Назначение тормозной жидкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:05, реферат

Описание

Для начала следует понять, что тормозная жидкость – это рабочее тело гидравлической тормозной системы, передающее давление от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные колодки к дискам или барабанам. От того, насколько эффективно решается эта задача, напрямую зависит жизнь самого водителя и его пассажиров. Гидравлический тормозной привод современного автомобиля получил такое название потому, что все его полости заполнены специальной жидкостью. Педаль тормоза связана с поршнем главного тормозного цилиндра. При торможении жидкость из цилиндра вытесняется и передает усилие на поршни колесных тормозных цилиндров. Последние выдвигаются, приводя в действие тормозные колодки, и автомобиль замедляет ход или останавливается.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 143.29 Кб (Скачать документ)

  Наличие в  тормозной жидкости всего 2–3 процентов  воды снижает температуру ее кипения  примерно на 70 градусов. На практике это  означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и  до 160 градусов, в то время как  в «сухом» (то есть без влаги) состоянии  это произойдет при 230 градусах. Последствия  будут такие же, как если бы в  тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное  усилие резко ослабевает.

  Гигроскопичность  для тормозной жидкости в то же время является необходимостью. Ведь если попавшая из конденсата или другим путем вода не будет поглощена  тормозной жидкостью, она будет  собираться в наиболее низких местах тормозной системы. Дальше, в случае снижения температуры ниже 0 0С она  замерзнет, образовав пробку, тормоза  перестанут действовать. Также температура  кипения воды намного ниже, чем  тормозной жидкости. Нагрев тормозной  жидкости и воды во время торможения приведет к закипанию воды и образованию  паровых пробок.

  Наличие влаги  внутри гидравлической системы приводит и к образованию очагов коррозии на внутренних стенках тормозных  механизмов, соприкасающихся с манжетами, которые также приходят в негодность от трения об острые края коррозийных  раковин. В итоге начинается утечка тормозной жидкости.

  Кроме того, тормозная жидкость выполняет функцию  смазки и защиты деталей системы  от коррозии – поршни должны легко  перемещаться, а цилиндры – не ржаветь. И, конечно, она должна быть совместима с резиновыми уплотнениями и шлангами.   

  Особенности эксплуатации тормозных  жидкостей

  Поглощение  воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще  не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей - т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность  процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала  активно, а потом - медленнее. Или  наоборот. Но даже если значения температуры  кипения у “сухих” жидкостей  разных классов сделать близкими, например к DОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает  автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем  своих машин.  

  Проверка  состояния жидкости

  Объективно  определить основные параметры ТЖ можно  только в лаборатории. В эксплуатации - лишь косвенно и не все. Самостоятельно жидкость проверяют визуально - по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру  кипения. Поскольку жидкость в системе  не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она  контактирует с атмосферой, набирая  влагу, а в тормозных механизмах - нет. Зато там жидкость часто и  сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается. Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.   

  Совместимость тормозных жидкостей

  Тормозная жидкость с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры  этой смеси будут ниже, чем у  любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как  и иные отечественные и импортные  полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых  пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы. Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми.  

  Маркетинговое отступление

  Жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 гигроскопичны, это означает, что они поглощают влагу из воздуха. Присутствие в жидкости влаги снижает температуру ее закипания, рабочая температура  тормозного диска и колодок обычно превышает ее. Именно поэтому указываются  температуры закипания сухой  и содержащей влагу жидкости. Температура  закипания влажной жидкости измеряется при содержании в ней влаги  в 3.5% Гигроскопичность является причиной необходимости замены тормозной  жидкости, по крайней мере, раз в  два года. Фрикционный материал на тормозной колодке служит для  изоляции суппорта от тепла, выделяемого  диском, а это –очень весомое  основание для замены колодок  задолго до их окончательного износа. Жидкость DOT 5 не обладает свойством  гигроскопичности и не смешивается  с водой. При попадании в систему  воды она опускается вниз и располагается  вблизи самой горячей области  системы. Это означает, что она  будет очень легко и быстро закипать, образуя пузырьки газа, которые  легко сжимаются, что, в свою очередь, придает тормозам ощущение упругости. Другая проблема с DOT 5 связана с тем, что сама жидкость становится сжимаемой  при приближении к температуре  кипения; это приводит к ощущению упругости тормозов при частом и  продолжительном их использовании.

  Сегодня на нашем рынке можно встретить  множество импортных тормозных  жидкостей (Brake Fluid). Если такая жидкость рекомендована изготовителем для  любых машин и при этом имеет  маркировку DOT-3 или DOT-4, то ее можно использовать в равной мере и в иномарках, и  в отечественных автомобилях. Можно  утверждать также, что в состав данного  продукта входят различные эфиры, и  низкомолекулярные полимеры и целевые  присадки. Что же касается эксплуатационных качеств (включая температурные  свойства), то при сравнении в  соответствующем классе (DOT-З или DOT-4) импортные жидкости примерно идентичны  нашей “Томи” или “Росе” и не имеют каких-то особых отличий от них.

  Импортные препараты широко представлены на рынке. При выборе основной критерий - соответствие требованиям класса DOT, рекомендованного для конкретного автомобиля (для  Нивы DOT-4).

  На мой  взгляд использование импортных  жидкостей в Ниве имеет мало смысла. Коррозия тормозной системы активнее идет снаружи, а остальные свойства идентичны Росе.

  И наконец  для самых любознательных - некоторые  автомобильные компании применяют  тормозные жидкости на основе минерального масла. Они не гигроскопичны, не провоцируют  коррозию и служат дольше коллег , имеющих  гликолевую закваску. Встречаются очень  редко и стоят дорого.   
 
 

  Заключение

  На сегодняшний  день, к сожалению, никто не контролирует производителей тормозных жидкостей, никаких ГОСТов на них не существует. Следствием этого является появление  на наших рынках массы некачественных подделок. Проявив, немного смекалки, наши доморощенные “менделеевы” в  подпольных цехах изготовляются  тормозные жидкости по “упрощенной  технологии” – этиленгликоль + вода. Поэтому цена на такую “продукцию”  очень низкая, что и является соблазном  для покупателя. 

  Список  используемой литературы

  1) Б. Шайдулин. Издательство «Урал-Пресс Лтд»

  2) Васильева  Л.С Автомобильные эксплуатационные  материалы – М. Транспорт,1986.

  3) Рогозин  Н.А, Папок К.К. Словарь по  топливам, маслам, смазкам, присадкам  и специальным жидкостям- М.  Химия 1975г.

  4) Автомобильные  эксплуатационные материалы О.И.  Манусаджянц М. «Транспорт» 1989 г.

  5) Грамолин  А.В., Кузнецов А.С. Топливо, масла,  смазки, жидкости и материалы  для эксплуатации и ремонта  автомобилей. - М.: Машиностроение,1995. - 63 с.

6) Техническая  эксплуатация автомобилей / Под  ред. Е.С. Кузнецова. - 3-е изд., перераб.  и доп. - М.: Транспорт, 1991. - 413 с

Информация о работе Назначение тормозной жидкости