Психические нарушения. Виды. Причины возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Содержание

Введение
1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях
2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям
3. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях
3.1 Паника
3.2 Профилактика панических реакций
3. Психические нарушения. Виды. Причины возникновения
4. Особенности психоневротических расстройств и методы их профилактики и лечения у пострадавшего населения
4.Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях

Работа состоит из  1 файл

мой реферат.docx

— 41.75 Кб (Скачать документ)

      Поведение людей в экстремальных ситуациях  делится на две категории.

      Случаи  рационального, адаптивного поведения  человека с психическим контролем  и управлением эмоциональным  состоянием поведения. Во многих экстремальных  ситуациях не наблюдалось патологического  поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

      Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации  к обстановке, когда люди своим  нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают  число жертв и дезорганизуют  общественный порядок. В этом случае может наступить «шоковая заторможенность», когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем «шоковой заторможенности» является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

      Панические  реакции могут наблюдаться и  у группы людей в замкнутых  помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях  считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству  массового страха, особенно, если в  группе есть неуравновешенные люди, а  таких может быть не более 2 % от числа  всей группы. В психологическом плане  паника очень заразительна, так как  связана с проявлением «стадного инстинкта». Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно. 

3.2 Профилактика панических  реакций

  1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).
  2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.
  3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах должен:
  • знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;
  • иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;
  • знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;
  • участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.
  1. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.
  1. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.
  2. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).
  3. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.
  4. В структуре руководства массой людей большую роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и другие средства.

 

3. Психические нарушения.  Виды. Причины возникновения

     В соответствии с критериями к группе психических нарушений при ЧС относятся транзиторные расстройства разной степени тяжести у лиц, до этого не имевших каких-либо психических  отклонений, которые обычно проходят в течение нескольких часов или  дней. Такие расстройства возникают  в ответ на физический и психологический  стресс. Стрессом может быть сильное  травматическое переживание, включая  угрозу безопасности или физической целостности индивидуума, а также  его близких (природная катастрофа, несчастный случай, военные действия и т.д.). К данной группе расстройств относятся: «острая реакция на стресс», «нервная демобилизация», «кризисное состояние», «острая кризисная реакция», «болевая реакция», «психический шок».

     Известно, что последствия острой психической  травмы при определенных обстоятельствах, к каковым относят, в частности, психогенное психомоторное возбуждение  и психогенный ступор, могут представлять непосредственную опасность как для самих пострадавших, так и для окружающих. Но в неменьшей степени опасным для пострадавших и членов их семей представляется развитие отдаленных психических расстройств, степень тяжести которых может быть связана с несвоевременностью оказания помощи в остром периоде травмы. При увеличении временного интервала между моментом получения психической травмы и началом оказания помощи, а также в случаях недостаточной помощи часть пострадавших уходит из поля зрения медицинских работников, психологов и социальных работников, и эти обстоятельства увеличивают в 3-4 раза вероятность развития посттравматического стрессового расстройства. В некоторых случаях высокий уровень распространенности посттравматический стрессовых расстройств может быть связан с недостаточно квалифицированной медицинской и психологической помощью пострадавшим в ЧС.

     Создаваемые Министерством чрезвычайных ситуаций, Министерством внутренних дел, ВСМК «Защита», а также научно-исследовательскими учреждениями специализированные группы и бригады состоят из квалифицированных  специалистов, умеющих использовать возможности и ресурсы системы  здравоохранения. Однако эта система  сама не всегда бывает готова к полноценному участию в оказании своевременной и быстрой помощи пострадавшим.

     Значительную  роль в увеличении частоты отдаленных психических расстройств играют культуральные различия, так, например, у беженцев, испытывающих такие факторы как: незанятость, незащищенность рабочих мест, нищета, бездомность, война, экономические и политические сдвиги, трудности в обеспечении базовых потребностей в повседневной жизни, утрата надежд, гораздо чаще возникают отдаленные посттравматические психические расстройства, и остаются дольше. 

     С учетом этих данных важно подчеркнуть  необходимость более широкого привлечения  существующих научных и практических учреждений к оказанию медико-психологической  и психиатрической помощи.

     Как правило, в первые часы после катастрофы за помощью обращаются женщины и подростки, из которых не менее 2/3 нуждаются в госпитализации в многопрофильные или специализированные психиатрические стационары и в амбулаторном наблюдении по поводу психических расстройств. В таких случаях необходимо участие в спасательных работах психиатров скорой медицинской помощи, психоневрологических диспансеров и кабинетов, психотерапевтических кабинетов поликлиник, находящихся вблизи очага поражения.

 

4. Особенности психоневротических  расстройств и  методы их профилактики  и лечения у  пострадавшего населения

     Население, пострадавшее при ЧС и спасатели  были разделены по категориям для  облегчения выбора вида помощи, которая  должна различаться по объему, методу и организации:

1 группа – раненые с различными видами поражения (травматическое, ожоговое, химическое, радиационное), у которых помимо общей психической реакции могут быть нарушения психики, характерные для специфической травмы;

2 группа – лица, потерявшие родных и близких, понесшие материальный ущерб. Психические реакции пострадавших помимо общего шока усугубляются фактом потери;

3 группа – лица, психически травмированные самим фактом ЧС, не имеющие прямого ущерба или ранений;

4 группа – лица, имеющие сочетанные поражения (ранения и потери одновременно).

     Универсальными  формами реагирования являются страх  и депрессия, проявление которых  у каждого отдельного индивидуума  различно. Несмотря на это существует определенная систематика психоневротических расстройств, базирующаяся в основном на времени их возникновения.

1 группа – нарушения, возникающие непосредственно в момент катастрофы;

2 группа – нарушения психики, возникающие спустя некоторое время после начала ЧС, еще в очагах поражения;

3 группа – состояния, осложняющие ранения и соматические нарушения, возникающие после катастрофы.

4 группа – нарушения, отсроченные во времени, возникающие иногда даже после полной ликвидации катастрофы. 

     Психоневротические  нарушения базируются на естественных формах реагирования человека в экстремальных  ситуациях, и при оценке состояния  пострадавшего следует учитывать  индивидуальную оценку своего состояния  пациентом, насколько он воспринимает его как болезненное, также следует  оценить, нарушает ли данное состояние  социальную адаптацию индивида, его  профессиональную деятельность.

     Исходя  из вышесказанного, можно заметить, что хотя психические реакции  возникают практически у всех, клинически проявляются они далеко не у каждого.

     Основную  массу психоневротических нарушений, возникающих у пострадавших непосредственно  в момент возникновения ЧС, составляют различные по своей структуре  психогенные нарушения тревожно – депрессивного характера. Такие  пациенты суетливы, беспокойны, не находят  себе места, их поведение создает  вокруг напряженную, тревожную, суетливую  обстановку. Такие реакции наиболее характерны для привычно повторяющихся  стихийных бедствий, например, при  землетрясениях, и носят пролонгированный характер. Вторую по численности группу расстройств составляют депрессивные состояния с выраженной общей  заторможенностью, с безразличием к  окружающему, которые возникают  сразу после возникновения катастрофы и непосредственно после нее.

     Могут наблюдаться истероформные реакции, протекающие с демонстративным пренебрежением опасностью, отрицанием степени риска. Однако на фоне внешней неустрашимости имеется тщательно маскируемая тревожная напряженность, которая проявляется в неожиданных и опасных ситуациях в виде паники, импульсивного бегства или других проявлений.

     Следующая многочисленная группа расстройств  – реакции паранойяльного типа, при которых отмечается подозрительность, ожидание повторения катастрофы, недоверие  к действиям спасателей, подозрительное отношение к окружающим и т.д. 

 

4.Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях

     Психологическое просвещение включает в себя сообщение и усвоение знаний о психических состояниях, о методах психологической защиты, предотвращения и преодоления негативных функциональных реакций, эмоциональной напряженности, предупреждения чрезмерного психического напряжения, выхода из эмоционального стресса, и др.

     Управляющие воздействия руководителя, психолога, врача в виде советов, указаний, приказаний, рекомендаций по выходу из состояния чрезмерного эмоционального возбуждения, напряжения. Это могут быть ободряющие слова, приемы отвлечения внимания от психотравмирующих факторов путем нацеливания на выполнение второстепенных задач или подачи иррелевантной информации.

Информация о работе Психические нарушения. Виды. Причины возникновения