Влияние выхлопных газов и автомагистралей на биосферу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:21, реферат

Описание

Цель моей работы:
1. Оценить влияние автотранспорта на окружающую среду на примере автодороги Уфа – Мраково.
2. Для осуществления выше поставленной цели было принято решение произвести оценку на основании водородного показателя загрязнения снега и почвы вблизи автодороги Уфа- Мраково и оценить их токсичность различными методами биотестирования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……3
Глава 1. Литературный обзор ……………………………….…….…..……4
Глава 2. Экспериментальная часть …………………………………..……6
Глава 3. Результаты исследований …………………………………..……8
Выводы………………………………………………………………….…..12
Литература………………………………………………………………..…13

Работа состоит из  1 файл

Влияние выхлопных газов на биосферу 2.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

      , - среднее показание прибора для контрольных и анализируемых проб соответственно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Глава 3. Результаты исследований.

Таблица 1.

Определение рН водной вытяжки  по годам исследования (2009 – 2010)

№ п/п Место взятия почвенных  образцов Горизонт рН  водной вытяжки
2009 2010 В среднем за 2 года
1 Кювет с  восточной стороны 0-5 6,5 7,0 6,3
5-10 6,5 7,5 7,0
2 Край  дороги с восточной стороны 0-5 6,0 6,0 6,0
5-10 6,5 7,0 6,3
3 Край  дороги с западной стороны  0-5 5,5 4,5 5,0
5-10 5,5 6,0 5,3
4 Кювет западной стороны 0-5 4,5 5,5 5,0
5-10 4,5 6,3 5,4
5 У лесопосадки с юж.стороны 0-5 4,5 6,3 5,4
5-10 5,0 6,3 5,4
6 У лесопосадки с сев.стороны 0-5 6,5 5,5 6,0
5-10 6,5 5,3 5,9
7 Внутри  лесопосадки  (контроль) 0-5 7,0 6,8 6,9
5-10 7,0 7,0 7,0
8 Огород (контроль) 0-5 7,0 7,0 7,0
5-10 6,5 7,0 6,7
 
 
 
 
 
 

Определение рН снеговой воды.

№ п/п Место взятия проб снега рН  снеговой воды
1 Кювет с восточной  стороны 5,5
2 Край дороги с восточной стороны 5,5
3 Край дороги с западной стороны  5
4 Кювет западной стороны 4,5
5 У лесопосадки с юж.стороны 4
6 У  лесопосадки  с сев.стороны 5
7 Внутри лесопосадки  (контроль) 5,5
8 Огород (контроль) 6
 

    По  показателю pH наиболее кислой оказалась почва взятая на участках 3 (край дороги с западной стороны), 4 (кювет западной стороны), 5(у лесопосадки с южной стороны). Наиболее оптимальные  показатели на участках 1(кювет с восточной стороны),2(край дороги с восточной стороны) 

     Таблица 3.

Влияние ингредиентов выхлопных газов на рост фасоли обыкновенной (в среднем)

№ п/п Место взятия почвенных  образцов Горизонт (см) Высота  фасоли на конец опыта (см)
2009 2010 в среднем за 2 года
1 Кювет с  восточной стороны 0-5 39 30 35
5-10 28 34 31
2 Край  дороги с восточной стороны 0-5 40 38 39
5-10 10 15 12
3 Край  дороги с западной стороны 0-5 29 38 33,5
5-10 0 3,1 1,6
4 Кювет с западной стороны 0-5 30 34 32
5-10 8 0 4,0
5 У лесопосадки с юж.стороны 0-5 55 41 48
5-10 15 0 7,5
6 У лесопосадки с сев.стороны 0-5 33 38,5 35,7
5-10 0 0 0
7 Внутри  лесополосы (контроль) 0-5 1,5 1,5 1,5
5-10 1,5 1,5 1,5
8 Огород (контроль) 0-5 18 19 18,5
5-10 20 19 19,5
 

     В результате двух годичных исследований было выявлено, что хорошо росла  и развивалась фасоль на почвах, взятых с горизонта 0 – 5 см. Сильное  отставание роста или гибель растений наблюдали на почвах с горизонта 5 – 10 см. Вероятно в горизонте 5 – 10 см происходит накопление тяжелых металлов и ядовитых веществ, т.к. листья древесных растений способны накапливать эти элементы.

      На  почвах, взятых внутри лесополосы, самые низкие показатели по всем горизонтам, фасоль выросла в среднем на 1,5 см.

                           Таблица 4.

Влияние ингредиентов выхлопных газов на концентрацию инфузории-туфельки. 

    Участок Повторность Среднее значение Индекс токсичности
    №1 3  
    4,3
     
    0,66
    4
    6
    №2 3  
    3,3
     
    0,74
    3
    4
    №3 4  
    4
     
    0,68
    3
    5
    №4 4  
    4
     
    0,68
    7
    5
    №5 6  
    6
     
    0,52
    5
    7
    №6 9  
    7,3
     
    0,42
    7
    6
    №7 9  
    8
     
    0,37
    7
    8
    №8

    контр

    14  
    12,7
     
    12
    12
 
 

     На  участках 2,3 и 4 наблюдается высокая степень токсичности, индексы токсичности соответственно 0,74; 0,68; 0,68. Умеренная степень токсичности на участках 1 и 5, индексы токсичности соответственно 0,66 и 0,52.  Самая низкая концентрация токсикантов оказалась внутри лесополосы, индекс токсичности равен 0,37. 
 
 
 
 

     Выводы:

  1. На основании водородного показателя делаем вывод, что наиболее кислой являются пробы, взятые на участках наиболее близко расположенных к автотрассе. pH почвы ближе к нейтральной чем  pH cнега, это объясняется тем, что при взаимодействии снеговой воды с почвой, происходит реакция нейтрализации.
  2. Сильное отставание роста или гибель тест объекта фасоли обыкновенной, которое наблюдается на почвах с горизонта 5 – 10 см. доказывает накопление тяжелых металлов в гумусовом слое.
  3. Результаты хемотоксической реакции инфузории-туфельки показывают , что на краю дороги с восточной и западной сторон  высокая степень токсичности, за счет того что именно там концентрируются выхлопные газы автотранспорта.
  4. Для улучшения состояние придорожной зоне необходимо формировать искусственные экосистемы, поскольку естественные не выдерживают автотранспортного воздействия. При посадке необходимо сочетать деревья и кустарники, которые станут естественной преградой распространения выхлопных газов.

     При посадке рекомендуемых биологических видов можно использовать препараты группы гуматов - гумат натрия и оксигумат. Они усиливают процессы корнеобразования у деревьев, что повышает количество поглощенных деревьями из почвы минеральных солей и воды. Гуминовые вещества способствуют более полному поглощению СО2 из воздуха, усиливают окислительно-восстановительные реакции растений, стимулируют процессы синтеза в них.

       Все эти рекомендации помогут снизить вредное воздействие выхлопных газов автомобилей и автомагистралей на близлежащие объекты. 
 
 

               ЛИТЕРАТУРА.

1. Викторов С.В. «Введение в индикационную геоботанику». – М: МГУ, 1962.

2. Доспехов Б.А. «Методика полевого опыта». – М: Колос, 1973.

3. Комплексно – полевой экологический практикум. Методическое пособие. – Новосибирск, 1996.

4. Левин А.П. «Микробиологическая диагностика загрязнения почв». Автореферат диссертации., кандидат с/х наук. – М: МГУ, 1983.

5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Экология России» для 9-11 классов.-М: АО МДС, 1996.

6. Методические рекомендации. Сборник материалов по методикам исследования почв. – Новосибирск, 2000.

7. Небеи Б. «Наука об окружающей среде».-М: Издательство «Мир».

8. Отчет «Разработка акустической ситуации и состояния атмосферного воздуха автотранспортных магистралей и примагистральных территорий и рекомендации по их оптимизации». – Новосибирск, 1995.

9. Проблемы с/х экологии. – Новосибирск: «Наука. Сибирская издательская фирма РАН», 2000.

10. Рубенчик Л.И. «Микроорганизмы – биологические индикаторы». – Киев: Издательство «Наука думка», 1972.

11. Состояние окружающей природной среды Новосибирской области. Доклад. 1994 – 2003.- Новосибирск, 1994 – 2003.

 

 

Приложение.

Карта 1. Цветными точками обозначены места  взятия проб. 

 
 
 
 
 

                                                                                                                       6

                   4      3      2            7

                                1

                                                   5

Информация о работе Влияние выхлопных газов и автомагистралей на биосферу