Загрязнение мирового океана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:27, реферат

Описание

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно выражение - «вода - это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.

В своей работе я попытаюсь подробно рассказать о различных видах загрязнения Мирового океана. Мы также подробно рассмотрим причины, по которым происходят загрязнения и их масштабность. Ну и, конечно же, отдельное внимание стоит уделить борьбе с загрязнением вод Мирового океана и методам очистки.

Содержание

Введение

1. Общие сведения о Мировом океане

2. Основные виды загрязнения гидросферы

3. Загрязнение рек и озер

4. Загрязнение океанов и морей

5. Питьевая вода

6. Загрязнение подземных вод

7. Борьба с загрязнением вод Мирового океана

Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат бжд.docx

— 43.40 Кб (Скачать документ)

Почти 20 чернобыльских доз  заключено в емкостях вроде той, что  взорвалась в 1957 году. Есть еще 200 могильников  с 500 тыс. т твердых  отходов и пол  миллиардом кубических метров радиоактивной  воды в системе  искусственных водоемов в верховьях Течи (данные 1992 года).

Чернобыльская катастрофа 1986 года привела к радиоактивному загрязнению вод  Припяти, Днепра и  других рек. Радиоактивные  вещества в воде концентрируются  микроорганизмами, планктоном и рыбой, а затем  по пищевой цепи передаются другим животным и  человеку. Это явление  называют биоаккумуляцией. Установлено, что радиоактивность рыбы в тысячи раз выше, чем воды, в которой она живет.

В 1996 году 20 стран Европы договорились объединенными  усилиями бороться за сокращение вредных  выбросов в общие  реки и озера. Договор  охватывает 150 рек  и 20 озер, в том  числе Урал и Днепр, Аральское море.

4. Загрязнение океанов  и морей

Ежегодно  в Мировой океан  попадает более 10 млн. т нефти и до 20% его площади уже  покрыты нефтяной пленкой. В первую очередь это связано  с тем, что добыча нефти и газа в  Мировом океане стала  важнейшим компонентом  нефтегазового комплекса. Уже в 1993 году в  океане добыто 850 млн. т нефти (почти 30% мировой добычи). В мире пробурено  около 2500 скважин, из них 800 в США, 540 - в  Юго-Восточной Азии, 400 - в Северном море, 150 - в Персидском заливе. Эти скважины пробурены  на глубинах до 900 м.

Загрязнение гидросферы водным транспортом  происходит по двум каналам. Во-первых, морские и речные суда загрязняют ее отходами, получаемыми  в результате эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий токсичных  грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические установки  судов (в основном дизельные двигатели) постоянно загрязняют атмосферу, откуда токсичные  вещества частично или  почти полностью  попадают в воды рек, морей и океанов.

Нефть и нефтепродукты  являются главными загрязнителями водного бассейна.

Нефть представляет собой  вязкую маслянистую  жидкость, имеющую  темно-коричневый цвет и обладающую слабой флуорисценцией. Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифвтических и гидроароматических углеводородов. Основные компоненты нефти - углеводороды (до 98%) - подразделяются на 4 класса:

Парафины (алкены). . (до 90% от общего состава) - устойчивые вещества, молекулы которых выражены прямой и разветвленной цепью атомов углерода. Легкие парафины обладают максимальной летучестью и растворимостью в воде.

Циклопарафины - ( 30 - 60% от общего состава) насыщенные циклические соединения с 5-6 атомами углерода в кольце. Кроме циклопентана и циклогексана в нефти встречаются бициклические и полициклические соединения этой группы. Эти соединения очень устойчивы и плохо поддаются биоразложению.

Ароматические углеводороды - (20 - 40% от общего состава) - ненасыщенные циклические  соединения ряда бензола, содержащие в кольце на 6 атомов углерода меньше, чем циклопарафины. В нефти присутствуют летучие соединения с молекулой в виде одинарного кольца ( бензол, толуол, ксилол), затем бициклические ( нафталин), полуциклические ( пирен).

Олефины (алкены) - (до 10% от общего состава) - ненасыщенные нециклические соединения с одним или двумя атомами водорода у каждого атома углерода в молекуле, имеющей прямую или разветвленную цепь.

К началу 80-ых годов  в океан ежегодно поступало около 16 млн. т. нефти, что  составляло 0, 23% мировой  добычи. Наибольшие потери нефти связаны  с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами  промывочных и  балластных вод, - все  это обуславливает  присутствие постоянных полей загрязнения  на трассах морских  путей. В период за 1962-79 годы в результате аварий в морскую  среду поступило  около 2 млн. т. нефти. За последние 30 лет, начиная с 1964 года, пробурено около 2000 скважин в Мировом  океане, из них только в Северном море 1000 и 350 промышленных скважин  оборудовано. Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн. т. нефти. Большие  массы нефти поступают  в моря по рекам, с  бытовыми и ливневыми  стоками. Объем загрязнений  из этого источника  составляет 2,0 млн. т. /год. Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн. т. нефти. Попадая  в морскую среду, нефть сначала  растекается в  виде пленки, образуя  слои различной мощности. По цвету пленки можно  определить ее толщину:

Таблица

 
Внешний вид Толщина, мкм Количество нефти, л./кв. км.  
Едва заметна 0.038 44  
Серебристый отблеск 0.76 88  
Следы окраски 0.152 176  
Ярко окрашенные разводы 0.303 352  
Тускло окрашенные 1.016 1170  
Темно окрашенные 2.032 2310  
       

Нефтяная  пленка изменяет состав спектра и интенсивность  проникновения в  воду света. Пропускание  света тонкими  пленками сырой нефти  составляет 11-10% (280 нм), 60-70% (400нм). Пленка толщиной 30-40 мкм. 0полностью полностью  поглощает инфракрасное излучение. Смешиваясь с водой, нефть  образует эмульсию двух типов: прямую "нефть  в воде" и обратную "вода в нефти". Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефтей, содержащих поверхностно-активные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.

На  танкерах, перевозящих  нефть и ее производные, перед каждой очередной  загрузкой, как правило, промываются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного  груза. Промывочная  вода, а с ней  и остатки груза  обычно сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки нефтегрузов  в порты назначения танкеры чаще всего  направляются к пункту новой погрузки порожними. В этом случае для обеспечения надлежащей осадки и безопасности плавания танки судна наполняются балластной водой. Эта вода загрязняется нефтяными остатками, а перед погрузкой нефти и нефтепродуктов выливается в море. Из общего грузооборота мирового морского флота в настоящее время 49% падает на нефть и ее производные. Ежегодно около 6000 танкеров международных флотилий транспортируют 3 млрд. т нефти. По мере роста перевозок нефтегрузов все большее количество нефти стало попадать в океан при авариях.

Огромный  ущерб океану нанесло  крушение американского  супертанкера «Торри Каньон» у юго-западного побережья Англии в марте 1967 года: 120 тысяч т нефти вылилось на воду и было подожжено зажигательными бомбами с самолетов. Нефть горела несколько дней. Были загрязнены пляжи и побережья Англии и Франции.

До 2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских  животных, в том  числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пластмассовые изделия  или запутавшись  в обрывках сетей  и тросов.

ФРГ, Бельгия, Голландия, Англия сбрасывали в  Северное море ядовитые кислоты, в основном 18-20%-ную  серную кислоту, тяжелые  металлы с грунтом  и осадками сточных  вод, содержащими  мышьяк и ртуть, а  также углеводороды. К тяжелым металлам относится ряд  элементов, широко применяемых  в промышленности: цинк, свинец, хром, медь, никель, кобальт, молибден и др. При попадании  в организм большинство  металлов очень трудно выводятся, имеют  свойство постоянно  накапливаться в  тканях разных органов, и при превышении определенной пороговой  концентрации наступает  резкое отравление организма.

Три реки, впадающие в  Северное море, Рейн, Маас и Эльба, ежегодно приносили 28000 т цинка, почти 11000 т свинца, 5600 т меди, а также 950 т мышьяка, кадмий, ртуть и 150 тыс. т  нефти, 100 тыс. т фосфатов и даже радиоактивные  отходы в разных количествах. С судов ежегодно сбрасывалось 145 млн. т обычного мусора. Англия сбрасывала 5 млн. т канализационных  стоков в год.

В результате добычи нефти  из трубопроводов, связывающих  нефтяные платформы  с материком, каждый год в море вытекало около 30000 т нефтепродуктов. Последствия этого  загрязнения нетрудно видеть. Целый ряд  видов, которые некогда  обитали в Северном море, в том числе  лосось, осетр, устрицы, скаты и пикша, просто-напросто исчезли. Гибнут тюлени, другие обитатели этого  моря нередко страдают от инфекционных заболеваний  кожи, имеют деформированный  скелет и злокачественные  опухоли. Гибнет птица, питающаяся рыбой  или отравившаяся морской водой. Наблюдалось  цветение ядовитых водорослей, которое привело  к уменьшению рыбных запасов.

В Балтийском море в  течение 1989 года погибли 17 тыс. тюленей. Проведенные  исследования показали, что ткани погибших животных буквально  пропитаны ртутью, которая попадала в их организм из воды. Биологи считают, что загрязнение  воды привело к  резкому ослаблению иммунной системы  обитателей моря и  их гибели от вирусных заболеваний.

Крупные разливы нефтепродуктов (тысячи тонн) происходят в  Восточной Балтике  один раз в 3-5 лет, мелкие (десятки тонн) - ежемесячно. Крупный  разлив поражает экосистемы на акватории в  несколько тысяч  гектаров, мелкий - в  несколько десятков гектаров. Балтийскому  морю, проливу Скагеррак, Ирландскому морю угрожают выбросы  иприта - химического  отравляющего вещества, созданного Германией  в годы Второй мировой войны и затопленного Германией, Великобританией и СССР в 40-е годы. Свои химические боеприпасы СССР топил в северных морях и на Дальнем Востоке, Великобритания - в Ирландском море.

В 1983 году вошла в силу международная Конвенция  по предотвращению загрязнения  морской среды. В 1984 году государства  Балтийского бассейна подписали в Хельсинки  Конвенцию по защите морской среды  Балтийского моря. Это было первое международное  соглашение на региональном уровне. В результате проведенной работы содержание нефтепродуктов в открытых водах  Балтийского моря снизилось в 20 раз  по сравнению с 1975 г.

В 1992 году министрами 12 государств и представителем Европейского Сообщества была подписана новая  Конвенция по охране среды бассейна Балтийского  моря.

Происходит  загрязнение Адриатического и Средиземного морей. Только через реку по в Адриатическое море с предприятий промышленности и сельскохозяйственных ферм ежегодно попадает 30 тыс. т фосфора, 80 тыс. т азота, 60 тыс. т углеводорода, тысячи тонн свинца и хрома, 3 тыс. т цинка, 250 т мышьяка.

Средиземному  морю грозит участь превратиться в мусорную свалку, сточную яму  трех континентов. Ежегодно в море попадает 60 тыс. т моющих веществ, 24 тыс. т хрома, тысячи тонн нитратов, применяемых  в сельском хозяйстве. К тому же 85% вод, сбрасываемых из 120 крупных приморских городов, не очищаются, а самоочищение (полное обновление вод) Средиземного моря осуществляется через Гибралтарский  пролив за 80 лет.

Из-за загрязнений Аральское  море с 1984 года полностью  потеряло рыбохозяйственное значение. Его уникальная экосистема погибла.

Серьезную экологическую угрозу для жизни в  Мировом океане и, следовательно, для  человека представляет захоронение на морском  дне радиоактивных  отходов (РАО) и сброс  в море жидких радиоактивных  отходов (ЖРО). Западные страны (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и др.) и СССР с 1946 года начали активно  использовать океанские  глубины для того, чтобы избавляться  от РАО.

В 1959 году ВМС США затопили в 120 милях от Атлантического побережья США  неудачный ядерный  реактор от атомной  подводной лодки. По данным «Гринпис», наша страна сбросила в море около 17 тыс. бетонных контейнеров  с РАО, а также  более 30 корабельных  атомных реакторов.

Наиболее  тяжелая обстановка сложилась в Баренцевом и Карском морях  вокруг ядерного полигона на Новой Земле. Там  помимо бесчисленного  количества контейнеров  затоплено 17 реакторов, в том числе  с ядерным топливом, несколько аварийных  атомных подводных  лодок, а также  центральный отсек  атомохода «Ленин»  с тремя аварийными реакторами. Тихоокеанский флот СССР захоранивал ядерные отходы (в том числе 18 реакторов) в Японском и Охотском морях, в 10 местах недалеко от берегов Сахалина и Владивостока.

США и Япония сбрасывали отходы деятельности АЭС в Японское, Охотское море и Северный ледовитый океан.

Жидкие  радиоактивные отходы СССР сливал в дальневосточных  морях с 1966 года по 1991 год (в основном вблизи юго-восточной части  Камчатки и в Японском море). Северный флот ежегодно сбрасывал  в воду 10 тыс. куб. м ЖРО.

В 1972 году была подписана  Лондонская конвенция, запрещающая сброс  на дно морей и  океанов радиоактивных  и ядовитых химических отходов. К той  конвенции присоединилась и наша страна. Военные  корабли, в соответствии с международным  правом, в разрешении на сброс не нуждаются.

Информация о работе Загрязнение мирового океана