Система «Водитель – автомобиль – дорога»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:00, реферат

Описание

Анализируя работу дороги, необходимо рассматривать сложную систему «водитель – автомобиль – дорога». В механическом ряду этих понятий действует прямая связь: водитель управляет, автомобиль движется по дороге. В инженерно-психологическом отношений действует и обратная связь: дорога передает информацию, водитель воспринимает эту информацию и использует ее для управления автомобилем.

Работа состоит из  1 файл

Система ВАД.docx

— 31.06 Кб (Скачать документ)

 

При анализе дорожно-транспортного  происшествия наиболее просто отнести  его причину к водителю, который, как считают, обязан мгновенно реагировать  на изменение дорожно-транспортной ситуации и компенсировать несовершенство составляющих системы ВАД «человек — автомобиль — дорога» необходимыми приемами управления, обеспечивающими безопасный режим движения. Однако такая уверенность недостаточно обоснована. Многие ДТП происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц. Например, дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения улиц, неудовлетворительного состояния проезжей части, неправильной разметки улиц, неверной установки и неудовлетворительного состояния дорожных знаков и т. п.

В отличие от систем автоматического  регулирования водитель не имеет  запрограммированной системы ответов  на все бесчисленное многообразие дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допускать  ошибки, число которых увеличивается  при снижении его психофизиологических возможностей в процессе работы. При учете этого обстоятельства за такими официальными причинами ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд на пешехода и пр., во многих случаях обнаружилось бы, что истинной причиной дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а другие факторы, относящиеся или к дороге, или к автомобилю, или к тому и другому одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания водителем сложившейся ДТС, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.

В отрезке времени, непосредственно  предшествующем дорожно-транспортному  происшествию, и в процессе его  развития влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих  фазах происшествия эта причина  может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая  в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного  происшествия необходимо выявлять все  причинно-следственные связи. В противном  случае установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет  выявление обстоятельств, предшествовавших дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для  ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

Анализы ДТП

Топографический анализ предназначен для выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП.

Карта ДТП может быть выполнена  в виде обычной карты города или  района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую  условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Причем в зависимости  от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде "проявляются" очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер.

Линейный график, как правило, составляется для участка или  всей автомобильной дороги. Масштаб  изображения укрупнен по сравнению  с картой ДТП, что позволяет более  подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных изображений  на график. Очаги ДТП на графике  подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их сосредоточения.

Масштабная схема представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном  масштабе. На ней символическими изображениями  наносятся транспортные средства, участники  ДТП, направление их движения, тяжесть  последствия ДТП.

По тяжести последствий  ДТП делятся на три группы:

со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей  и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие и легкие. По виду ДТП  их делят: на столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд  на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд  на животных и иные виды ДТП. К последним относятся, например, падение перевозимого груза на человека, сход трамвая с рельсов (без столкновения или опрокидывания).

Наибольшей тяжестью последствий  характеризуются наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств, наезды на гужевой транспорт. В этих происшествиях из 100 пострадавших в среднем 16 чел. погибает. К самым опасным для участников движения относятся столкновения транспортных средств и наезды на пешехода. На эти виды ДТП приходится почти 70 % общего числа погибших и раненых.


Информация о работе Система «Водитель – автомобиль – дорога»