Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:30, реферат
Практически с момента создания автомобили стали предоставлять потенциальную опасность для окружающих и участников движения.
Поскольку полностью избежать дорожно-транспортных проишествий пока не представляется возможным, автомобиль совершенствуется в направлении снижения вероятности аварии и минимизации ее последстий.
В связи с этим все ситемы автомобиля разделяются на две части - активную и пассивную безопасность.
Системы безопасности
Практически с момента
создания автомобили стали предоставлять
потенциальную опасность для
окружающих и участников движения.
Поскольку полностью избежать дорожно-транспортных
проишествий пока не представляется возможным,
автомобиль совершенствуется в направлении
снижения вероятности аварии и минимизации
ее последстий.
В связи с этим все ситемы автомобиля разделяются
на две части - активную и пассивную безопас
Активная безопасность
Активная безопасность
автомобиля - комплекс его свойств,
снижающих возможность
1. Безотказность
Безотказность узлов, агрегатов и систем автомобиля является определяющим фактором активной беззопасности. Особенно высокие требования предъявляются к надежности элементов, связанных с осуществлением маневра - тормозной системе, рулевому управлению, подвеске, двигателю, трансмиссии и так далее. Повышение безотказности достигается совершенствованием конструкции, применением новых технологий и материалов.
2. Компоновка автомобиля
Компоновка автомобилей бывает трех видов:
В тоже время переднепривод
3. Тормозные свойства
Возможность предотвращения
ДТП чаще всего связана с интенсивным
торможением, поэтому необходимо, чтобы
тормозные свойства автомобиля обеспечивали
его эффективное замедление в
любых дорожных ситуациях.
Для выполненния этого условия сила, развиваемая
тормозным механизмом, не должна превышать
силы сцепления с дорогой, зависящей от
весовой нагрузки на колесо и состояния
дорожного покрытия. Иначе колесо заблокируется
(перестанет вращаться) и начнет скользить,
что может привести (особенно при блокировке
нескольких колес) к заносу автомобиля
и значительном увеличении тормозного
пути. Чтобы предотвратить блокировку,
силы, развиваемые тормозными механизмами,
должны быть пропорциональны весовой
нагрузки на колесо. Реализуется это с
помощью применения более эффективных
дисковых тормозов.
На современных автомобилях используется
антиблокировочная система (АБС), корректирующая
силу торможения каждого колеса и предотвращающая
их скольжение.
Зимой и летом состояние дорожного покрытия
разное, поэтому для наилучшей реализации
тормозных свойств необходимо применять
шины, соответствующие сезону.
4. Тяговые свойства
Тяговые свойства (тяговая
динамика) автомобиля определяют его
способность интенсивно увеличевать
скорость движения. От этих свойств во
многом зависит увереность водитель при
обгоне, проезде пререкрестов. Особенно
важное значение тяговая динамика имеет
для выхода из аварийных ситуаций, когда
тормозить уже поздно, маневрировать не
позволяют сложные условия, а избежать
ДТП можно, только опередив события.
Так же как и в случае с тормозными силами,
сила тяги на колесе не должна быть больше
силы сцепления с дорогой, в противном
случае оно начнет пробуксовывать. Предотвращает
это противобуксовочная система (ПБС).
При разгоне автомобиля она притормаживает
колесо, скорость вращения которого больше,
чем у остальных, а при необходимости уменьшает
мощность, развиваемую двигателем.
5. Устойчивость автомобиля
Устойчивость - способность автомобиля
сохранять движение по заданной траектории,
противодействуя силам, вызывоющих его
занос и опрокидывание в различных дорожных
условиях при высоких скоростях.
Различают следующие виды устойчивости:
6. Управляемость автомобиля
Управляемость - способность автомобиля
двигаться в напрвлении, заданном водителем.
Одной из характеристик управляемости
является поворачиваемость - свойство
автомобиля изменять направление движения
при неподвижном рулевом колесе. В зависимости
от изменения радиуса поворота под воздействием
боковых сил (центробежной силы на повороте,
силы ветра и т.д.) поворачиваемость может
быть:
Различают шинную и креновую поворачиваемость.
Шинная поворачиваемость
Шинная поворачиваемость связана со свойством шин двигаться под углом к заданному направлению при боковом уводе (смещение пятна контакта с дорогой относительно плоскости вращения колеса). При установке шин другой модели поворачиваемость может измениться и автомобиль на поворотах при движении с большой скоростью поведет себя иначе. Кроме того, величина бокового увода зависит от давления в шинах, которое должно соответствовать указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Креновая поворачиваемость
Креновая поворачиваемость связана с тем, что при наклоне кузова (крене) колеса изменяют свое положение относительно дороги и автомобиля (в зависимости от типа подвески). Например, если подвеска двухрычажная, колеса наклоняются в стороны крена, увеличивая увод.
7. Информативность
Информативность - свойство автомобиля обеспечивать необходимой информацией водителя и остальных участников движения. Недостаточная информация от других транспортных средст, находящихся на дороге, о состояния дорожного покрытия и т.д. часто становится причиной аварии. Информативность автомобиля подразделяют на внутреннюю, внешнюю и дополнительную.
Внутренняя обеспечивает возможность
водителю воспренимать информацию, необходимую
для управления автомобилем.
Она зависит от следующих факторов:
Внешняя информативность - обеспечение других участников движения информацией от автомобиля, которая необходима для правильного взаимодействия с ними. В нее входят система внешней световой сигнализации, звуковой сигнал, размеры, форма и окраска кузова. Информативность легковых автомобилей зависит от контрастности их цвета относительно дорожного покрытия. По статистике автомобили, окрашенные в черный, зеленый, серый и синий цвета, в два раза чаще попадают в аварии из-за трудности их различения в условиях недостаточной видимости и ночью. Неисправные указатели поворотов, стоп-сигналы, габаритные огни не позволят другим участникам дорожного движения вовремя распознать намерения водителя и принять правильное решение.
Дополнительная информативность - свойство автомобиля, позволяющие эксплуатировать его в условиях ограниченной видимости: ночью, в тумане и т.д. Она зависит от характеристик приборов системы освещения и других устройств (например, противотуманных фар), улучшающих восприятие водителем информации о дорожно-транспортной ситуации.
8. Комфортабельность
Комфортабельность автомобиля определяет время, в течение которого водитель способен управлять автомобилем без утомления. Увеличению комфорта способствует использование АККП, регуляторов скорости (круиз-контроль) и т.д. В настоящее время выпускаются автомобили, оборудованные адаптивным круиз-контролем. Он не только автоматически поддерживает скорость на заданном уровне, но и при необходимости снижает ее вплоть до полной остановки автомобиля.
Пассивная безопасность
Пассивная
безопасность - конструктивные мероприятия,
направленные на сведение к минимуму вероятности
ранений человека при ДТП. Она подразделяется
на внешнюю и внутренюю.
Внешняя достигается исключением на внешней
поверхности кузова острых углов, выступающих
ручек и т.д.
Для повышения уровня внутренней безопасности
используют следующие конструктивные
решения: