Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:40, реферат
В процессе жизнедеятельности человека постоянно сопровождают опасности. Опасность может возникнуть в окружающей человека внешней среде или в самом человеке. Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чаще всего понимается угроза природной, техногенной, социальной, военной, экономической и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья или смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей среде
Введение………………………………………………………………..3
1. Таксономия опасностей…………………………………………….5
2. Квантификация опасностей………………………………………...8
3. Методы исследования опасностей……………………………..…13
Заключение……………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………..…20
1)
Выявление источников
2)
Определение частей системы (
Обычно необходимы определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды (Например, нерационально в деталях изучать параметры риска, связанного с разрушением механизма или устройства в результате авиакатастрофы, т.к. это редкое явление, однако нужно предусматривать защиту от таких редких явлений при анализе ядерных электростанций, т.к. это влечет за собой большое количество жертв). Поэтому необходим следующий шаг.
3) Введение ограничений на анализ риска.
Опасности после их выявления, характеризуются в соответствии с вызываемыми ими последствиями.
Характеристика производится в соответствии с категориями критичности:
1 класс - пренебрежимые эффекты. Безопасный эффект (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), не приводит к существенным нарушениям и не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев с людьми;
2 класс - граничные эффекты (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к нарушениям в работе, может быть компенсировано или взято под контроль без повреждений оборудования или несчастных случаев с персоналом;
3 класс - критические ситуации (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к существенным нарушениям в работе, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, ситуацию, требующую немедленных мер по спасению персонала и оборудования;
4 класс - катастрофические последствия (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к последующей потере оборудования и (или) гибели или массовому травмированию персонала.
В дальнейшем необходимо наметить предупредительные меры (если такое возможно) для исключения опасностей 4-го класса (3-го, 2-го) или понижения класса опасности.
После этого можно принять необходимые решения по внесению исправлений в проект в целом или изменить конструкцию оборудования, изменить цели и функции и внести нештатные действия с использованием предохранительных и предупредительных устройств.
Таким образом, целью первой стадии анализа риска является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
Вторая стадия: выявление последовательности опасных ситуаций.
Вторая стадия начинается после того, как определена конфигурация системы и завершен предварительный анализ опасностей. Дальнейшее исследование производят с помощью двух основных аналитических методов:
1) построения дерева событий.
Метод построения дерева событий заключается в прослеживании развития событий (начиная от исходного события) с учетом эффективности противодействия систем безопасности вплоть до конечного состояния сооружения. В результате прослеживания всех вариантов развития событий выявляются те конечные состояния, которые расцениваются как аварии. Метод удобен для выявления зависимых (происходящих по общей причине) событий и при анализе последствий таких внешних воздействий, как взрыв, пожар, землетрясение, при которых возможны одновременные отказы нескольких систем безопасности. В то же время он громоздок и потому его обычно применяют для выяснения последствий специфических исходных событий.
Основными свойствами ДС являются следующие:
2) построения дерева отказов.
Этот метод основан на обратном (по отношению к предыдущему методу) анализе хода развития событий. Процесс анализа начинается с установления вида угрозы (аварии), причины возникновения которой необходимо изучить. Анализ ведется методом последовательного раскрытия сочетаний событий, ведущих к тем или другим отказам (включая отказы систем по общей причине), совокупность которых и ведет к аварии. Анализ производится до тех элементарных событий, вероятность которых может быть количественно оценена. Этот метод эффективен, в особенности при анализе надежности систем безопасности. В этом случае вершиной «дерева отказов» является отказ системы (невыполнение системой функций безопасности).
Ценность метода:
1) ориентирует анализ на отыскание исходных событий, прив-х к авариям;
2) даёт наглядное графическое отображение логических связей и событий;
3) позволяет проводить качественный и количественный анализ опасности или надёжности систем;
4) позволяет поочерёдно сосредотачивать внимание на отд. конкрет. отказах;
5) обеспечивает глубокое проникновение в процесс работы системы и причинные связи и др.
В качестве исходных событий (отказов) могут выступать повреждения , отказы элементов, ошибки человека. Дерево отказов - разновидность графа. Строится от начального события, которое является аварией, несчастным случаем.
Условная схема построения дерева отказов
Третья стадия: анализ последствий.
При анализе последствий используются данные, полученные на стадии предварительной оценки опасности и на стадии выявления последовательности опасных ситуаций.
Таким образом, с помощью исследований опасностей мы можем определить, как вероятности, так и размеры неблагоприятных последствий исследуемого действия, объекта или системы.
Заключение
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.
Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.
Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.
Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.
В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10–15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006–2015 гг. составят более 10 млн. человек.
Информация о работе Таксономия, квантификация и методы исследования опасности