Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:03, реферат
Под терроризмом подразумеваются и чисто уголовные похищения людей с целью выкупа, и убийства на политической почве, и жестокие методы ведения войны, и угоны самолетов, и шантаж, т.е. акты насилия, направленные против собственности и интересов граждан. Существует более ста определений террора и терроризма, но, ни одно из них не является достаточно определенным.
Данная форма терроризма приводит к значительным человеческим жертвам и приковывает к себе внимание средств массовой информации.
Террористы захватывают судно путем нападения на лиц, охраняющих его на земле, или нападения на экипаж во время полета. Последний вариант применяется наиболее часто. Причем, контроль над управлением воздушным судном, находящимся в полете, с целью последующего изменения его курса устанавливается путем применения насилия (или угрозы насилия) как по отношению к экипажу, так и по отношению к пассажирам.
3. Захват и угон морского судна, и иное преступное вмешательство в деятельность международного судоходства
Морской терроризм начал угрожать миру и безопасности с начала 60-х годов XX-того столетия, его следует отличать от пиратства. Пиратство всегда совершается в личных (как правило, корыстных) целях. Объект пиратства – лицо, являющееся членом экипажа или пассажиром частновладельческого судна, а также имущество, находящееся на борту судна и само судно. Но при условии, если морское судно находится в открытом море.
4. Захват заложников
В русском языке слово “заложник” толкуется как “лицо, насильственно кем-нибудь задержанное в обеспечение того, что государством или организацией, к которым лицо принадлежит, будут выполнены какие-нибудь требования, обязательства”.
В качестве примера захвата заложников, можно привести случай в Ростове-на-Дону, когда в соответствии с заранее разработанным планом четыре террориста, предварительно захватив автобус с водителем, ворвались в здание школы и, угрожая оружием, вывели детей и учительницу из класса, посадили в автобус и объявили заложниками. Преступники выдвинули требование предоставить им вертолет Ми-8 для следования в Иран. В качестве заложников были выбраны несовершеннолетние, что объективно служило гарантией безопасности для террористов и должно было способствовать достижению их целей.
Существенное значение имеют мотивы и цели преступников. В ряде случаев лица, захватывающие заложников, выдвигают “комбинированные” требования: выплата выкупа и выполнение требований политического характера. Между тем, террористы, психика которых нарушена, способны на иррациональные, непредсказуемые поступки, что должно учитываться при переговорах с ними, подготовке и проведении акций освобождения заложников.
В последнее время часто упоминается такая форма терроризма, как захват заложников для шантажа государственных, правоохранительных органов.
5. Иные формы терроризма
К ним можно отнести:
- ядерный терроризм, при котором наиболее масштабным источником преступления могут быть объекты атомной промышленности и АЭС, а также пункты захоронения радиоактивных отходов. Однако многоуровневая система технических, административных и иных мер защиты делают эти объекты малоуязвимыми. Большую опасность представляют изотопные источники стронция, цезия, кобальта, которые применяют в медицине и других отраслях промышленности. Изотопы из них, распыленные на большой территории, могут вызвать панику и потребуют больших материальных затрат на дезактивацию;
- химический терроризм, при котором могут быть использованы многие промышленные и бытовые токсические вещества. Весьма доступны хлор, аммиак, ртуть и др. Эффективными мерами защиты являются контроль и учет использования этих веществ на предприятиях, а также соблюдение нормативных требований при их транспортировании;
- биологический терроризм – наиболее опасный вид терроризма. Обнаружить факт применения опасных биологических веществ можно только после начала заболевания, на что уходят дни и недели. При заражении животных вспышки болезни можно отнести к условиям их природного обитания.
Местами проведения химического и биологического террора могут стать объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания;
- технический терроризм – повреждения объектов экономики, транспортных средств, гидротехнических сооружений и т.п., которые могут приводить к высвобождению веществ и энергии, значительно более опасных, чем их первичное воздействие. Так происходит при подрыве зданий и сооружений, нефти - и газохранилищ, плотин, мостов и т.п.
Защита от технического терроризма основана на повышении взрывопожарозащищенности объектов экономики, широком применении предохранительных и контрольных устройств, а также на неукоснительном соблюдении режима эксплуатации и охранных мероприятий;
Широкое распространение получил так называемый “психологический терроризм”. Террористы прекрасно понимают, что у них не всегда есть необходимость в массовых убийствах людей. Желаемого результата можно достигнуть, если будет создана иллюзия, например, обладания смертоносным оружием и готовности его применения. Таким образом, путем психологического шантажа, оказывается давление на общественность.
В практике правоохранительных органов РФ участились случаи такого явления, как отправка в адрес должностных лиц, государственных учреждений анонимных писем с угрозами диверсионных актов в случае невыполнения требований о выплате крупных денежных сумм.
К примеру, 4 сентября 1997 г. в преддверии празднования 850-летия Москвы был задержан ранее четырежды судимый житель Подмосковья. Накануне утром он позвонил в дежурную часть УВД Южного округа и сообщил, что в полуразрушенном “Запорожце” на Криворожской улице спрятано важное послание для мэра Москвы. Письмо лежало в условленном месте, в нем сообщалось, что автор послания установил 12 мощных взрывных зарядов под крупными зданиями в разных районах Москвы, которые должны сработать в день праздника. Спасти столицу от катастрофы могли только 20 миллионов долларов США. Когда террориста задержали, никаких взрывных устройств у него обнаружено не было.
В последнее время беспокойство правоохранительных органов и ученых, занимающихся проблемами терроризма вызывает такая новая форма терроризма, как кибертерроризм (электронный, компьютерный терроризм). Под кибертерроризмом понимают преднамеренную мотивированную атаку на информацию, обрабатываемую компьютером, компьютерную систему или сети, которая создает опасность для жизни и здоровья людей или наступление других тяжких последствий, если такие действия были совершены с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации военного конфликта.
Возникновение такой формы терроризма связано с интенсивным развитием сети Интернет и расширением количества ее пользователей. Кибертеррористы под видом программ защиты распространяют вирусы, получая, таким образом, контроль над компьютерами полиции, больниц, аэропортов. Используя информацию в этих системах, они сбивают с курса самолеты, изменяют истории болезни пациентов, убивая, таким образом, людей.
Организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации.
Организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации является общегосударственной программой, которая принята в строгом соответствии с правовыми и организационными основами, определенными международно-правовым и Российским законодательством. Основные из них:
- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г.);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.;
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.;
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1997 г.);
- Шанхайская конвенция 2001 г. по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (подписали Россия, Китай и центральноазиатские государства, кроме Туркменистана);
- Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», 1998 г.;
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 г. «О мерах по противодействию терроризму»;
- Федеральный закон «О противодействию терроризму», 2006 г.;
Этими документами определен также порядок координации деятельности, осуществляющий борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм их собственности, а также должностных лиц и отдельных граждан.
В статьях 2 и 5 ФЗ «О борьбе с терроризмом» изложены принципы и цели борьбы с терроризмом. Цели:
1. Защита личности, общества и государства от терроризма.
2. Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий.
3. Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1. Законность;
2. Приоритет мер предупреждения терроризма;
3. Неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
4. Сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
5. Комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
6. Приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
7. Минимальные уступки террористу;
8. Единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9. Минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Борьба с терроризмом осуществляется Федеральной службой безопасности (ФСБ), Министерством внутренних дел (МВД), Министерством обороны (МО), Службой внешней разведки (СВР), Федеральной службой охраны (ФСО), Федеральной пограничной службой (ФПС), а также другими органами исполнительной власти в соответствии с Законом «О борьбе с терроризмом». Общее руководство осуществляет Правительство Российской Федерации.
В зависимости от своей компетенции вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют эту борьбу главным образом по следующим направлениям:
ФСБ – борьба с террористическими преступлениями политического характера и охрана государственной границы;
МВД – борьба с террористическими преступлениями корыстного характера;
СВР – обеспечение безопасности учреждений России, находящихся зарубежом;
ФСО – обеспечение безопасности объектов государственной охраны, защиты охраняемых объектов;
МО – защита вооружения и военных объектов.
Другие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, должностные лица, а также все граждане должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
Одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения. Однако в случае необходимости могут проводиться и контртеррористические операции.
Контртеррористическая операция является специальным мероприятием, направленным на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий теракта. Зоной проведения такой операции, в зависимости от обстоятельств, может быть участок территории, здание, отдельное помещение, автомашина и т.п.
В пределах зоны контртеррористической операции на время её проведения Федеральным Законом «О борьбе с терроризмом» устанавливается особый правовой режим.
Общее руководство операцией единоначально осуществляется руководителем оперативного штаба.
В зоне контртеррористической операции её участники имеют право:
- проверять документы, производить личный досмотр граждан и транспорта;
- задерживать лиц без документов, не выполняющих их требования, а также пытающихся проникнуть в зону проведения операции;
- беспрепятственно входить, а при необходимости – проникать в жилые и иные помещения и транспортные средства, принадлежащие гражданам или организациям;
- использовать транспортные средства, принадлежащие организациям, независимо от форм собственности, а в неотложных случаях – и гражданам в служебных целях для:
- предотвращения теракта;
- преследования и задержания террористов;
- доставки пострадавших в лечебное учреждение;
- проезда к месту происшествия.
При проведении операции допускается вынужденное причинение вреда здоровью, жизни и имуществу террористов. При этом лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и освобождаются от ответственности за причинение такого вреда.
В целях сохранения здоровья и жизни людей, материальных ценностей
допускается ведение переговоров с террористами. Однако переговоры не могут служить основанием для освобождения террористов от ответственности за совершенные преступления.
Для предупреждения, выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, а также для снижения масштабов её последствий органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, должностные лица обязаны принимать все возможные меры. В этих целях широко используются профилактические, правовые, политические, социально-политические и пропагандистские меры. Предметом особого внимания должностных лиц являются территории, объекты экономики, места массового скопления населения и другие.