Проблемы молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 18:05, доклад

Описание

По определению ВОЗ, к молодежи относится возрастная группа 15—24 года. Согласно оценкам, в 1995 году в развитых странах молодежь в возрасте 15—24 лет составляла более 14% от общей численности населения. В России численность молодежи в возрасте 15—24 лет составляет около 19,6 млн человек или 13,2% от численности населения страны.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы молодежи.doc

— 47.00 Кб (Скачать документ)

      По  определению ВОЗ, к молодежи относится  возрастная группа 15—24 года. Согласно оценкам, в 1995 году в развитых странах молодежь в возрасте 15—24 лет составляла более 14% от общей численности населения. В России численность молодежи в возрасте 15—24 лет составляет около 19,6 млн человек или 13,2% от численности населения страны. События, обусловливающие начало репродуктивной жизни, и возраст, в котором они происходят, являются важными факторами, определяющими как фертильность, так и репродуктивное здоровье, и они оказывают выраженное влияние на будущий жизненный путь человека. Подростковый возраст является периодом развития, который все чаще признается не только как важный этап, определяющий будущее состояние здоровья, но и как особенно уязвимый период жизни. Все более серьезное беспокойство выражается по поводу той рискованной половой жизни, которую ведет молодежь, и трагических последствий такого поведения, среди которых в первую очередь следует сказать о подростковых беременностях и заражении болезнями, передаваемыми половым путем, включая СПИД. Проблемы, связанные с удовлетворением потребностей подростков, усложняются демографическими факторами, в первую очередь — значительным числом молодежи, нуждающейся в нашей помощи.

      Следует отметить, что по данным ООН, в большинстве развитых стран возраст начала менструаций снизился, а это означает, что способность к воспроизводству потомства наступает в более раннем возрасте.

      С другой стороны, во многих странах повысился возраст вступления женщин в первый брак. Таким образом, увеличился период времени, в течение которого молодые люди могут вести добрачную сексуальную жизнь и способны к воспроизводству потомства.  
 
 Наше общество, к сожалению, мало заботится о молодом поколении, которое становясь сексуально активным, не имеет достаточного доступа к образованию, информации и обслуживанию по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья. В силу этого молодые люди не могут осознанно реализовать свою сексуальность, сделать информированный репродуктивный выбор.

      Поэтому разработка программ по улучшению ситуации с молодежью с учетом ее потребностей и внедрение этих программ — одно из приоритетных направлений в области планирования семьи.

Наша  страна не имеет последовательной государственной  политики по охране репродуктивного здоровья молодежи, и поэтому участие Ассоциации и других общественных организаций в ее разработке представляется очень важным. 
 
Работа с подростками и молодежью

Современные специалисты по планированию семьи работают не только для того, чтобы наши девочки и мальчики были воспитанными и послушными, — они работают над созданием нового поколения взрослых, цельных, уверенных в себе людей, могущих осознанно сделать свой выбор. В этой связи работа с подростками и молодежью — одно из основных направлений деятельности специалистов. Эта работа включает в себя реализацию различных проектов и программ, направленных на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание подростков и молодежи.

Половое воспитание

Обычно  половое воспитание рассматривается  как часть процесса формирования личности, который включает не только вопросы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты. Программы полового воспитания должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к семейной жизни и ответственного родительства.

Задачи  полового воспитания:

  • формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том числе репродуктивному;
  • повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период;
  • обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений;
  • формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
  • формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения к раннему началу половой жизни.

Концепция полового воспитания подростков

Работа  с подростками  и молодежью в  области полового образования на сегодняшний  день является одним  из актуальнейших  направлений, осуществление которого приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих ненужных проблем и явится залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем.

Разрабатывая  концепцию полового воспитания подростков, необходимо учитывать несколько основополагающих моментов: половое воспитание следует расценивать как часть процесса формирования личности, оно включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты, поэтому ошибочно ассоциировать половое воспитание лишь с освещением вопросов контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путем.  Прежде всего в его задачу входит формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, к принятию осознанного решения и обучение умению сказать «нет». Повышение информированности подростков по вопросам пола следует рассматривать в контексте повышения общей культуры, а также как превентивную меру в сохранении репродуктивного здоровья подрастающего поколения. В связи с этим сексуальное образование направлено не только на то, чтобы уберечь подростков от раннего начала половой жизни, но и на то, чтобы научить их осознанно и ответственно относиться к этой важной стороне человеческой жизни.

      Сегодня в России сложилась  тяжелая ситуация со здоровьем и  благополучием подростков и молодежи. По мнению специалистов, основными  причинами такого положения являются:

  • полная безграмотность наших детей в вопросах межличностных отношений, охраны репродуктивного здоровья, ответственного родительства
  • несостоятельность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком.

К сожалению, приходится признать, что рост сексуальной активности молодежи — это реальность. Как следствие этого катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к большому числу разводов.

Принимая  во внимание сложившуюся  в стране ситуацию с репродуктивным здоровьем и образом  жизни подростков, Российская академия планирования семьи (РАПС) разработала программу  полового воспитания и образования для подростков и молодежи.

Целями  программы являются:

  • помощь молодым людям в понимании изменений, происходящих в их организме в подростковый период;
  • обучение основным навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений;
  • формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
  • обеспечение подростков грамотной и систематизированной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в подростковый период, и пройти с наименьшими личными потерями столь непростой период взросления;
  • помощь в осознании подростками своих обязанностей и ответственности по отношению к себе и окружающим.

В программу также включены разделы, посвященные взаимосвязи семьи и общества, а также юридические и законодательные вопросы в этой области.

      Мы  осознаем, что внедрение  программ полового воспитания является очень ответственным  и, несомненно, вызовет  множество дискуссий. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран в этой области. Даже в странах, где половое образование существует многие годы, не удалось достичь полного единодушия по этому вопросу, несмотря на то, что в целом в обществе сформировалось позитивное и разумное отношение к половому воспитанию и признается его необходимость в интересах подростков и их здоровья. Вместе с тем признано, и мы полностью согласны с этим, что такие программы должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к семейной жизни и ответственному родительству.

      Хотелось  бы также отметить, что, вопреки широко распространенному  мнению, внедрение  программ полового воспитания не стимулирует сексуальную  активность подростков и молодежи. Это  подтвердил анализ более тысячи отчетов о таких программах, проведенный Всемирной организацией здравоохранения, который показал, что сексуальное воспитание и просвещение подростков не только не ведет к более раннему началу половой жизни, а, наоборот, приводит к более позднему обретению сексуального опыта, пониманию необходимости ответственного сексуального поведения, формированию положительного отношения к здоровому образу жизни и семейным ценностям.

Можно с уверенностью предположить, что внедрение  таких программ в  условиях России, где нет собственного опыта в этой области, должно происходить поэтапно, и считаем, что начинать эту работу следует со старшеклассников (подростков 14-18 лет), поскольку ситуация именно с этой возрастной группой сегодня является наиболее тревожной в плане здоровья и нравственности. Однако это не исключает того, что некоторые вопросы (гигиена, здоровый образ жизни, анатомические, психофизиологические изменения в подростковом периоде) следует начать освещать уже 12-14-летним подросткам.

Одним из важнейших условий успешной реализации программ полового воспитания считается тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками.

В процессе внедрения  таких программ возможны различные уточнения  и корректировки  как по форме, так  и по содержанию. Кроме того, по-видимому, специалистам, которые будут заниматься вопросами полового воспитания, следует самостоятельно определять последовательность изучения разделов и тем, продолжительность занятий, объем предлагаемой информации, форму изложения материала, а также количественный и половой состав групп учащихся (мальчики и девочки раздельно или вместе) с учетом их возраста, уровня знаний, культурных, национальных, религиозных и других особенностей.

Следует учитывать реалии нашего времени и  ту важнейшую роль, которую продолжает играть школа в образовании, воспитании, социальном и нравственном развитии ребенка, формировании его личности. Следовательно, именно ей должна принадлежать ведущая роль в проведении полового воспитания.

Так же важно отметить участие родителей в половом воспитании своих детей, хотя сегодня далеко не все родители готовы говорить на эти темы. Целесообразно обратить внимание специалистов, которые будут заниматься этой работой, на обязательность информирования родителей о проведении занятий с их детьми. Взгляды и пожелания родителей наряду с отношением общества к вопросам полового воспитания, региональными, культурными, национальными и другими особенностями, а также мнения и пожелания самих подростков должны быть непременно учтены при разработке и внедрении программ.

Вместе  с тем, очевидно что  принимать участие  в этой работе должны не только школа и  семья, но и такие  организации, как  молодежные центры, медико-педагогические центры и др. Важно, чтобы школы работали в тесном контакте с учреждениями, в которых молодые люди могли бы получить индивидуальное анонимное консультирование по возникающим у них проблемам, что невозможно сделать в школе.

Хотелось  бы еще раз подчеркнуть, что в программу должны войти не только основы медицинских и гигиенических знаний, но и сведения по некоторым историческим, психологическим, религиозным, юридическим аспектам семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информация по вопросам здоровья и здорового образа жизни. Важно также отметить, что программы полового образования и воспитания не должны быть изолированными, их следует интегрировать в программы здорового образа жизни и подготовки к созданию здоровой семьи.

Информация о работе Проблемы молодежи