Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:07, реферат
Целью работы является изучение влияния научно-технического прогресса на безопасность трудовой деятельности человека.
В задачи работы входит рассмотрение негативных факторов техносферы, влияющих на человека и среду его обитания, а также вопросов касающихся неправильной расстановки и эксплуатации компьютерной техники, особенно в неприспособленных для этого помещениях, что меняет условия и характер труда специалистов, ведет к неблагоприятному воздействию на функциональное состояние и здоровье работающих. Своевременное выявление нарушений в организации работы с компьютерной техникой позволяет устранить неблагоприятное воздействие физических факторов на здоровье пользователей.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
Человек и среда обитания. Негативные факторы техносферы……………………………………………………………………………………………6
Глава 1 Развитие научно-технического прогресса и актуальность защиты жизнедеятельности и охраны труда……………………………………….6
Глава 2 Требования к обучению специалиста с точки зрения безопасности труда…………………………………………………………....................15
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………………….21
В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов насчитывает более 100 видов.
Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными. К вредным производственным факторам относятся:
Опасным производственным факторам (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма — это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием. Травма является результатом несчастного случая на производстве, под которым понимают случай воздействия опасного производственного фактора на работающего при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.
К опасным производственным факторам следует отнести:
Определенную опасность представляют ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии, аллергены.
Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют, как правило, несколько негативных факторов одновременно. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени, зависит от текущего состояния системы «человек—среда обитания».
В настоящее время при изучении различных аспектов воздействия окружающей природной среды на благополучие человека наиболее предпочтителен факторный подход: изучаются соответствующие факторы риска, способные осложнить существование.
Таким образом, системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды:
Так, использование плазменной обработки материалов потребовало создания средств защиты работающих от токсичных аэрозолей, воздействия электромагнитных полей, повышенного шума, вибраций.
Создание двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы, но одновременно привело к повышенному травматизму на дорогах, породило труднорешаемые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей (отработавших газов, масел, продуктов износа шин, использованных аккумуляторов). Таким образом, стремление человека к достижению высоких результатов своей деятельности, комфорта и личной безопасности в интенсивно развивающейся техносфере сопровождается увеличением числа задач, решаемых в системе «безопасность жизнедеятельности человека».
Оценочные данные свидетельствуют о том, что ежегодно в мире на производстве от травмирующих факторов погибают около 200 тыс. человек и получают травмы 120 млн человек. В нашей стране травматизм с летальным исходом на производстве, автодорогах, в быту непрерывно растет. Так, в СССР в 1986 г. погибли 247,8, а в 1989 г. — 287 тыс. человек. В России в 1999 г. на производстве погибли 723,8 и получили инвалидность около 13 тыс. человек.4
Наибольшее число несчастных случаев отмечено на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса, угольной, лесной, бумажной промышленности. Тревогу вызывает рост травматизма с летальным исходом в отраслях, определяющих технический прогресс: машиностроении, радиоэлектронике, станкостроительной, оборонной промышленности. В машиностроении России в 1998 г. травмировано 56,4 тыс. человек, погибло около 460 человек.
Основные
функции БЖД должны обеспечить безопасность
труда и жизнедеятельности
Четкие
границы между опасным и
Если же человек, постоянно работая с расплавленным металлом, находится под действием лучистой энергии, излучаемой этим источником, то под влиянием облучения в организме происходят биохимические сдвиги, наступает нарушение деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Кроме того, длительное воздействие инфракрасных лучей вредно влияет на органы зрения (опасность помутнения хрусталика глаза). Таким образом, во втором случае воздействие лучистой теплоты от расплавленного металла на организм работающего является вредным производственным фактором.
Состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов, называется безопасностью труда. Безопасность труда — это состояние трудовой деятельности (труда), обеспечивающее приемлемый уровень ее риска. Для производственной деятельности применимо понятие производственной безопасности. Безопасность труда обеспечивается комплексной системой мер защиты человека от опасностей, формируемых в рабочей зоне конкретным производственным (технологическим) процессом, техническим объектом.
Безопасность жизнедеятельности в условиях производства имеет и другое название — охрана труда. Под охраной труда понимается система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Безопасность труда обеспечивается методами и средствами производственной санитарии, гигиены труда, производственной безопасности.
Охрана труда решает четыре основные задачи:
При безопасных условиях труда должно быть исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Но не всегда в условиях реального производства это достигается: абсолютная безопасность либо технически недостижима, либо экономически нецелесообразна. Поэтому при разработке современного оборудования стремятся создать максимально безопасные машины, оборудование, установки и приборы, чтобы свести риск при работе с ними к минимуму.
Существующие нормативы безопасности делятся на:
предельно допустимые концентрации (ПДК), характеризующие безопасное содержание вредных веществ химической и биологической природы в воздухе рабочей зоны;
предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия опасных и вредных производственных факторов физической природы (шум, ионизирующие и термические излучения, вибрация, ультра- и инфразвук, электромагнитные поля).
Конкретные значения ПДК и ПДУ устанавливаются нормативными актами Государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации (например, загрязнения окружающей среды электромагнитными излучениями радиочастотного диапазона регламентируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.4/2.1.8.055—96). Для оценки загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах установлены класс опасности и допустимые концентрации загрязняющих веществ.
Глава 2
Требования
к обучению специалиста
с точки зрения
безопасности труда
Уровень образования,
квалификация специалистов являются одними
из важнейших факторов социально-экономического
и культурного развития общества.
В условиях интенсивного научно-технического
прогресса для оптимизации
Инженер, как производительная сила общества,
осуществляет важнейшую социально-экономическую
функцию - ускорение научно технического
прогресса и управление качеством выпускаемой
продукции. При этом ему необходимо учитывать,
что неблагоприятные изменения в техносфере,
ужесточение системы экологических ограничений
и регламентации режимов природопользования
показали, что в отдельных регионах планеты,
включая Россию, ситуация чрезвычайная.
Развитие высоких
технологий, обеспечивающих защиту окружающей
среды, уменьшающих энергетические
и материальные затраты на производство,
способно в значительной мере ослабить
влияние вышеупомянутых негативных
факторов на биосферу и человека. Поэтому
приоритетной задачей при подготовке
инженера стало повышение уровня
экологической образованности, придание
этому процессу непрерывного, интегрального
характера в циклах общенаучных,
общепрофессиональных и специальных
дисциплин, формирование экологической
ответственности у инженера.
Поиск путей совершенствования подготовки
будущих специалистов показал, что одним
из вариантов решения рассматриваемой
проблемы является моделирование профессиональной
деятельности.
Современный технический прогресс понимается
как комплекс технологических систем,
ориентированных на обеспечение экологичности
и безопасности промышленных объектов.
Поэтому важно организовать внедрение
полученных знаний в технологию производственного
процесса с целью получения его высоких
зкопоказателей. Это является определяющей
частью модели подготовки будущих инженеров,
где исключительное значение имеет глубина
знаний, формирующая стремление к творчеству,
умение наряду с модернизацией старого,
проектировать качественно новые образцы.
Создаваемая модель
подготовки специалистов базируется на
использовании высокой науки
и компьютерных технологий, умении
алгоритмирования и программирования
при создании и эксплуатации производственных
систем. Особого внимания заслуживает
умение вычленить в курсе основных
дисциплин главное для решения
вопросов экологичности и безопасности,
возможность перейти к
Термины "модель", "моделирование"
предполагают создание критериев качества
подготовки, которыми должен обладать
специалист, установление соотношения
между ними и педагогическими условиями,
направленными на их формирование. При
этом не все авторы вкладывают в термин
"модель специалиста" одинаковые
понятия.
Наиболее приемлемым следует считать
определение, данное Е.Э. Смирновой, которая
под моделью специалиста понимает "аналог
его деятельности, выраженный в репрезентативных
характеристиках, выделяемых в исследовании
условий функционирования и существования
интересующей нас совокупности специалистов"
[1].
Информация о работе Технический прогресс и безопасность производственной деятельности