Тушение пожаров в театрально-зрелищных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:50, реферат

Описание

В театрально-зрелищных учреждениях устраивают стационарные системы пожаротушения. В зрительном зале, трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях около колосников устраивают внутренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем пожаротушения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом, а также портальный проём и проёмы в карманах защищают спринклерными и дренчерными установками. В театрах на рабочих галереях и в районе колосников могут устанавливаться лафетные стволы. Зрелищные учреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и поэтому каждое из них имеет свои особенности, которые изучаются личным составом пожарных подразделений в охраняемых районах.

Работа состоит из  1 файл

5.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

5.7. Тушение  пожаров в театрально-зрелищных  учреждениях

 

К театрально-зрелищным учреждениям  относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений. Это – театры, дворцы и дома культуры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещаться библиотеки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружковой работы, а в цирках – помещения для размещения цирковых животных.

Театральные здания делятся  на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Демонстрацию представлений осуществляют через портальный проём, площадь которого может достигать 200-300 м2. В театрах сценический комплекс включает в себя сцену, карманы и склады декораций, бутафорий и другие помещения.

Сцена состоит из сценической  коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников. Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25-40 м и более. Трюм с механизмами поворотных кругов, подъёма или опускания отдельных участков планшета сцены и противопожарного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов. Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или засценных помещений и лестничных клеток сценической части, и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением.

В трюме находятся  различного назначения помещения: столярные  и пошивочные мастерские, склады и помещения обслуживающего персонала театра. Пожарная нагрузка трюма состоит из древесины в сухом состоянии, различных тканей и пластмасс, электрических кабелей и двигателей, а также щитов управления. Её величина может быть для различных помещений от 30 до 50 кг/м2.

Планшеты сцены представляют собой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладывают электрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеет проёмы для подключения электропотребителей. Площадь планшета может достигать 300-600 м2.

Колосники для подвесных декораций представляют собой настил из брусьев (толщиной 0,2-0,15 м) в виде обрешетки и две-три рабочие площадки (галереи). Рабочие галереи располагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. Их выполняют в виде ленточных балконов из металлических и железобетонных несущих элементов с деревянным настилом. На рабочих галереях (балконах) располагаются пожарные краны со стволами РС-70, а в отдельных театрах там могут устанавливаться и лафетные стволы. Выходят на галереи и колосники из лестничных клеток, расположенных по бокам сценической коробки. Если такие лестничные клетки отсутствуют, тогда выход из колосников и галерей устраивают на наружные стационарные пожарные лестницы.

Покрытие сцены бесчердачное, выполненное иногда из горючих элементов. Для удаления дыма и изменения направления движения продуктов сгорания во время пожара в покрытии над сценой устраиваются дымовые люки, управление которыми осуществляется с планшета сцены и помещения пожарного поста театра.

К сцене примыкают  карманы для хранения декораций и бутафории. Они соединяются со сценой проёмами высотой до 6-8 м. В некоторых театрах сзади планшета сцены устраивают сейфы для хранения подвесной декорации, который отделяется от трюма глухой стеной из негорючих материалов. В карманах сцены и сейфах устраиваются спринклерные или дренчерные автоматические системы водяного пожаротушения. Кроме этого имеются пенные, углекислотные и порошковые огнетушители.

Сцена и прилагающие  к ней помещения характеризуются  наличием большого количества горючих материалов в виде конструкций планшета, трюма, колосников, горючих декораций и бутафории. Пожарная нагрузка с сильно развитой поверхностью в сценическом комплексе достигает 200-350 кг/м2. Для демонстрации спецэффектов на сцене применяются горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, фейерверки на основе пороховых и химических соединений, углекислый газ, факелы и другое.

Зрительный зал от фойе, гардеробов и других помещений  отделяются стенами из негорючих материалов, и имеет достаточное количество эвакуационных выходов. В фойе театров и других зрелищных учреждений находятся буфеты, небольшие магазины, в которых имеется много твёрдых горючих материалов в виде бумаги, картона, изделий из древесины и пластмасс, а также горючие и легковоспламеняющиеся жидкости (одеколон, водочные изделия и другое). Перекрытия над зрительным залом, как правило, выполняют подвесными, трудногорючими или горючими по сложным фермам. В чердачных помещениях располагают сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов.

Полы в зрительных залах устраивают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительные пустоты. Большую опасность представляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданиях старой постройки выполнены из горючих материалов с пустотами. Пожарная нагрузка зрительных залов находится в пределах 30-50 кг/м2.

Зрительные залы театров  вместимостью 800 и более мест отделяются портальными проёмами от сцен, которые защищены противопожарными занавесами.

В театрально-зрелищных  учреждениях устраивают стационарные системы пожаротушения. В зрительном зале, трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях около колосников устраивают внутренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем пожаротушения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом, а также портальный проём и проёмы в карманах защищают спринклерными и дренчерными установками. В театрах на рабочих галереях и в районе колосников могут устанавливаться лафетные стволы. Зрелищные учреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и поэтому каждое из них имеет свои особенности, которые изучаются личным составом пожарных подразделений в охраняемых районах.

Как показывает статистика, большинство пожаров в театрах возникает на сцене. Быстрому развитию пожаров с этого места способствует объём сцены, который достигает до 20 тыс. м3 и более, наличие большого количества горючих материалов, и образование мощных конвективных потоков.

Если пожар возник на сцене, когда портальный проём перекрыт противопожарным занавесом и дымовые люки закрыты или отсутствуют, то огонь в течение 5-10 мин охватывает весь объём сцены (рис.5.4.«а»). В этих условиях огонь быстро распространяется в чердак зрительного зала, уходит в трюм, а через открытые проёмы – в смежные помещения и затем в зрительный зал. Линейная скорость распространения огня на планшете сцены достигает 3, а вверх по декорациям 6 м/мин. В объёме сцены создаётся значительное давление продуктов сгорания. При пожарах на сцене температура пламени деревянных конструкций и декораций составляет 1100-1200 оС. В этих условиях металлические конструкции быстро нагреваются и поэтому через 25-30 мин. после начала пожара возможно обрушение покрытия над сценой. При закрытом портальном проёме и открытых дымовых люках или обрушении покрытия над сценой (рис.5.4.«б») происходит подсос воздуха в объём сцены, который изменяет направление газообмена и способствует интенсивному горению. В этих условиях снижается опасность распространения огня и дыма в зрительный зал. Если пожар возник на сцене, когда портальный проём открыт и закрыты дымовые люки (рис.5.4.«в»), то создается явная угроза распространения огня и дыма в зрительный зал. Практика показывает, что в этих условиях зрительный зал заполняется дымом в течении 1-2 мин. Дым в начале развития пожара со сцены распространяется в зрительный зал под подвесным потолком и заполняет верхнюю часть зрительного зала. Затем эта дымовая «подушка» опускается вниз, где у пола еще остаётся воздушное пространство высотой 0,4÷0,8 м. Через открытый портальный проём вместе с продуктами сгорания в зрительный зал конвективными потоками переносятся искры, от которых в зале могут возникнуть многочисленные очаги горения кресел, напольного покрытия. От большого давления дымовых газов двери, ведущие из зала в фойе, могут самопроизвольно открываться. Горение может распространиться со сцены вверх на подвесное перекрытие над зрительным залом и в чердак. В этом случае создается угроза потери несущей способности подвесного перекрытия и его обрушения в зрительный зал, что приведёт к ещё большему распространению пожара.

При горении декораций  и бутафории, изготовленных из синтетических  веществ и материалов, продукты сгорания содержат большое количество отравляющих веществ. Если в зрительном зале находятся люди, то уже через 3 мин с начала интенсивного горения может создаваться угроза их жизни и здоровью.

Если пожар возник на сцене при открытых дымовых  проёмах (рис.5.4.«г»), то продукты сгорания только частично могут попасть в зрительный зал, а основная их часть уходит через дымовые люки. Если не закрыть портальный проём противопожарным занавесом в начальной стадии пожара на сцене, то возможна его деформация и заклинивание. Тогда дымовые газы и огонь будут распространяться в зрительный зал, создавая угрозу возникновения новых очагов загораний. Однако, интенсивность распространения огня и дыма в зал будет намного меньше, чем при закрытых дымовых люках. В этом случае в нижней части зрительного зала и сцены создаётся разряжение, поэтому снижается опасность распространения огня в зрительный зал и смежные помещения со сценой, а потоки воздуха могут плотно закрывать двери, ведущие в зрительный зал.

Рис.5.4. Варианты развития пожара на сцене театра (стрелками указано направление распространения пожара): а – при закрытом портальном проёме и дымовых люках; б – при закрытом портальном проёме и открытых дымовых люках; в – при открытом портальном проёме и закрытых дымовых люках; г – при открытом портальном проёме и открытых дымовых люках.

 

При возникновении пожара в трюме  театра огонь интенсивно распространяется по конструкциям из горючих материалов, может проникать на планшет сцены, через дверные проёмы в оркестровую яму и на пульт управления освещением, в карманы и сейфы сцены, а затем в зрительный зал. Развитие пожаров в трюмах театров аналогично развитию пожаров в подвалах с наличием электрического оборудования. В трюме быстро создаётся плотное задымление и высокая температура, что затрудняет проведение разведки пожара, эвакуацию и спасание людей, находящихся в помещениях под сценой. Там создаётся повышенное давление продуктов сгорания и при подаче пены она продвигается на небольшое расстояние, тушение пожара часто не достигается.

Если пожар возник в зрительном зале, то огонь быстро распространяется по мебели и конструкциям из горючих материалов, создавая угрозу распространения огня на подвесное покрытие и в чердак. Линейная скорость распространения огня в зрительном зале достигает 0,8-1,5 м/мин. Быстрому распространения огня способствуют системы вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха. По мере развития пожара, при открытом портальном проёме, огонь из зрительного зала интенсивно распространяется на сцену, также через открытые двери в другие смежные помещения (рис.5.5.«а»). При закрытом портальном проёме огонь интенсивнее распространяется на перекрытия. В условиях пожара возможна деформация металлических конструкций и обрушение подвесного перекрытия. Огонь может распространяться в пустотах под полом. Это приводит к интенсивному задымлению зрительного зала и к быстрому распространению огня по вентиляционным каналам (рис.5.5.«а», «б»). Через верхнюю часть дверных проёмов продукты сгорания из зрительного зала распространяются в фойе и вестибюль, а снизу в зону горения происходит подток свежего воздуха. Пламя из зрительного зала может распространиться в фойе, где много горючих материалов и воздуха.

При возникновении пожара в зрительном зале дым устремляется вверх к подвесному перекрытию, балкам и лоджиям, где очень быстро создаётся высокая температура и плотное задымление. Людям, находящимся в ложах и на балконах, создаётся угроза здоровью и жизни.

Рис.5.5. Схема  развития пожара в зрительном зале: а – при закрытом портальном проёме; б – при открытом портальном проёме

 

Развитию пожаров в  зрительной части здания цирка способствует большой объём самого помещения, большое количество конструкций  из горючих материалов, мебели, амфитеатров, трибун и ярусов манежа, а также пустот в конструкциях и развитой системы вентиляции. При возникновении пожаров возможно сильное задымление, быстрое распространение огня и обрушение конструкций. Пожары в цирках могут возникать в подсобных помещениях, где содержатся животные. Быстрое задымление и повышение температуры в этих помещениях нередко приводит к гибели ценных цирковых животных. Пожары в кинотеатрах чаще всего происходят в киноаппаратных. Огонь может быстро распространяться по кинопленке, конструкциям из горючих материалов и системе вентиляции киноаппаратной. В этих условиях могут выделяться токсичные продукты сгорания и проникать в зрительный зал.

Тушение пожара в зрелищных  учреждениях связано с необходимостью проводить спасательные работы, особенно в период проведения представлений. Статистика показывает, что пожары в театрах происходили во время представлений, когда в театре находились зрители, причём, часто пожары сопровождаются массовой гибелью людей. При пожарах в зрелищных учреждениях люди могут погибнуть от отравления продуктами сгорания, высокой температуры, недостатка кислорода, а также в результате паники.

Первые действия по эвакуации  людей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении  пожара в сценической части, дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарную охрану, закрывают противопожарный занавес (отпускают), при необходимости включают его орошение, насосы-повысители и приступают к тушению пожара стволами от пожарных кранов и огнетушителями. Представители администрации прерывают представление, под благовидным предлогом просят зрителей покинуть зал, включают полный свет, музыку, открывают все выходы и задействуют обслуживающий персонал согласно плану эвакуации зрителей. При этом необходимо в кратчайшее время освободить зрительный зал и направить людей в безопасные места внутри здания, а затем на улицу.

Разведка пожара устанавливает  наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, степень угрозы их жизни. Выясняет, как осуществляется эвакуация людей из помещений. В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения, имеется ли необходимость вскрытия дымовых люков.

Информация о работе Тушение пожаров в театрально-зрелищных учреждениях