Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:21, контрольная работа
Продовольственная безопасность – категория первостепенной важности для любого государства. И в современных условиях она подвержена как внешним, так и внутренним угрозам.
Продовольственная безопасность – это способность государства в необходимой мере удовлетворить потребности населения в продуктах питания в том объеме, ассортименте и количестве, которые соответствуют общепринятым стандартам и нормам.
Введение 3
1 Продовольственная безопасность населения: краткая история проблемы и основные понятия
4
1.1 Продовольственная безопасность, её элементы 4
1.2 Проблемы продовольственной безопасности 6
2 Доходы населения и экономическая доступность продовольствия в России, качество и безопасность продовольствия 9
2.1 Доходы населения и экономическая доступность продовольствия в России 9
2.2 Качество и безопасность продовольствия 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Рис. 1. Динамика основных показателей уровня жизни населения
Вместе с тем необходимо отметить, что сохраняется поляризация распределения денежных доходов населения как по социальным группам, так и в межрегиональном аспекте. В 2001 году доходы наиболее обеспеченной группы населения (по децильным доходным группам) в 13,8 раза превышали доходы наименее обеспеченной группы населения (в бывшем СССР этот показатель был равен 4). Межрегиональная дифференциация среднедушевых денежных доходов населения в декабре 2001 года составляла 17,6 раз. При этом уровень денежных доходов на душу населения, превышающий среднероссийское значение, сложился в 18 регионах, а в 16 регионах он не достигал и половины от среднего по стране.
Соответственно сохраняется глубокая дифференциация потребления продовольствия населением из различных социальных групп.
В этой ситуации важнейшей задачей государства является создание механизмов адресной продовольственной помощи социально незащищенным группам населения, которые должны обеспечить им свободный доступ к продовольствию соответствующего качества и ассортимента независимо от уровня доходов. Программы продовольственной помощи, основанные на идеологии социальной справедливости, являются неотъемлемой частью программ продовольственной безопасности населения в большинстве развитых стран. Исторически такие программы являлись следствием попыток распределения излишков сельскохозяйственной продукции для поддержания уровня доходов фермерских хозяйств и снижения социальной напряженности в обществе.
В
США программы
Одной
из проблем при реализации программ
продовольственной помощи является то,
что существующая статистика не позволяет
определить группы продовольственного
риска. В этом отношении представляет
интерес опыт США, где регулярно проводятся
так называемые “продовольственные переписи”
населения. На их основе выявляются “группы
риска”, разрабатываются адресные государственные
программы помощи реально нуждающимся
гражданам и регулирования продовольственного
рынка.
Последние годы в России особую остроту приобрела проблема безопасности продуктов питания для потребителей, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. По оценкам Национального фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85% продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы. В 2011 году по сравнению с 2010 годом было отмечено ухудшение качества значительной части как импортных, так и отечественных продуктов питания.
Было
забраковано и снижено в
Такая ситуация может быть охарактеризована как весьма существенная угроза здоровью нации.
В определенной мере это стало следствием того, что существующая система государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов не адекватна произошедшим в ходе реформирования экономики изменениям условий производства и оборота сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия.
В настоящее время, как и в дореформенный период, функции государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов распылены между государственной санитарно-эпидемиологической службой Минздрава России, государственной ветеринарной службой Минсельхоза России, Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России и органами Госстандарта России. При этом существует необоснованное дублирование функций и сфер деятельности этих структур, что, с одной стороны, создает административные барьеры для отечественных товаропроизводителей и, в конечном итоге, ведет к росту потребительских цен на продовольствие, а, с другой стороны, размывает ответственность за достижение конечного результата – безопасности продуктов питания для здоровья и жизни населения.
Хотя
за последние три года пересмотрено
более 40% государственных стандартов
на пищевую продукцию и
Необходимо отметить, что эти службы в основном контролируют качество и безопасность готовой пищевой продукции. В то же время вопросам контроля за качеством исходного продукта – сельскохозяйственного сырья не уделяется должного внимания. Современные же системы управления качеством базируются на том, что контроль не может быть эффективен после того, как продукция произведена, и должен вестись в технологическом процессе производства.
В
развитых странах происходит повсеместное
укрепление и усиление роли государственных
систем контроля и регулирования
безопасности продовольствия. При этом
заметна тенденция к
Великобритании. После катастрофы в мясном
животноводстве, связанной с “коровьим
бешенством”, одной из причин которой
стала несогласованность
действий государственных органов, создается
ведомство по типу американской Инспекции
по продовольствию и лекарственным препаратам,
наделенной широкими административными
правами по защите потребителей.
В
США ключевую роль в контроле качества
продовольствия играют два ведомства:
- Администрация по продовольствию
и медикаментам Министерства здравоохранения
и социальных услуг, которая контролирует
производство и реализацию почти 90 тысяч
видов продукции на сумму свыше 1000 млрд.
долларов США и проводит ежегодно проверки
более 15000 предприятий, и Управление продовольственной
безопасности и инспекции Минсельхоза,
отвечающее исключительно за контроль
мяса и мясопродуктов. Эти ведомства наделены
полномочиями вплоть до полного запрета
продажи продукции и ее конфискации в
судебном порядке, правом аргументировать
возбуждение уголовного дела в отношении
физических и юридических лиц, входить
в судебные органы с предложением о запрете
в судебном порядке производства и реализации
отдельных видов продукции. При этом максимально
возможное наказание за неправильную
маркировку продукции составляет до 3
лет тюремного заключения и 100 тыс. долларов
США, а предоставление фальсифицированной
документации - до 5 лет и 250 тыс. долларов
США.
Заключение
К концу XX века Россия оказалась в числе тех государств, которые утратили свою продовольственную независимость. Такая экономическая и политическая ситуация характеризуется, с одной стороны значительным снижением объемов отечественного производства продовольствия, а с другой, резким возрастанием импорта традиционно производимых в стране видов продовольственных продуктов и разрушением производственного потенциала АПК. В настоящее время в Россию завозится около 40% продуктов питания, в то время как считается, что при импорте 20% продовольствия страна уже теряет продовольственную независимость.
Продовольственная
безопасность Российской Федерации
может рассматриваться в рамках
страны в целом и применительно
к отдельным ее регионам. Региональный
аспект обуславливается большими размерами
страны, различием природно-
Таким
образом, проблему продовольственной
безопасности необходимо решать только
путем сочетания рыночного
Подводя
итог, можно сказать, что продовольственная
безопасность - это прежде всего
обеспечение определенного
Список
использованной литературы
1. Алтунин А.Т., БЖД: пособие /Под. ред. А.Т. Алтунина. - М.: 2009.
2. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. БЖД. – М.: Изд-во «Академический проспект», 2008.
3. Арустамов Э.А., Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Изд.центр Акад., 2009.
4. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. БЖД/ В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа – М, 2006.
5. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под общ. ред. Белова С.В. 2-е изд., испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. – М.: Академия, 2007.
6. Вайнер Э.Н., БЖД, пособие / Э.Н. Вайнер.-Липецк, 2009.
7. Кукин П.П., Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин В.Л. Лапин Н.Л. Пономарев. - М.: Высш. шк., 2010.
8. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., 2009.
9. Михайлов
Л. А. Безопасность жизнедеятельности
/ Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – Питер, 2010.
Информация о работе Продовольственная безопасность населения