ОС. К методам экономического регулирования в области охраны ОС относятся:
Разработка:
государственных
прогнозов социально-
федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны ОС в целях предотвращения причинения ей вреда;
Установление:
Платы за негативное воздействие на ОС;
Лимитов на выбросы и сбросы ЗВ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на ОС.
Проведение экономической оценки:
природных объектов и природно-антропогенных объектов;
воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС.
Предоставление
налоговых и иных льгот при
внедрении наилучших
Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану ОС.
Возмещение в установленном порядке вреда ОС.
Иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны ОС.
В соответствии с главой XIV устанавливаются следующие виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны ОС (Ст. 75): имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Закон РФ «О защите прав потребителей» вступил в силу в 1992 году.
Ст. 5 закрепляет право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке, чтобы они были безопасны для его жизни, здоровья, ОС, а также не причиняли вреда его имуществу.
Целям безопасности потребителей служит и Ст. 8 (Информация о товарах (работах, услугах)), обязывающая изготовителя предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуге).
Законом предусматриваются следующие виды ответственности:
за ненадежную информацию (Ст. 10) со стороны продавцов (изготовителей, исполнителей); имущественная (Ст. 12); за вред, причиненный вследствие недостатка товара (работы, услуги) жизни и здоровью.
Впервые в законодательстве
Российского государства
Проведенный анализ правового обеспечения защиты гражданина РФ с точки зрения экологии в рыночных отношениях показывает, что со стороны государства еще не осуществлена декларированная гарантия права отказаться от работы в опасных условиях и проживание в экологически неблагоприятных условиях, не неся при этом экономического ущерба. Например, не гарантировано:
бесплатное обучение новой профессии при увольнении с условием несогласия работы во вредных и опасных условиях труда,
предоставление равноценного жилья в другом районе (городе) при изменении места проживания в связи с неблагоприятными экологическими условиями (нет статуса экологический беженец), либо невозможности иметь здоровое потомство по тем же причинам.
Важной составляющей установленного института права в области безопасности жизнедеятельности является Трудовой Кодекс РФ.
Трудовой Кодекс
(ТК) устанавливает и регулирует
взаимоотношения между
В соответствии с ТК работодатель обязан ознакомить работника со всеми нормативными документами. В части 2 Ст. 9 ТК говориться: «коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашения, трудовой договор, то они не подлежат применению».
Частью 3 Ст. 220 устанавливается защита работника в случае приостановки работ на предприятии: «на время приостановки работ на предприятии в связи с приостановлением деятельности в следствии нарушения государственных нормативных требований ОТ не по вине работника, за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок».
В разделе Х «Охрана труда» ТК даются основные определения, касающиеся ОТ, УТ, ОВПФ, безопасных УТ, РМ и других понятий, определяющих требования производственной деятельности.4
В соответствии со Ст. 211 требования ОТ обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Ст. 214 устанавливает
обязанности работника в
1. Соблюдать требования ОТ, установленные законом и иными нормативными актами, а также правилами и инструкциями по ОТ;
2. Правильно
применять средства
3. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по ОТ, оказанию первой помощи при НС на производстве, инструктаж по ОТ, стажировку на РМ, проверку знаний требований ОТ;
4. Немедленно
извещать своего
5. Проходить
обязательные предварительные (
Глава 36 ТК посвящена обеспечению права работника на ОТ. В частности, в Ст. 220 гарантируются права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ, в Ст. 224 перечисляются дополнительные гарантии ОТ отдельным категориям работников.
В разделе XI устанавливается материальная ответственность сторон трудового договора, в том числе материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника (Ст. 236), за возмещение морального вреда, причиненного работнику (Ст. 237).
В части четвертой ТК, раздела XII рассматриваются особенности регулирования труда отдельных категорий работника. Так, в главе 41 регулируется особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями до 18 лет.
В части пятой ТК рассматривается защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров и ответственность за нарушение трудового законодательства.
Принятый в декабре месяце 2002 г. закон в соответствии со Ст. 1 регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных, требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
оценке соответствия.
Важным условием, расширяющим правовое поле по безопасности жизнедеятельности являются приведенные в Ст. 2 основные понятия. Например, дается понятие безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации. В этом виде под безопасностью понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, ОС, жизни или здоровью животных и растений.
Под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
Важным условием является перечисление в Ст. 8 видов технического регламента, таких как общие и специальные.
В соответствии со Ст. 8 п. 4 общие технические регламенты применяются по вопросам:
безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
пожарной безопасности;
биологической безопасности;
электромагнитной совместимости;
экологической безопасности;
ядерной и радиационной безопасности.
В Ст. 8 п. 5 сказано, что специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные рассматриваемым законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих ТР.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента прописан в Ст. 9 этого закона.
С точки зрения производственной безопасности важным направлением является глава 2 «Технические регламенты».
В Ст. 6 этой главы устанавливаются цели технических регламентов. Целью технических регламентов является:
защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В п. 2 этой статьи говорится, что принятие ТР в иных целях не допускается. В п. 1 Ст. 7 ТР устанавливаются с учетом степени риска минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность;
электромагнитную
совместимость в части
В п. 3 этой же статьи указывается, что технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента.
В
России действует система управления
БЖД. В соответствии с действующей
системой управляемые решения
Как и любая система управления, эта система имеет объект управления БЖД, орган управления, решающий задачи управления в соответствии с целью - обеспечение безопасности населения и различных природных и антропогенных объектов. Эта цель достигается определенными методами и функциональными действиями управляющих структур на основе различных методов управления при соответствующих функциях управления.
Методы управления подразделяются на: идеологические, экономические,
социально-психологические, организационно распределительные.
К функциям, решаемым управленческими структурами, относят:
контроль состояния
БЖД с помощью средств
учет, анализ и оценка факторов, влияющих на состояние БЖД на контролируемом объекте;
анализ источников риска (ИР) по явной и потенциальной угрозе;
проведение соответствующих экспертиз по долговременному использованию сооружений, техники с целью исключения аварий, катастроф техногенного характера, которые могут привести к ЧС, и ликвидации их последствий;
планировочные, исключающие опасности за счет правильного и рационального размещения ИР.
стимулирующие, изменяющие в лучшую сторону уровень безопасности;
образовательные, повышающие уровень воспитания и способствующие повышению профессионализма, культуры и укреплению дисциплины на всех уровнях исполняемых решений.
Организационные основы управления БЖД включают в себя организацию управлением: охраной ОС, охраной труда и деятельностью в ЧС.
Такое управление осуществляется как на федеральном, региональном, так и на всех других уровнях в соответствии с законом «Об охране окружающей среды».
Управление на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием, Президентом, правительством РФ и уполномоченными на то органами.
На региональном уровне управление охраной ОС ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.5
Объектами управления законом «Об охране окружающей среды» являются: окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природные объекты, природно-антропогенные объекты.
Окружающая
среда представляет собой совокупность
компонентов природной среды, природных
и природно-антропогенных
Природная
среда (природа) - совокупность компонентов
ПС, природных и природно-
Компонентами
природной среды являются земля.
Недра, почвы, поверхностные и подземные
воды, атмосферный воздух, растительный
и животный мир и иные организмы,
а также озоновый слой атмосферы
и околоземное космическое
Под природным объектом понимается естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект - природно-антропогенный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Антропогенный объект рассматривается в виде объекта, созданного человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающего свойствами природных объектов.
Управление охраной ОС базируется на информации, получаемой системой мониторинга ОС. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза динамики возможных изменений.
В системе мониторинга различают три уровня: санитарно-токсический,
экологический, биосферный.6
Санитарно-токсический мониторинг. Наблюдению подлежит состояние качества ОС, главным образом степень загрязнения ПР ВВ и влияние этого процесса на человека, животных и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи. Качество ОС определяет ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Контролю подлежат: содержание в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов; качество водных объектов; степень загрязнения водных объектов различными веществами, нефтепродуктами.
Контроль проводится с целью определения качества объектов ОС. Контролируется качество воды, воздуха, ПР, а также динамические качества ПС.
Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также влияние динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.
Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга ОС.
Управление ОТ осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. Представители организаций, занимающиеся управлением ОТ, наделены широкими полномочиями по контролю условий и охраны труда и всех объектов с точки зрения их эксплуатационной безопасности. На предприятиях действует система управления охраной труда (СУОТ), предусматривающая участие в ней всех представителей администрации. СУОТ предполагает выработку некоторых управленческих решений, принимаемых на основе учета, анализа, оценки показателей состояния охраны и условий труда по обобщенным показателям.7
Обеспечивается единой государственной (Российской) системой
предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой правительством РФ
21.11.1995 г.
РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС.
РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления, материальных и культурных ценностей, ОС при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применение возможным противником современных средств поражения.
РСЧС включает
территориальные и
федеральный.
На основании закона «О техническом регулировании» стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.[4]
Содержащаяся в техническом регламенте обязательные требования к продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующей технический регламент.
Технические регламенты
устанавливают также минимально
необходимые ветеринарно-
Глава 3 посвящается стандартизации: цели ее (Ст. 11), принципам (Ст. 12), документам в области стандартизации. В Ст. 14 описываются функции национального органа РФ по стандартизации, технических комитетов по стандартизации.
Развитие стандартов нашли отражение в Ст. 15 и 17 в виде национальных стандартов и стандартов организаций. Таким образом, стандартизация предполагает достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Это касается и БЖД человека в среде обитания.
Рассматривая область БЖД человека в среде обитания, можно отметить, что стандартизация пронизывает все направления, решаемые государством по обеспечению гарантии безопасности каждого гражданина. Кроме того, стандартизация обеспечивает и правовую защищенность как личности, так и социума, так как в ее основе лежат стандарты, нарушение которых карается законом.
Стандарт в соответствии с законом - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В законе «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях (Ст. 11 глава 3):
повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения ЧС природного и техногенного характера;
обеспечение научно-технического прогресса;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
рационального использования ресурсов;
технический и информационный совместимости данных;
статистических данных;
взаимозаменяемости продукции.
В Ст. 12 закона перечисляются следующие принципы стандартизации:
добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в Ст. 11 этого закона;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
Следовательно,
стандартизация формирует правовое
поведение граждан и
Стандарт является одним из наиболее эффективных средств внедрения новой техники и новых технологий, а, следовательно, способствует более быстрой окупаемости основных средств производства.
Стандарт позволяет
из многообразия продуктов человеческого
труда выбрать наилучшие
В Ст. 13 закона приведены
документы в области
национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.
Следовательно,
безопасность жизнедеятельности
Систему стандартов
«Охраны природы» - составную часть
государственной системы
Систему стандартов безопасности труда (ССБТ) - одна из систем ГСС под номером 12.8
Комплекс стандартов «Безопасность в ЧС».[9]
Система стандартов в области охраны природы и РИПР представляет собой совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление ресурсов и их рационального использования. Эта система разрабатывается в соответствии с действующими законодательствами в области охраны ОС.
Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов.
Кодовое название комплекса:
0 - организационно-методические стандарты;
1 - гидросфера;
2 - атмосфера;
3 - биологические ресурсы;
4 - почвы;
5 - земли;
6 - флора;
7 - фауна;
8 - ландшафты;
9 - недра.
Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя семь групп стандартов.9 (Таб. 1)
Шифр группы | Назначение стандартов подсистемы |
0 | Основные положения |
1 | Термины, определения, классификация |
2 | Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и показатели интенсивности использования ПР |
3 | Правила охраны природы и РИПР |
4 | Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий |
5 | Требования к средствам контроля и измерения состояния ОС |
6 | Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите ОС от загрязнений |
Таблица 1. Классификация системы стандартов в области охраны природы
В рамках ССБТ выполняется
взаимная увязка и систематизация всей
существующей нормативной и нормативно-
Обозначение стандартов в области ОТ включает: номер системы по классификатору, шифр комплекса, шифр группы, порядковый номер стандарта, год регистрации стандарта.
ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда.10
В ССБТ входят подсистемы, приведенные в табл. 2.
Шифр подсистемы | Назначение стандартов подсистемы |
0 | Устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области ОТ; классификацию вредных, опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности |
1 | Устанавливают: общие требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов |
2 | Устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований |
3 | Устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам ТР; методы контроля выполнения требований безопасности |
4 | Устанавливают требования безопасности к средствам защиты |
5 | Устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям |
Таблица 2. Подсистема стандартов безопасности труда и назначение
Основные нормативно-
В ССБТ принята
единая система обозначений (рис. 2).
Рисунок
2. Система обозначений
в ССБТ.
Основные цели комплекса:
повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС;
предотвращение или снижение ущерба в ЧС;
эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Задача комплекса - установление:
терминологии в области обеспечения БЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;
основные положения по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;
уровней поражающих воздействий, степени опасности источников ЧС;
методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;
способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.
Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС-22), номера (шифра) группы (Таб. 3), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. 11
Таблица 3. Классификация стандартов входящих в комплекс стандартов БЧС
Номер группы | Группы стандартов | Кодовое наименование | |
0 | Основополагающие стандарты | Основные
положения, устанавливающие
назначение, структуру, классификацию комплекса стандартов; - основные
термины и определения в | |
классификацию
ЧС, продукции, процессов, услуг и
объектов народного хозяйства по
степени
их опасности; - номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС; - предельно
допустимые уровни - основные
положения и правила | |||
1 | Стандарты в
области мониторинга и прогнозирования |
Мониторинг и прогнозирование | |
Окончание таб. 3 | |||
Номер группы | Группы стандартов | Кодовое наименование | |
2 | Стандарты в области обеспечения объектов народного хозяйства | Безопасность объектов народного хозяйства | |
3 | Стандарты в области обеспечения безопасности населения | Безопасность населения | |
4 | Стандарты в
области обеспечения |
Безопасность продовольствия | |
5 | Стандарты в
области обеспечения |
Безопасность животных и растений | |
6 | Стандарты в
области
обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения |
Безопасность воды | |
7 | Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения | Управление, связь, оповещение | |
8 | Стандарты в области ликвидации ЧС | Ликвидация ЧС | |
9 | Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательной службы | Аварийно-спасательные средства |
Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.
Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду.
Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.
Информация о работе Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности