Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Защита населения и радиационная безопасность"
1. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РБ (структура, функции)
Вопросами обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в республике занимаются различные службы: гражданской обороны (ГО), министерства по чрезвычайным ситуациям и др.
Гражданская оборона РБ является государственной системой, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение специальных мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Она представляет собой совокупность органов управления, служб и формирований, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению безопасности населения республики при возникновении различных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического и природного характеров, а также по заблаговременной подготовке к действиям в военное время.
Основными задачами ГО республики являются:
защита населения от
последствий стихийных и
координация деятельности органов управления республики по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
проведение аварийно-
создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
специальная подготовка руководящих кадров и сил ГО, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени:
участие в осуществлении
мер, направленных на повышение устойчивости
функционирования объектов и отраслей
экономики в экстремальных
Виды, объемы и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение задач ГО, определяются правительством, министерствами и ведомствами исходя из экономического и оборонного значения отдельных населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
Общее руководство ГО в РБ осуществляет ее Президент, непосредственно министр внутренних дел, который является и начальником ГО страны.
Основным звеном системы ГО является объект народного хозяйства. На объекте выполняется весь комплекс мероприятий по защите рабочих и служащих, по обеспечению устойчивости работы объекта в военное время, в чрезвычайных ситуациях, по подготовке сил и средств к велению спасательных и других неотложных работ.
Руководящими органами Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) являются:
республиканская Комиссия по ЧС:
комиссии исполкомов
соответствующих местных
ведомственные комиссии по ЧС, создаваемые при необходимости руководителями министерств и ведомств.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
штабы ГО всех уровней;
дежурно-диспетчерские службы министерств и ведомств.
Руководящие органы и органы повседневного управления образуют систему управления РСЧС.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) всех уровней проводят по своим планам мероприятия, направленные на предупреждение возникновения экстремальных ситуаций, а в период ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий привлекают для этих целей необходимые транспортные, спасательные, пожарные, медицинские, восстановительные, другие силы и средства, расположенные на их территории, а также материально-технические ресурсы, сети связи и информации.
Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в очагах поражения привлекаются необходимые силы и средства. Силы ГО состоят из войсковых частей, невоенизированных формирований, специально создаваемых подразделений аварийно-спасательной службы, штатных дежурных и специализированных формирований предприятии, учреждений, организаций, министерств и ведомств.
Войска ГО — это мобильная часть сил, которая, как правило, первая приступает к ликвидации последствий катастроф, аварий и прочего, обеспечивает ввод невоенизированных формирований в очаги поражения, выполняет наиболее сложные и трудоемкие задачи на важнейших объектах.
Основу сил ГО составляют
и невоенизированные
Специальными являются формирования; разведывательные связи, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, материального обеспечения, технического обеспечения, зашиты сельскохозяйственных растений и животных, автомобильные и др.
Гражданская оборона (ГО) Республики Беларусь является системой государственных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны в ЧС мирного и военного времени. Организация и ведение гражданской обороны – одна из важнейших функций государства, составная часть гражданского и оборонного строительства, элемент безопасности страны и достигается проведением единой государственной политики на республиканском, областном и местном уровнях, системой мер законодательного, экономического, административного, технического и иного характера, соответствующим реальным угрозам и экономическим возможностям государства по их предотвращению.
Главными целями государственной политики в области гражданской обороны являются:
создание необходимых условий для предотвращения или максимального снижения возможности поражения населения страны от воздействия современных средств поражения и вторичных факторов, возникающих при разрушении потенциально опасных объектов;
обеспечение устойчивого функционирования экономики страны в военное время;
своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказание помощи пострадавшему населению;
жизнеобеспечение
Для достижения указанных
целей предусматривается
обучение населения способам защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при ведении военных действий или вследствие этих действий;
организация постоянного наблюдения и контроля на всей территории страны за уровнем зараженности (загрязненности) окружающей среды, продуктов питания и воды радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами;
оперативное доведение до органов управления и населения страны сигналов оповещения и информации о возникающих угрозах, порядке и правилах поведения в сложившейся обстановке;
ведение радиационной, химической
и неспецифической
обеспечение укрытия населения страны в защитных сооружениях;
накопление расчетного количества средств индивидуальной защиты, хранение и организация их выдачи при возникновении угроз для населения, проживающего в зонах возможного поражения, заражения (загрязнения);
оказание своевременной первой медицинской помощи пострадавшим;
подготовка и проведение в случае необходимости эвакуационных мероприятий из районов, в которых возникает реальная опасность массового поражения населения;
создание системы
создание необходимой группировки сил, их техническое оснащение и подготовка для оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
создание устойчивой системы управления мероприятиями гражданской обороны;
осуществление комплексной маскировки неактивными средствами объектов в целях защиты от высокоточного оружия;
подготовка
и осуществление комплекса
подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил;
проведение активной политики по сотрудничеству с зарубежными странами в области гражданской обороны.
В основе реализации государственной политики в области гражданской обороны лежат следующие основные принципы:
реализация мероприятий
гражданской обороны, в части
касающейся, является обязательной функцией
Правительства Республики Беларусь,
республиканских органов
разумная достаточность
объемов и сроков планируемых
и реализуемых мероприятий
организация руководства
мероприятиями гражданской
сочетание территориально – производственного принципа, принципа централизма в управлении мероприятиями гражданской обороны с обязательным активным участием и инициативой местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений и граждан в осуществлении этих мероприятий;
сочетание заблаговременной подготовки и осуществление ряда мероприятий (оперативное и мобилизационное планирование, обучение населения, подготовка сил и руководящего состава, создание резерва и системы управления и др.) в мирное время с созданием предпосылок для быстрого развертывания и наращивания сил и средств гражданской обороны в угрожаемый период;
соответствие характера
и объема мероприятий, способов и
методов их реализации стратегическим,
оперативным и физико-
соответствие организационного построения гражданской обороны требованиям военного времени;
рациональное
сочетание мероприятий
Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
создание законодательной и нормативной правовой базы в сфере защиты, безопасности и жизнеобеспечения населения в условиях вооруженных конфликтов, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, обучения населения, подготовки руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны;
разработка нормативных правовых основ по введению в системе гражданской обороны Республики Беларусь различного рода служб гражданской обороны – по их профессиональной деятельности;
разработка и реализация комплекса мероприятий по созданию мобильной и эффективной группировки сил гражданской обороны, включающей профессиональные подразделения гражданской обороны и гражданские формирования гражданской обороны;
разработка нормативной правовой базы деятельности сил гражданской обороны, предусматривающей оптимальное их количество, численность, повышение уровня готовности, а также дополнительные моральные и материальные стимулы для личного состава;
реконструкция систем оповещения и связи, повышение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля;
разработка
комплекса мероприятий по созданию
организационных, технических и
нормативных основ решения
принятие эффективных мер по сохранению имеющегося фонда защитных сооружений, поддержанию их в готовности к использованию по основному предназначению;
проведение градостроительных, инженерно-технических, экономических и иных мероприятий в рамках инвестиционной политики государства с учетом интересов обеспечения защиты населения и территорий;
активное сотрудничество
с зарубежными странами, общественными
объединениями в области
2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧС НА ЭКОНОМИКУ
Чрезвычайные ситуации
могут влиять на экономику как
в масштабе страны, так и на уровне
регионов, а также отдельных субъектов
хозяйствования. Воздействие ЧС на
экономику проявляется в
На макроуровне на экономику влияют ЧС природного, биолого-социального, социального и экологического характера, если их масштабы региональные или глобальные.
Информация о работе Защита населения и радиационная безопасность