Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:31, реферат
По мере оптимизации условий труда возрастает роль охраны труда и человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.
10.Связь дисциплины «Охрана труда» с гигиеной, физиологией, эргономикой.
По мере оптимизации условий труда возрастает роль охраны труда и человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.
Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Во-первых, это задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений , исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса, коллективной деятельности операторов. С точки зрения обеспечения эффективности деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханические и физиологические факторы. Во-первых, это задачи проектирования новых средств деятельности ,относящихся преимущественно к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления, специальные входные системы ЭВМ, новые инструменты и приборы. В-третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов. Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.
Ее предметом является трудовая деятельность и охрана труда, а объектом исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда".
Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.
Термин "эргономика" (греч. ergon - работа + nomus - закон) был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия:
в США - "исследование человеческих факторов", в ФРГ - "антропотехника" и др.
Эргономика так или иначе связана с охраной труда и со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов. Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне. Эргономика использует данные гигиены и охраны труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда. Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.
Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований охраны труда, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их. Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и охране труда тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований представляет особую ценность для научной организации труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижения современной науки и передовой практики.
Эргономика решает также ряд проблем охраны труда, поставленных в системотехнике: оценка надежности, точности и стабильности работы оператора, исследование влияния психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе "человек-машина", изучение приспособительных и творческих возможностей человека. В практическом отношении проблема взаимоотношения эргономики и системотехники - это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем(проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.
Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими общественными науками. Вне этих связей эргономика не может ни полноценно развиваться, ни правильно прогнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых ею рекомендаций. Данная группа наук в определенном отношении опосредствует взаимосвязь эргономики с экономикой.
Внедрение результатов эргономических исследований в практику дает ощутимый социально-экономический эффект. Как отечественный, так и зарубежный опыт внедрения эргономических требований свидетельствует о том, что приводит к существенному повышению производительности труда. При этом грамотный учет человеческого фактора представляет собой не разовый источник повышения, а постоянный резерв увеличения эффективности общественного производства.
Охрана труда и структура трудовой деятельности.
С позиций охраны труда и эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек - орудие труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно, эргономические исследования рекомендации должны основываться на выяснении закономерностей психических и физиологический процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности, с предметом труда и окружающей физико-химической и психологической средой. Много новых идей возникло с связи с рассмотрением трудовой деятельности и охраны труда как процесса взаимодействия человека с машиной или более сложными системами управления. Некоторые из этих идей конструктивны в смысле перехода от качественных к структурно-количественным представлениям в разработке теории деятельности . Значительный вклад в понимание психофизиологического содержания трудовой деятельности внесли исследования по физиологии труда и охране труда.
Трудовая деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойства имеют также определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния человека. Процесс длительности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (или коллектив) и сам предмет труда. В качестве взаимодействующего компонента деятельности может выступать и орудие труда, если оно относится к классу автоматических устройств.
В формальном виде трудовую деятельность можно представить как динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.
Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния предмета труда, в которое необходимо перевести этот предмет из исходного состояния посредством трудовых - информационных и энергетических воздействий. Эти воздействия человек может осуществлять непосредственно на предмет труда или через промежуточное устройство - орудие труда. При этом человек воспринимает информацию через сигналы от предмета труда, промежуточного устройства и среды. Цель труда у человека формируется на основе мотивов, потребностей, установок (своих или получаемых извне).
Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобразуется по одному из тех типов переработка информации человеком: прямого замыкания (прямая, закрепленная ассоциативная связь, автоматизированное действие), репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразования информации по известным правилам), Продуктивного (или творческого) мышления. С помощью этих преобразований формируется прогнозируемый результат трудового воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижения.
Существенное влияние на характер протекания процессов, восприятия, мышления, воспроизведения сведений (энграмм) в памяти оказывают активационные воздействия, обусловленные уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым напряжениям, функцией внимания. В основе информационных и энергетических преобразований, представляющих собой суть трудового воздействия на предмет труда, лежат физико-логические процессы. В целом вся описанная функциональная структура представляет собой систему "человек - орудие труда - среда".
Предметом труда не обязательно может быть объект внешнего мира. Человек способен осуществлять преобразования информации, имеющие смысл трудового воздействия, целиком в сфере субъективного отражения, создавая "духовный продукт". Деятельность, направленную на объекты внешнего мира, называют предметной, или экстериозированной, а направленную на преобразование и формирование собственных энграмм (т.е. представлений, образов, понятий, планов) - интериозированной. В чистом виде эти типы деятельности практически не встречаются. Речь может идти только лишь о существенном преобладании одного из них.
Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточное устройство определяется главным образом тем, какие свои функции как преобразователя информации и энергии человек передал этому устройству. Различают два типа систем "человек - орудие труда - среда": с промежуточными устройствами в виде простых орудий труда; в виде машин.
26.Пути оптимизации системы «человек- машина- производственная среда» по параметрам безопасности.
В связи с автоматизацией процессов производства и управления, развитием вычислительной техники и разработкой систем автоматизации проектных, исследовательских и технологических работ широкое распространение получили персональные электронно-вычислительные машины (далее по тексту ЭВМ) или, как их еще называют - компьютеры. Компьютеры используются в информационных и вычислительных центрах, на предприятиях связи, полиграфии, в диспетчерских пунктах управления технологическими процессами и транспортными перевозками, а так же в быту, для обучения, игры и т. д.
Эргономика и эстетика производства являются составными частями культуры производства, т.е. комплекса мер по организации труда, направленных на создание благоприятной рабочей обстановки. В основе повышения культуры производства лежат требования научной организации труда. Культура производства достигается правильной организацией трудовых процессов и отношений между работающими, благоустройством рабочих мест, эстетическим преобразованием среды.
Отрицательное воздействие на человека вычислительной техники выражается нарушением функций зрения, быстрым общим утомлением, заболеваниями нервной системы, раком и прочими отрицательными явлениями у людей, длительное время использующих дисплеи при несоблюдении эргономических требований.
С точки зрения эргономики группа требований при работе с ЭВМ включает требования к функциональным помещениям и к факторам внешней среды, которые в свою очередь подразделяются соответственно на требования к объему и форме рабочего помещения, обеспечивающим вход и выход, перемещение внутри помещения, и требования к физическим, химическим и биологическим факторам внешней среды, а также к электрической и пожарной безопасности.
Основные требования к учету факторов рабочей среды заключаются в том, что они при их комплексном воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье при профессиональной деятельности в течении длительного времени, и кроме того, не должны вызывать снижения надежности и качества деятельности оператора при воздействии в течении рабочей смены. При анализе влияния факторов рабочей среды на человека-оператора различают четыре уровня их воздействия: комфортная рабочая среда, когда величины факторов среды не превышают требований нормативно-технических документов, относительно дискомфортная рабочая среда, когда в рабочей зоне отдельные производственные факторы несколько превышают предельно допустимый уровень, экстремальная рабочая среда и сверхэкстремальная рабочая среда.
Для того чтобы организовать комфортную среду при работе с персональным компьютером (далее ПК), необходимо изучить требования к ней, регламентированные соответствующими нормативно-техническими документами, и возможные средства и способы защиты от неблагоприятных факторов в случае превышения в реальности нормированных величин.
Одним из важных факторов, которые влияют на работоспособность и состояние здоровья пользователей ПЭВМ является организация рабочего места. Неправильная организация рабочего места приводит к общей усталости, головным болям, усталости мышц рук, болям в спине и шее.
Такие негативные моменты чаще всего возникают из-за несоответствия помещений и организации рабочих мест эргономическим требованиям и санитарно-производственным нормам.
1. Общие эргономические требования для организации рабочего места
Существуют общие эргономические требования для организации рабочего места пользователя ПЭВМ (ГОСТ 12.2.049-80, ГОСТ 122032-78, ГОСТ 22269-76). Эти требования устанавливают основные параметры рабочего места, оснащенного дисплеем, и учитывают особенность выполняемых работ.
Параметры рабочего места должны быть следующими. Площадь аудитории, в которой будет проходить работа должна быть не менее 6 м2, а объем не менее 24 м3. Для внутренней отделки помещения должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе с видео-дисплейным терминалом
(далее ВДТ) и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления работающего (согласно ГОСТ 12.2.032-78). Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризующимся и воздухонепроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнения.
Для взрослых пользователей высота рабочей поверхности стола, при отсутствии возможности ее регулирования должна составлять 725 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, не менее 450 мм в глубину на уровне колен и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах 150 мм по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов.
Расстояние от глаз пользователя до экрана дисплея должно составлять 500-700 мм. Угол зрения 10-20°, но не более 40°; угол между верхним краем дисплея и уровнем глаз пользователя должен составлять не менее 10°. Предпочтительным является расположение экрана перпендикулярно к линии зрения пользователя.
Рабочие места по отношению к световым проемам должны располагаться не ближе 3 м так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
Освещенность также влияет на состояние здоровья и работоспособность человека. В данном случае пользователь будет работать за дисплеем и, а особенностью такой работы является постоянное и значительное напряжение функций зрительного анализатора, обусловленного необходимостью различения самосветящихся объектов (символов, знаков) при наличии бликов на экране, строчной структурой экрана, мельканием изображения, не достаточной четкостью объектов различения. Для того чтобы избежать перенапряжения и болей в глазах, установлены специальные гигиенические нормы производственного освещения (СНиП 11-4-79 «Естественное и искусственное освещение»).
В соответствии со СНиП 11-4-79 данный вид работ является работой наивысшей точности при размере объекта различения 0,3-0,5 мм (разряд зрительной работы 1, подразряд «г») со следующими требованиями к освещенности:
Для искусственного освещения:
- комбинированное освещение - освещенность 1500 лк;
- общее освещение - освещенность 400 лк.
Для естественного освещения:
- верхнее или комбинированное освещение - коэффициент естественной освещенности (далее КЕО) 10%;
- боковое освещение - КЕО 3.5%.
Для совмещенного освещения:
- верхнее или комбинированное освещение - КЕО 3-6%;
- боковое освещение - КЕО 1.1-2%.
К основным показателям, определяющим условия зрительной работы, относятся: фон, контраст объекта с фоном, видимость, показатель ослепленности, коэффициент пульсации освещенности.
Фон характеризуется коэффициентом отражения. Контраст объекта с фоном (К) характеризуется соотношением яркостей рассматриваемого объекта (точки, линии, знаки) и фона. Так как работы пользователя ПЭВМ относятся к категории 1а – легкие физические работы (работы проводятся сидя и сопровождаются незначительным физическим напряжением, с энергозатратами до 120 ккал/час), необходимо придерживаться следующих норм: коэффициент отражения более 0,4, т.е. светлый фон; контраст объекта с фоном большой и средний при К более 0,2 (согласно СНиП 11-4-79).
В поле зрения пользователя ПЭВМ должно быть обеспечено соответствующее распределение яркости. Отношение яркости экрана к яркости окружающих его поверхностей не должно превышать в рабочей зоне 3:1 (СНиП 11-4-79). В связи с этим дисплей ПЭВМ должен отвечать следующим требованиям:
- яркость свечения экрана не менее 100 кд/м;
- минимальный размер светящейся точки для цветного дисплея не более 0,6 мм;
- контрастность изображения знака – не менее 0,8;
- низкочастотное дрожание изображения в диапазоне 0,05-1,0 Гц должно находится в пределах 0,1 мм;
- экран должен иметь антибликовое покрытие;
- видеомонитор должен быть оборудован поворотной площадкой, позволяющей перемещать видеотерминал в горизонтальной и вертикальной плоскостях в пределах 130-220 мм и изменять угол наклона на 10-15º.
Информация о работе Связь дисциплины «Охрана труда» с гигиеной, физиологией, эргономикой