Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:17, реферат

Описание

Предупрежден – значит вооружен. Если в случае внезапной опасности, стихийного бедствия, вы сможете действовать грамотно и решительно – ваши шансы остаться в живых значительно возрастают. А для того чтобы действо-вать, необходимо знать, какие опасности могут подстерегать нас, уметь избе-гать их или, при необходимости, бороться с ними.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Сущность психологии поведения в экстремальных ситуаци-ях……………4
3. Психологическая готов-ность………………………………………………...5
4. Психогенные реакции и расстрой-ства…………………………………........7
4.1. Страх……………………………………………………………………7
4.2. Пани-ка………………………………………………………………….7
4.3. Сту-пор………………………………………………………………….7
4.4. Истерика и плач………………………………………………………..7
4.5. Боль……………………………………………………………………..8
4.6. Беспокойст-во…………………………………………………………...8
4.7. Раздражение и разочарова-ние…………………………………………8
4.8. Одиночест-во……………………………………………………………9
4.9. Чувство ви-ны…………………………………………………………...9
5. Взгляд на стресс……………………………………………………………..10
6. Подготов-ка…………………………………………………………………...11
7. Заключение…………………………………………………………………..12
8. Список использованных источников………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

                                        СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Сущность психологии поведения в экстремальных ситуациях……………4
  3. Психологическая готовность………………………………………………...5
  4. Психогенные реакции и расстройства…………………………………........7
    1. Страх……………………………………………………………………7
    2. Паника………………………………………………………………….7
    3. Ступор………………………………………………………………….7
    4. Истерика и плач………………………………………………………..7
    5. Боль……………………………………………………………………..8
    6. Беспокойство…………………………………………………………...8
    7. Раздражение и разочарование…………………………………………8
    8. Одиночество……………………………………………………………9
    9. Чувство вины…………………………………………………………...9
  5. Взгляд на стресс……………………………………………………………..10
  6. Подготовка…………………………………………………………………...11
  7. Заключение…………………………………………………………………..12
  8. Список использованных источников………………………………………13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

     Предупрежден  – значит вооружен. Если в случае внезапной опасности, стихийного бедствия, вы сможете действовать грамотно и решительно – ваши шансы остаться в живых значительно возрастают. А для того чтобы действовать, необходимо знать, какие опасности могут подстерегать нас, уметь избегать их или, при необходимости, бороться с ними.

     Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение противником в случае войны различных  видов оружия создают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет стихийные бедствия (катастрофы) как ситуации, характеризующиеся непредусмотренными серьезными и непосредственными угрозами общественному здоровью. На людей, находящихся в экстремальных условиях, наряду с различными поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний. Следует подчеркнуть, что психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

     Возможность возникновения и характер психогенных  расстройств, их частота, выраженность, динамика зависят от многих факторов: характеристики экстремальной ситуации (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия); готовности отдельных людей к деятельности в неблагоприятных условиях, определяемой их личностно-типологическими качествами, профессиональной, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой; организованности и согласованности деятельности в экстремальных условиях; поддержки окружающих; наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей. 
 
 
 
 
 
 
 

     Сущность  психологии поведения  в экстремальных               ситуациях

     Психология  экстремальная — отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных и непривычных условиях существования.

     В экстремальных условиях, характерных  измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов:

1) монотония; 
2) измененная пространственная структура; 
3) измененная временная структура; 
4) ограничения личностно-значимой информации; 
5) одиночество; 
6) изоляция групповая — информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность, и пр.; 
7) угроза для жизни.

     Чтобы выжить, человеку необходимы навыки выживания, но только они одни не спасут. Прежде всего, нужно правильное отношение  к ситуации. Все знания в мире теряют свою ценность, если у человека не будет воли к жизни. Воля к жизни  есть основополагающий фактор в пиковой ситуации. Известно, что разум может сдаться быстрее тела, но с установкой на выживание человек обретает огромные возможности выкарабкаться.

     Возможность противостоять экстремальной  ситуации включает три  составляющие:

     1. физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

     2. психическую устойчивость, обусловленную  подготовкой и общим уровнем  качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);

     3. психологическую готовность (состояние  активной деятельности, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия).

     В своей работе я более подробно рассмотрю вопрос о психологии выживания в чрезвычайных ситуациях. 
 
 
 
 
 

                            Психологическая готовность

     Во  всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и  психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

     Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально - психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.

     Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут  нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям. Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

     У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки,  нарушается дыхание, начинается сердцебиение, спазмы периферических кровеносных сосудов, появляется холодный пот, слабеют мышцы, меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы.

     Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения людей.

     Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?

     Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либо физической работе и не одного, а в составе группы.

     Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие  на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.

     В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов - всех тружеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитии выносливости, самообладания, неуклонному стремлений к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.

     Надо  помнить, что уровень психологической  подготовки людей - один из важнейших  факторов. Малейшая растерянность и  проявление страха, особенно в самом  начале аварии или катастрофы, в  момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Психогенные реакции и расстройства

     Особые  условия, в которых может оказаться  человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.

     Страх

     Страх – наш эмоциональный ответ на опасные условия, когда мы верим, что они могут вызвать смерть, травму или заболевание. Этот вред не ограничивается только лишь физическими повреждениями, угроза эмоциональному и психическому благополучию также вызывает страх. Для человека пытающегося выжить, страх может нести позитивную функцию, если он будет побуждать к осторожным действиям в ситуациях, когда безрассудство приведет к травме. К сожалению, страх может парализовать человека. Человек может настолько испугаться, что потерпит неудачу при выполнении действий являющихся основой выживания. Большинство людей испытывает страх при попадании в незнакомую обстановку в неблагоприятных условиях. В этом нет ничего постыдного. Каждый человек должен тренироваться, чтобы не стать жертвой собственного страха. В идеале, с помощью реалистичной тренировки, мы приобретаем знания и навыки необходимые, чтобы увеличить смелость и таким образом справиться со страхами.

     Паника

     Паника – психическое состояние личности или социальной группы в условиях опасности, реальной или мнимой угрозы жизни. Возникающие растерянность, неуверенность, страх, напряженность могут выразиться и разных формах паники. Неожиданное общее смятение, утрата установки на общие организованные действия — одна из первых таких форм. Она возникает в чрезвычайных, крайне опасных ситуациях, которые парализуют на время логическое мышление и волю людей, почти исключают планомерность руководства.

     Ступор

     Ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма. Происходит после сильнейших нервных потрясений (землетрясение, взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. 

     Истерика  и плач

     Крайне нервное, возбужденное состояние, доводящее до потери самообладания и выражающееся в немотивированных болезненных поступках, в резкой смене настроений. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

     Боль

     Боль - есть язык вашего тела, которым оно вам говорит, что с ним что-то не так. Она очень мешает вам и может подорвать вашу волю к жизни. Но она становится гораздо более переносимой, если вы обнаружите ее источник и природу, поймете, что это нечто, что необходимо преодолеть, и сконцентрируетесь на других задачах. Запомните, что боль будет казаться гораздо сильнее, если вы ничего не станете делать, просто ляжете и будете думать о том, как вам больно.

     Беспокойство

     Со страхом ассоциируется и беспокойство. Испытывать беспокойство, так же естественно для нас, как и испытывать боязнь. Беспокойство может быть некомфортным ощущением при встрече с опасными ситуациями (физическими, психическими и эмоциональными). В здоровом виде, беспокойство побуждает нас справиться с опасностью, угрожающей нашему существованию. Если мы никогда не будем беспокоиться, нам неоткуда будет взять мотивацию, чтобы изменить нашу жизнь. В ситуации, угрожающей жизни, человек снижает беспокойство, выполняя те действия, которые направлены на успешное прохождение тяжелых испытаний. Уменьшив беспокойство, человек берет под контроль его источник – страхи. В этой форме беспокойство это хорошо, но, несмотря на это оно может иметь и разрушительное воздействие. Тревога может переполнить человека до такой степени, что он придет в замешательство. Как только это произойдет, принимать правильные решения станет все труднее и труднее. Что бы выжить, человек должен постичь техники снижения тревоги и держать ее в таких рамках, когда она приносит пользу, а не вред.

Информация о работе Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций