Проект безопасности жизнедеятельности: «Школа, как объект комплексной безопасности объекта экономики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:04, творческая работа

Описание

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 г. Элисты, созданное в августе 1996 года (далее по тексту Устава – Образовательное учреждение), является некоммерческой организацией - муниципальным общеобразовательным учреждением.
Юридический адрес Образовательного учреждения: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Волгоградская, 3.

Работа состоит из  1 файл

проект.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Волгоградский филиал)

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект безопасности жизнедеятельности:

«Школа, как объект комплексной безопасности объекта экономики»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы ФЗ-300

Аслыкова Е. В.

Проверил Шипулин В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011

 

 

Раздел 1. Концепция обеспечения безопасности объекта.

1.1.   Описание объекта.

  Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 г. Элисты, созданное в августе 1996 года (далее по тексту Устава – Образовательное учреждение), является некоммерческой организацией - муниципальным общеобразовательным учреждением.

Юридический адрес Образовательного учреждения: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Волгоградская, 3.

Местонахождение Образовательного учреждения: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Волгоградская, 3.

Школа находится в спальном районе города. На территории школы находится столовая, спортзал и футбольное поле. Школа находятся в городской черте, в среде активного движения транспорта и пешеходов. Со стороны входа в школу пролегает дорога с пешеходной дорожкой, установлен знак «Внимание, дети!». Школа огорожена только с трех сторон, со стороны входа  в школу огорожена лишь зелеными насаждениями.       Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей; кроме этого может осуществляться предпрофильное и профильное обучение по программам, утвержденным Калмыцким институтом переподготовки педагогических кадров и согласованным городским экспертно-методическим советом.

   Образовательное учреждение является юридическим лицом и приобретает право на ведение уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на осуществление образовательного процесса, с момента его регистрации в органе государственной регистрации юридических лиц.

1.2.   Анализ возможных угроз.

На основании статистических данных рассмотрим наиболее опасные угрозы и сценарии криминальных действий:

        пожар, причиной которого может быть небрежность сотрудников, неисправность электрооборудования, несоблюдение или нарушение правил противопожарной безопасности обслуживающим персоналом, умышленный поджог;

        взрыв, вызванный проносом и установкой взрывчатки в криминальных целях, или взрыв газа при его утечке (особенно вероятно в местах приготовления пищи при использовании газового оборудования);

        несанкционированный проход посторонних лиц на территорию школы с целью кражи ценностей, документов, установки взрывных устройств или школьной аппаратуры;

        нападение маньяка на школьников на территории школы;

        нападение на кассу в рабочее время или попытка ее вскрытия в нерабочее время;

        террористический акт со взятием заложников или попытка подрыва или поджога;

        сильный, шквалистый ветер с обрывами линий электропередач, разрушения кровель зданий школы;

        Наркомания, курение и распитие спиртных напитков на территории школы.

По степени подготовки и оснащения злоумышленники могут быть разделены на следующие группы:

        случайный, неосведомленный, как правило, не вооруженный и без специального оснащения человек, пытающийся проникнуть в школу без определенного плана действий. К этой группе относятся подростки, алкоголики, мелкие хулиганы или психически неуравновешенные люди;

        одиночный грабитель или террорист, осведомленный о режиме работы школы, о местах хранения значительных ценностей или размещении аппаратуры;

        вооруженная группа, проникающая в школу с целью грабежа, теракта или взятия заложников;

        сотрудник школы, вступивший в сговор с криминальной группой в целях наживы или под влиянием шантажа.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Организационная система.

2.1. Система делегирования полномочий.

  В данной школе за вопросы безопасности жизнедеятельности отвечает, как директор школы, так и его заместитель по обеспечению безопасности, свою работу строит исходя из функциональных обязанностей, утвержденных директором школы. Функциональные обязанности приводятся ниже.

На должность заместителя директора школы по безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, опыт руководящей работы или стаж службы не менее 3-х лет в государственных силовых структурах, прошедшее дополнительное обучение по специальной программе «Безопасность образовательного учреждения».

Заместитель директора школы по безопасности исполняет следующие функции:

1.Координирует деятельность всех заинтересованных служб по организации комплексной безопасности учебного заведения от угроз социального, технического и природного характера.

2.Оказывает содействие преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

3.Осуществляет взаимодействие с Окружной антитеррористической комиссией, территориальными правоохранительными органами, формированием ГО и ЧС, службой санитарного государственного контроля, военным комиссариатом, а так же организовывает работу по выполнению их решений в части, касающейся учебных заведений.

4. Контролирует работу  охраны школы, осуществляемые наемными охранниками.

4.Заместитель директора школы по безопасности организует и обеспечивает проведение мероприятий по:

- охране труда и созданию безопасных условий организации образовательного и производственного процессов.

- Антитеррористической защищенности учебного заведения.

- Гражданской обороне и противопожарной безопасности.

- Соблюдению внутреннего режима функционирования и поддержанию общественной дисциплины.

- Профилактике наркомании, правонарушений учащихся, детского дорожно-транспортного травматизма.

Необходимо реализовать следующие организационные меры:

        разработать детальные инструкции по действиям во всех возможных нештатных ситуациях и довести их до каждого сотрудника;

        составить краткие, красочные, высокоинформативные и интуитивно понятные инструкции по пользованию аппаратурой безопасности сотрудников, в которые должны быть внесены краткие правила поведения в экстремальной ситуации;

        регулярно проводить занятия по повышению квалификации персонала службы безопасности, физической и боевой подготовке;

        организовать для сотрудников периодическую(не менее одного раза в год)проверку знаний в области безопасности, проводить дополнительное обучение по мере смены кадров и модернизации комплекса;

        организовать немногочисленную, но профессиональную инженерную службу ( в рамках штата службы безопасности). В обязанности которой вошло бы проведение технического обслуживания комплекса автоматизации здания.

Главная задача разработки концепции безопасности реализация условий, при которых школьники и сотрудники могли бы чувствовать себя уверенно, спокойно и комфортно.
Понятие безопасности включает в себя не только защиту от криминальных посягательств, но еще в большей степени создание предупредительных мер обеспечения защиты от пожара, взрыва и других чрезвычайных происшествий.
Эффективное решение этой проблемы требует системного подхода, основанного на анализе функционирования объекта, выявления наиболее уязвимых зон и особо опасных угроз, составления всех возможных сценариев криминальных действий и выработке адекватных мер противодействия.
Комплексный подход предусматривает оптимальное сочетание организационных, технических и физических мер предупреждения и своевременного реагирования на любую опасную ситуацию. Ключевое значение приобретает правильный выбор технических средств и систем безопасности, их правильное проектирование, монтаж и обслуживание.
Основными причинами, выводящими применение технических средств на главенствующие позиции среди мер обеспечения безопасности, являются:

        неподверженность (в отличие от людей) усталости, невнимательности, болезням, сиюминутным чувствам, погодным условиям;

        неподкупность, невозможность обмана, шантажа и запугивания;

        мгновенность реакции, точность выполнения заложенных функций.

В современных условиях постоянного роста преступности и осложнения криминогенной обстановки вопрос обеспечения безопасности любого объекта выходит на одно из первых мест. Преступный мир проявляет интерес не только к банкам, хранилищам ценностей, складам, но не оставляет без внимания и школы. Только создание эффективной, надежной и всесторонней системы безопасности позволит школе иметь имидж мирного доброжелательного дома, гарантирующего всем гостям спокойствие и уверенность в своей безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Инженерно-техническая организация системы безопасности.

1) Охрана внешнего объекта. Внешние границы с трех сторон защищены забором, а четвертая лицевая только растительными насаждениями. Школа заинтересована в создании имиджа открытого дома с обеспечением режима наибольшего благоприятствования для максимального числа учащихся, поэтому любые устройства безопасности не должны иметь устрашающего вида, но в то же время внушать чувство личной безопасности и комфортности. Поэтому внешний контур школы защищен скрытыми средствами охранной сигнализацией.

2) Охрана внутреннего периметра. Внутренний периметр охраняется пунктом охраны путем наблюдения за объектом.

3) Комплекс технических средств безопасности.

Сформулируем общие положения и требования к системе безопасности.

Прежде всего, устанавливаемый комплекс средств и систем защиты должен быть адекватен возможной угрозе, т. е. средства и системы должны быть разумно достаточны. Невозможно, да и нецелесообразно, исключить любую возможность нанесения ущерба прежде всего по экономическим соображениям. Средства обеспечения безопасности весьма дороги, поэтому их выбор должен определяться действительно разумным анализом возможных рисков и ущерба.
Следующий принцип используемая аппаратура не должна создавать дополнительных препятствий и больших затруднений для нормального функционирования школы как обслуживающему персоналу, так и гостям. Излишняя секретность, жесткий режим, постоянная демонстрация вооруженной охраны и подозрительности может отпугнуть.
Система должна быть сбалансированной, т. е. средства защиты должны распределяться по возможности равномерно в соответствии со значимостью защищаемых зон.
И последнее. Все применяемые меры и средства не должны создавать дополнительной опасности здоровью и жизни школьников и сотрудников школы, Это касается в первую очередь обеспечения экстренной эвакуации в чрезвычайной обстановке.

Далее в настоящем разделе будут рассмотрены основные подсистемы комплекса технических средств безопасности и средства их интеграции в единую глобальную систему.
Система пожарной безопасности

Перечислим основные задачи, возлагаемые на систему пожарной безопасности:

        эффективное и своевременное обнаружение очага возгорания с точным указанием места;

        автоматическое оповещение службы безопасности, всех сотрудников и школьников (а, возможно и службы городской пожарной охраны) о возгорании;

        принятие мер по тушению пожара, предотвращению распространения огня и дыма, дымоудалению;

        организация эвакуации людей из горящего здания, включая разблокировку всех дверей и лифтов, включение светозвуковых указателей, блокировку лифтов.

В рамках организационно технических мер необходимо оснащение гостиницы пожарным инвентарем и поддержание его в рабочем состоянии.

Система пожарной сигнализации

Назначение: эффективное и своевременное обнаружение очага возгорания с точным определением места, оповещение сотрудников службы безопасности, городской службы пожарной охраны, инициирование (подача сигнала на включение отключение) прочих систем, документирование информации.
Построение: для обнаружения факта возгорания в данной школе используются различные типы пожарных датчиков (извещателей):

        Дымовые (оптические, ионизационные, радиоизотопные, линейные и др.). Используются в наиболее важных, пожароопасных зонах, а при возможности во всех помещениях.

        Тепловые (магнитные, с применением легкоплавких материалов, термометрические и пр.) Используются в менее ответственных зонах и как вспомогательные.

        Комбинированные тепло дымовые датчики.

Все датчики могут быть адресными (точное определение места возгорания) или безадресными (определение места с точностью до номера шлейфа как правило, несколько помещений или целый этаж).

Информация от датчиков собирается центральной станцией пожарной сигнализации, выполняющей функции контроля состояния и работоспособности датчиков, шлейфов исполнительных устройств, оповещения, передачи информации, инициирования и документирования информации. Функции центральной станции выполняет:
 

        специализированный пожарный приемно контрольный прибор или многофункциональный приемно контрольный прибор системы пожарной, охранной и тревожно вызывной сигнализации (при автономной или полуавтономной организации системы безопасности);

        модули (концентрирования информации, отображения, интерфейса, и др.) интегрированной системы безопасности.

Система визуально звукового оповещения

Назначение: экстренное оповещение школьников и сотрудников о возникновении пожара или другой экстремальной ситуации, указание путей скорейшей безопасной эвакуации, выдача прочей экстренной информации.

Построение: для оповещения используются специализированные громкоговорители, световые табло с фиксированными надписями ("Пожар", "Выход"и т. п.), пиктограммами или светодиодные табло. Сигнал на включение средств оповещения подается либо автоматически центральной станцией пожарной сигнализации, либо оператором системы безопасности. Аналогично, передаваемая через громкоговорители аудиоинформация предварительно записана на магнитофон или в ПЗУ компьютера и передается автоматически.
Отметим, что современные мощные интегрированные системы пожарной безопасности включают развитые интеллектуальные системы оповещения, формирующие звуковые и визуальные сообщения в зависимости от конкретной ситуации (конкретного места загорания, размеров территории, охваченной огнем, времени, прошедшего с момента возгорания и т. п.), что обеспечивает наибольшую эффективность эвакуации и безопасность.

Система пожаротушения.

Назначение: автоматическое тушение очага возгорания, предотвращение распространения пожара.
Построение: Возможны следующие варианты:

 

        по принципу пожаротушения:

o         спринклерное пожаротушение (самый дешевый вариант при условии глобальной реконструкции здания)

o         аэрозольное или порошковое пожаротушение,

o         газовое пожаротушение (высокая эффективность,не наносит вреда интерьеру),

        по принципу организации системы:

o         автономные пожаротушащие модули со встроенными пожарными датчиками ;

o         команда на включение пожаротушащего модуля подается центральной пожарной станцией или интегрированной системой безопасности.

o         Во втором случае за счет использования интеллектуальных возможностей системы уменьшается вероятность ложной тревоги, возможна реализация превентивного включения модулей, расположенных в соседних помещениях.

Управление системой вентиляции и дымоудаления

Назначение: Предотвращение распространения дыма и огня от очага возгорания по лифтовым и вентиляционным шахтам и трубам, удаление дыма из помещений.

Построение: Включаются подсистемы:

        дымоудаления: Центральная станция пожарной сигнализации формирует сигналы, запускающие соответствующие электродвигатели вентиляционной системы.

        предотвращение распространения дыма: Центральная станция пожарной сигнализации формируют сигналы, управляющие приводами заслонок вентиляционной системы, запускает электродвигатели турбин, создающих повышенное давление в лифтовых шахтах.




.Система охранной сигнализации

Назначение: эффективное и своевременное обнаружение факта несанкционированого проникновения в охраняемые помещения (площадки, зоны) с точным определением места, оповещение сотрудников службы безопасности, милиции (вневедомственной охраны), документирование информации.

Защите с помощью средств охранной сигнализации подлежат:

        внешний периметр школы,

        внешний контур школы,

        ответственные служебные помещения, такие как касса, кладовые, кабинеты администрации школы, разного рода аппаратные и пультовые,

        прочие площадки, зоны, помещения.

Построение: для обнаружения факта несанкционированного проникновения используются различные типы сигнализационных датчиков. Вследствие огромного разнообразия существующих типов датчиков, кратко упомянем лишь наиболее распространенные типы, сгруппировав их по классам защищаемых объектов:

        датчики, устанавливаемые на внешних ограждениях (емкостные, радиолучевые, проводноволновые, активные инфракрасные, вибрационные и др.) используются для охраны периметра (внешней границы) гостиничного комплекса и парковок автотранспорта;

        датчики, охраняющие открытые площадки (микроволновые, инфракрасные пассивные, комбинированные) применяются для охраны парковок автомобилей;

        датчики, сигнализирующие об открывании или разрушении дверей, окон (магнитоконтактные, вибрационные, инфракрасные активные и пассивные) применяются для охраны дверей здания, в том числе лифтов, предоставляют информацию для системы управления доступом;

        датчики, реагирующие на разбитие стекла (акустические, вибрационные);

        датчики, блокирующие внутренние объемы помещений (инфракрасные пассивные, микроволновые, ультразвуковые, комбинированные, барометрические и др.;

        датчики, охраняющие отдельные предметы (емкостные, вибрационные и др.), используемые для охраны отдельных, особо ценных объектов сейфов, витрин с ценностями, шкафов с оружием и т.д.

Информация от охранных датчиков собирается центральной станцией охранной сигнализации (системой сбора и обработки информации), выполняющей функции контроля состояния и работоспособности датчиков, шлейфов, исполнительных устройств, передачи информации, документирования. Функции центральной станции могут выполнять:

        специализированный приемно контрольный прибор или многофункциональный приемноконтрольный прибор систем пожарной, охранной и тревожновызывной сигнализации (при автономной или полуавтономной организации системы безопасности);

        модули (концентрирования информации, отображения, интерфейса, исполнительные и др.)интегрированной системы безопасности.

        Учитывая большое количество точек охраны, сложный и непредсказуемый режим функционирования объекта, необходимость соблюдения принципа максимизации показателя эффективность/стоимость и наличие мощных систем ограничения доступа и телевизионного наблюдения, достаточным может быть сочтен принцип минимального оснащения школы сигнализационными средствами. По тем же причинам необходима реализация децентрализованного принципа охраны, т.е. постановка и снятие с охраны производит сам клиент.
Естественно, это не относится к некоторым другим помещениям повышенной важности, таким как сейфовая, касса, кладовые и т. п. При оснащении этих помещений должен использоваться принцип многорубежности, т.е. применения нескольких концентрических колец сигнализации, окружающих охраняемый объект.

Система телевизионного наблюдения

Назначение: обеспечение визуального контроля за обстановкой на объекте, анализ нештатных ситуаций, верификация (проверка истинности) поступающих сигналов тревоги, помощь в принятии оперативных решений, протоколирование визуальной информации.
Отметим, что во всех современных концепциях безопасности общепризнанным считается положение о высокой эффективности применения систем телевизионного наблюдения. Поэтому практически все комплексы технических средств безопасности крупных объектов, установленные в последние годы за рубежом, оснащаются мощными системами телевизионного наблюдения. Такие системы включают, как правило, от нескольких десятков до сотен телевизионных камер, несколько постов наблюдения, оснащенных мониторами и вынесенными пультами управления

Построение: видеоинформация собирается телевизионными камерами (чернобелыми или цветными). Открыто установленная камера, с одной стороны, "отпугивает" потенциального преступника, с другой стороны, создает определенный моральный дискомфорт для сотрудников и школьников.

Видеоинформация от камер поступает в центральную пультовую, где с помощью разного рода видеокоммутационных устройств осуществляется обработка видеосигналов (наложение даты, времени, имени или номера камеры, совмещение изображений и т. д.), вывод видеоинформации на мониторы, запись на видеорегистрирующие устройства, распределение информации между постами (пультовыми), взаимодействие с прочими системами комплекса безопасности.

 

Противоаврийный контроль систем жизнеобеспечения здания (газ, вода, электричество)

Назначение: контроль и блокирование в случае аварии (пожара, стихийного бедствия, угрозы теракта) систем школы.

Построение: существует значительное количество вариантов, рассмотрение которых выходит за рамки настоящей Концепции.


Система электропитания слаботочных устройств

Сформулируем основные требования к системе электропитания комплекса технических средств безопасности:

        питание всех подсистем и приборов раздавается централизовано (все блоки питания в центральной пультовой аппаратной; такая система гарантирует повышенную техническую надежность, а также защиту от саботажа и упрощает техническое обслуживание.

        магистральное электропитание комплекса от сети 220 вольт должно выполняться по первой категории ( от двух независимых фидеров);

        для наиболее важных компонентов комплекса (главный сервер, компьютеры систем безопасности, основные контроллеры) должно предусматриваться резервное питание от аккумуляторов в течении, по меньшей мере, двух часов.


Техническая укрепленность здания школы.

Назначение: создание физических барьеров, препятствующих несанкционированному проникновению в здания школы, путем разрушения (взлома) инженерных конструкций здания.

Построение: данная задача в максимальной степени может быть решена только при строительстве нового здания или при генеральной реконструкции, допускающей перепланировку. В данном случае реализованы следующие меры повышения технической укрепленности здания:

        установка металлических решеток на окнах первого и цокольного этажей, оклейка стекол указанных окон

        установка металлических дверей на входах в наиболее ответственные помещения и блоки помещений;

        оснащение наиболее важных дверей высококачественными замковыми устройствами;

        установка турникетов, проходных кабин, шлюзов.

 

Информация о работе Проект безопасности жизнедеятельности: «Школа, как объект комплексной безопасности объекта экономики»