Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 00:18, доклад
Изнашивание — это процесс постепенного разрушения деталей или их покрытий (окраски, смазки), происходящий при трении или других видах контакта с внешней средой и сопровождающийся изменением размеров или физико-механических свойств (твердости, пластичности, структуры и т. д.).
Изнашивание — это процесс постепенного разрушения деталей или их покрытий (окраски, смазки), происходящий при трении или других видах контакта с внешней средой и сопровождающийся изменением размеров или физико-механических свойств (твердости, пластичности, структуры и т. д.).
Износ
деталей и сборочных единиц вагона
следует рассматривать как
Различают три группы изнашивания:
- механическое,
- молекулярно-механическое
- коррозионно-механическое.
Механическое изнашивание возникает в результате воздействия твердых частиц на трущиеся поверхности. В эту группу следует отнести такие виды изнашивания, как абразивное, гидро- и газоабразивное, усталостное, кавитационное, эрозионное.
Абразивное изнашивание — изнашивание в результате механических воздействий посредством режущего и царапающего действия твердых тел или частиц при наличии относительной скорости перемещения. Этот вид изнашивания является наиболее распространенным среди различных сопряжений в конструкции вагона. В процессе изнашивания происходят срезание с поверхности микростружек более твердыми абразивными частицами и постепенное уменьшение размеров детали.
Гидро-
и газоабразивное изнашивание появляется
в результате воздействия твердых тел
или частиц, увлекаемых потоком жидкости
или газа.
Усталостное изнашивание вызывает
изменение поверхности трения или отдельных
участков в результате повторного деформирования
микрообъемов материала, приводящего
к возникновению трещин и отделению частиц.
Явление усталости возникает в деталях
под действием знакопеременных нагрузок.
Происходит постепенное расшатывание
кристаллической решетки металла и, как
следствие, внезапное разрушение детали.
Кавитационное изнашивание поверхности
происходит при относительном увеличении
скорости движения твердого тела в жидкости,
т. е. в условиях гидродинамической кавитации
— нарушения сплошности внутри жидкости.
Эрозионное изнашивание возникает
в результате воздействия потока жидкости
или газа.
Молекулярно-механическое изнаш
Коррозионно-механическое изнаш
Изнашивание
деталей вагонов зависит от условий
их эксплуатации, вида и характера
трения. Изнашивание и трение —
неразрывно связанные явления, обусловленные
взаимодействием двух тел, взаимно
перемещающихся в зоне касания.
Трение является
основной причиной изнашивания. Принято
различать трение покоя двух тел
при предварительном смещении, трение
движения двух тел, находящихся в
относительном движении, трение скольжения,
качения и качения с
Трение скольжения обусловлено тем, что
скорости соприкасающихся деталей в точках
касания различны. При трении скольжения
одна и та же зона одной детали соприкасается
с различными зонами другой.
Трение качения характеризуется условиями,
когда скорости соприкасающихся деталей
в точках касания одинаковы по величине
и направлению. Для трения скольжения
характерно истирание деталей, а для трения
качения — смятие и выкрашивание.
Изнашивание
деталей, образующих неподвижные сопряжения,
зависит от значения силы трения покоя.
Для подвижных сопряжений изнашивание
деталей будет зависеть от характера
относительного перемещения трущихся
поверхностей и от характера их смазывания.
В сопряжениях различают трение
без смазки, граничное и жидкостное
трение.
Трение без смазки происходит при отсутствии
на поверхности трения введенного смазочного
материала всех видов, например между
поверхностями фрикционных амортизаторов,
тормозных колодок и колес и др.
Износ
деталей при сухом трении без смазки наибольший.
Граничное трение — такое, когда на трущейся
поверхности находится тонкий слой смазки,
имеющий свойства, отличающиеся от объемных
свойств жидкостей.
Жидкостным принято называть трение скольжения, протекающее при разделении трущихся поверхностей таким слоем смазки, в котором проявляются ее объемные свойства, вследствие чего износ оказывается ничтожным.
Процесс трения является устойчивым, сопротивление движению деталей определяется вязкостью
Трение имеет двойственную молекулярно-механическую природу, обусловленную деформированием тонкого поверхностного слоя и преодолением межмолекулярных связей, возникающих между сближенными участками трущихся поверхностей.
При
перемещении сопряженных
Различают следующие пять видов нарушения
фрикционных связей:
- упругое
и пластическое оттеснение
- схватывание пленок и их разрушение;
- глубинное
схватывание, сопровождающееся
Первые три вида возникают при механическом взаимодействии поверхностей, а четвертый и пятый при молекулярном.