Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:23, реферат
Истинно-человеческий, субъектный способ жизни, описанный С.Л.Рубинштейном, предполагает хорошо развитую способность к управлению собственными ресурсами, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренними состояниями и формами поведения. На современном этапе возрастающие информационные и эмоциональные нагрузки на человека еще более обостряют необходимость развития и совершенствования этой способности. Возможности саморегуляции личности, ее адекватное реагирование на различного рода внешние воздействия, управление многообразием своих психических состояний как проблема психического здоровья, «выявления деятельного, автономного, конструктивного начала личности» (Л.И.Анцыферова) вызывают все больший интерес исследователей. Саморегуляция, в отличие от спонтанной активности, психофизиологической реактивности и активности, управление которой определяется другими людьми или обстоятельствами, ситуацией, предполагает субъектную активность, рефлексию и осознание собственных состояний, причин их возникновения и возможностей изменения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие саморегуляции……………………………………………………….5
2. Приобретение и использование навыков саморегуляции………………….6
3. Методы оптимизации психического
состояния практического психолога…………………………………………….9
3.1. Аутогенная тренировка Шульца…………………………………….11
3.2. Самовнушение по Э. Куэ…………………………………………….13
3.3. Техника самовнушения по Куэ……………………………………...15
3. 4. Мышечная релаксация Ж. Джекобсона…………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………..20
К числу основных групп методов психологической саморегуляции относятся: техники нервно-мышечной релаксации, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов, эзотерические методы изменения состояния сознания, самогипноз. Как правило, современные программы обучения методов психологической саморегуляции имеют комплексный характер и включают элементы различных методов. В качестве дополнительных приемов, способствующих более эффективному овладению методами психологических саморегуляций используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды специализированной гимнастики (дыхательной, общеукрепляющей).
Какими
бы психическими средствами ни реализовывались
процессы саморегуляции, имеющие несовершенную
функциональную структуру, эти процессы
не смогут привести к наиболее эффективному
построению и реализации самой исполнительской
активности, обеспечить ее продуктивность.
Список
использованной литературы
1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – Соб. соч., Т. 5. – М.: Педагогика, 1983.
2. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
3. Кон. С.И. «В поисках себя. Личность и ее самосознание», М.: «Просвещение», 1984
4. Крылов
А.А., Моничев С.А. Практикум по общей экспериментальной
и прикладной психологии. – 2-е издание.
– СПб.: 2000.
Информация о работе Саморегуляция личности психолога во взаимодействии