Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа
Основные положения теории риска.
Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Только зная эти характеристики можно на базе общих методов разработать эффективные частные методы обеспечения безопасности и оценивать существующие технические системы и объекты с точки зрения их безопасности для человека.
ТЕОРИЯ РИСКА
Основные положения
теории риска.
Одной из основных задач
БЖД является определение количественных
характеристик опасности (идентификация).
Только зная эти характеристики можно
на базе общих методов разработать
эффективные частные методы обеспечения
безопасности и оценивать существующие
технические системы и объекты
с точки зрения их безопасности для
человека.
При анализе технических
систем широко используется понятие
надежности.
Надежность - свойство
объекта выполнять и сохранять
во времени заданные ему функции
в заданных режимах и условиях
применения, технического обслуживания,
ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность является
внутренним свойством объекта. Оно
проявляется во взаимодействии этого
объекта с другими объектами
внутри технической системы, а также
с внешней средой, являющейся объектом,
с которым взаимодействует сама
техническая система в
При анализе безопасности
технической системы, характеристики
ее надежности не дают исчерпывающей
информации. Необходимо провести анализ
возможных последствий отказов
технической системы в смысле
ущерба, наносимого оборудованию и
последствий для людей, находящихся
вблизи него. Таким образом, расширение
анализа надежности, включение в
него рассмотрения последствий, ожидаемую
частоту их появления, а также
ущерб, вызываемый потерями оборудования
и человеческими жертвами, и является
оценкой риска. Конечным результатом
изучения степени риска может
быть, например, такое утверждение:
“Возможное число человеческих жертв
в течение года в результате отказа
равно N человек”.
Таким образом, можно
дать следующее определение риска:
риск - частота реализации опасностей.
Количественная оценка риска - это отношение
числа тех или иных неблагоприятных
последствий к их возможному числу
за определенный период.
Пример. Определить
риск гибели человека на производстве
за год, если известно, что ежегодно
погибает около n =14000 человек, а численность
работающих составляет N =140 млн. человек:
С точки зрения общества
в целом интересно сравнение
полученной величины со степенью риска
обычных условий человеческой жизни,
для того чтобы получить представление
приемлемом уровне риска и иметь
основу для принятия соответствующих
решений.
По данным американских
ученых индивидуальный риск гибели по
различным причинам, по отношению
ко всему населению США за год
составляет:
Автомобильный транспорт
3ґ 10-4.
Падение
9ґ 10-5.
Пожар и ожог
4ґ 10-5.
Утопление
3ґ 10-5.
Отравление
2ґ 10-5.
Огнестрельное оружие
и станочное оборудование
Водный, воздушный
транспорт
9ґ 10-6.
Падающие предметы,
эл. ток
6ґ 10-6.
Железная дорога
4ґ 10-6.
Молния
5ґ 10-7.
Ураган, торнадо
4ґ 10-7.
Таким образом, полная
безопасность не может быть гарантирована
никому, независимо от образа жизни.
При уменьшении риска
ниже уровня 1ґ 10-6 в год общественность
не выражает чрезмерной озабоченности
и поэтому редко
Необходимо отметить,
что оценку риска тех или иных
событий можно производить
Анализ риска позволяет
выявить наиболее опасные деятельности
человека. По данным американских ученых
частота несчастных случаев со смертельным
исходом составляет (по времени суток)
(рис.3):
Рис. 3. Наиболее опасные
деятельности человека.
Таким образом, должны
рассматриваться все
Упрощенный пример
определения приемлемого риска
можно проиллюстрировать
Затрачивая чрезмерные
средства на повышение надежности технических
систем, можно нанести ущерб социальной
сфере. Величина приемлемого риска
определяется уровнем развития общества
и темпами научно - технического
прогресса.
Начальный импульс
к созданию численных методов
оценки надежности был дан авиационной
промышленностью. После первой мировой
войны в связи с увеличением
интенсивности полетов и
Дальнейшее развитие
математического аппарата надежности
применительно к сложным
Таким образом, в
системе последовательного типа
надежность отдельных элементов
должна быть значительно выше для
удовлетворительного
В 40-е годы увеличение
надежности шло по пути улучшения
конструкционных материалов, повышения
точности и качества изготовления и
сборки изделий. Большое внимание уделялось
техническому обслуживанию и ремонту
оборудования (до тех пор, пока министерство
обороны США не обнаружило, что
годовая стоимость обслуживания
оборудования составляет 2$ на каждый 1$
его стоимости; т.е. при 10-летнем сроке
его эксплуатации необходимо 20млн.$
на содержание оборудования стоимостью
1млн.$).
В дальнейшем от анализа
надежности технических систем начали
переходить к оценке риска, включив
в анализ ошибочные действия оператора.
Сильный толчок развитию теории надежности
дала военная техника - требование поражения
цели “с одного выстрела”.
Развитие космонавтики
и ядерной энергетики, усложнение
авиационной техники привело
к тому, что изучение безопасности
систем было выделено в независимую
отдельную область
Методика изучения
риска.
Изучение риска
проводится в три стадии
Первая стадия: предварительный
анализ опасности.
Риск чаще всего
связан с бесконтрольным освобождением
энергии или утечками токсических
веществ (факторы мгновенного действия)
Выявление источников
опасности (например, возможны ли утечки
ядовитых веществ, взрывы, пожары и
т.д.?);
Определение частей
системы (подсистем), которые могут
вызвать эти опасные состояния
(химические реакторы, емкости и
хранилища, энергетические установки
и др.)
Средствами к достижению
понимания опасностей в системе
являются инженерный анализ и детальное
рассмотрение окружающей среды, процесса
работы и самого оборудования. При
этом очень важно знание степени
токсичности, правил безопасности, взрывоопасных
условий, прохождения реакций, коррозионных
процессов, условий возгораемости
и т.д.
Перечень возможных
опасностей является основным инструментом
в их выявлении. Фирма “Боинг”
использует следующий перечень:
Обычное топливо.
Двигательное топливо.
Инициирующие взрывчатые
вещества.
Заряженные электрические
конденсаторы.
Аккумуляторные батареи.
Статические электрические
заряды.
Емкости под давлением.
Пружинные механизмы.
Подвесные устройства.
Газогенераторы.
Электрические генераторы.
Источники высокочастотного
излучения.
Радиоактивные источники
излучения.
Падающие предметы.
Катапультированные
предметы.
Нагревательные приборы.
Насосы, вентиляторы.
Вращающиеся механизмы.
Приводные устройства.
Ядерная техника.
и т.д.
Процессы и условия,
представляющие опасность:
Разгон, торможение.
Загрязнения.
Коррозия.
Химическая реакция
(диссипация, замещение, окисление).
Электрические: поражение
током; ожог; непредусмотренные включения;
отказы источника питания; электромагнитные
поля.
Взрывы.
Пожары.
Нагрев и охлаждение:
высокая температура; низкая температура;
изменение температуры.
Утечки.
Влага: высокая влажность;
низкая влажность.
Давление: высокое; низкое;
быстрое изменение.
Излучения: термическое;
электромагнитное; ионизирующее; ультрафиолетовое.
Механические удары
и т.д.
Обычно необходимы
определенные ограничения на анализ
технических систем и окружающей
среды (Например, нерационально в
деталях изучать параметры
Введение ограничений
на анализ риска (например, нужно решить,
будет ли он включать детальное изучение
риска в результате диверсий, войны.
ошибок людей, поражения молнией, землетрясений
и т.д.).