Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:31, контрольная работа
В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, причины возникновения и характер развития, а также свои особенности воздействия на человека и окружающую его среду обитания.
I. Чрезвычайные ситуации и их классификация.-------------------------------- 3-4 стр
II. Виды чрезвычайных ситуаций (по происхождению).-------------------------- 5 стр
III. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций.---------------------------- 6 стр
IV. Российская система предупреждения и ликвидации ЧС.--------------------- 7 стр
V. Основные задачи РСЧС.------------------------------------------------------------- 8 стр
VI. Уровни функционирование системы РСЧС.------------------------------------ 9-10 стр
VII. Всероссийская служба медицины катастроф и её основные задачи.---- 11-12 стр
VIII. Список используемой литературы.-------------------------------------------- 13 стр
Факультет __ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ_______
Курс ____I ______
Шифр (номер зачетки) __________________
Ф.И.О. студента _Шамне Татьяна Сергеевна _____________________
Контрольная работа
Дисциплина ___Безопасность
жизнедеятельности_____________
Тема ___Принципы
предупреждения ЧС природного и техногенного
характера ______________________________
Рецензент ___Доцент,
Нефедов Юрий Валентинович__________________
Адрес (телефон) студента__г.Оренбург с.Нежинка ул.Звездная 14________ тел. 89225391259___________________
Оренбург 2011/2012 учебный год |
Содержание:
Принципы предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
I. Чрезвычайные ситуации и их классификация.
В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, причины возникновения и характер развития, а также свои особенности воздействия на человека и окружающую его среду обитания.
Классификация ЧС (см. табл. 3) учитывает количество людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения чрезвычайных ситуаций. Таблица 3
Классификация чрезвычайных ситуаций.
Критерий |
Кол-во пострадавших (чел.) |
Нарушены условия жизне- |
Матери-альный ущерб (тыс. МРОТ*) |
Зона ЧС не выходит за пределы |
Ликвидация осуществляется силами и средствами |
Локальная ЧС |
Не более 10 |
100 |
1 |
Объекта производствен-ного или социального назначения |
Предприятий, учреждений и организаций |
Местная ЧС |
10—50 |
100—300 |
1—5 |
Населенного пункта, района, города |
Органов местного самоуправления |
Территориальная ЧС |
50—500 |
300—500 |
5—5000 |
Субъекта РФ |
Органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС |
Региональная ЧС |
50—500 |
500—1000 |
500—5000 |
2-х субъектов РФ |
Органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС |
Федеральная ЧС |
Свыше 500 |
Свыше 1000 |
Свыше 5000 |
2-х субъектов РФ |
Органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС |
Трансграничная ЧС |
Выходит за пределы РФ |
По решению Правительства РФ в соответствии с нормами права |
* МРОТ — минимальный размер оплаты труда.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные чрезвычайные ситуации в природе. Их классификация и характеристика, закономерности проявления.
Тектонические чрезвычайные ситуации. Опасные ситуации в литосфере: землетрясения, извержения вулканов. Оползни, сели, обвалы, осыпи, просадки пород, абразия, эрозия. Лесные, степные и торфяные пожары.
Метеорологические чрезвычайные ситуации. Опасные ситуации в атмосфере: бури, ураганы, смерчи. Затяжные ливни, засухи, сильная жара и холод, снегопады и метели.
Топологические чрезвычайные ситуации. Опасные ситуации в гидросфере: тайфуны, цунами, сильные волнения и колебания уровня моря, ветровые нагоны, заторы, зажоры.
Биологические чрезвычайные ситуации. Групповые заболевания, эпидемии, пандемии. Энзоотии, эпизоотии, панзоотии. Эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей растений.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, их характеристика, закономерности проявления.
Производственные чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах, связаннее с залповым выбросом экологически опасных веществ. Гидродинамические аварии. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Аварии с выбросом возбудителей инфекционных заболеваний.
Транспортные чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Пожары и взрывы.
Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть:
§ стихийные бедствия — чрезвычайные ситуации природного происхождения;
§ аварии и катастрофы вследствие нарушения технологического процесса, превышения сроков эксплуатации техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации – чрезвычайные ситуации техногенного происхождения;
§ загрязнение мирового океана и атмосферы, деградация почв, опустынивание и обеслесение, изменение климата – чрезвычайные ситуации экологического происхождения;
§ эпидемии, войны, общественные беспорядки, террористические акты – чрезвычайные ситуации социального происхождения.
Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.
Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС – это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи, как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
5 ноября 1995
года Правительством РФ
Задачи РСЧС:
§ разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
§ осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивого функционирования предприятий, организаций и учреждений, а также подведомственных им объектов в ЧС;
§ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
§ сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
§ подготовка населения к действиям при ЧС;
§ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
§ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
§ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
§ ликвидация ЧС;
§ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведения гуманитарных акций;
§ реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц непосредственно участвующих в их ликвидации;
§ международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционирует в трех режимах:
1) повседневной деятельности;
2) повышенной готовности;
3) чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности – при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, и эпифитотий.
В режиме повседневной деятельности осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.
Режим повышенной готовности – функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.
В режиме повышенной готовности при
необходимости формируются
Режим чрезвычайной ситуации – функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.
В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения. В район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС; направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших; усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС; приводятся в готовность защитные сооружения для приема укрываемых.
Решение о введении режимов функционирования подсистемы РСЧС принимает территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки, сложившейся на данной территории.
Информация о работе Принципы предупреждения ЧС природного и техногенного характера