Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:05, реферат
Для начала следует понять, что тормозная жидкость – это рабочее тело гидравлической тормозной системы, передающее давление от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные колодки к дискам или барабанам. От того, насколько эффективно решается эта задача, напрямую зависит жизнь самого водителя и его пассажиров. Гидравлический тормозной привод современного автомобиля получил такое название потому, что все его полости заполнены специальной жидкостью. Педаль тормоза связана с поршнем главного тормозного цилиндра. При торможении жидкость из цилиндра вытесняется и передает усилие на поршни колесных тормозных цилиндров. Последние выдвигаются, приводя в действие тормозные колодки, и автомобиль замедляет ход или останавливается.
Наличие в
тормозной жидкости всего 2–3 процентов
воды снижает температуру ее кипения
примерно на 70 градусов. На практике это
означает, что при торможении DOT-4,
например, закипит, не разогревшись и
до 160 градусов, в то время как
в «сухом» (то есть без влаги) состоянии
это произойдет при 230 градусах. Последствия
будут такие же, как если бы в
тормозную систему попал
Гигроскопичность для тормозной жидкости в то же время является необходимостью. Ведь если попавшая из конденсата или другим путем вода не будет поглощена тормозной жидкостью, она будет собираться в наиболее низких местах тормозной системы. Дальше, в случае снижения температуры ниже 0 0С она замерзнет, образовав пробку, тормоза перестанут действовать. Также температура кипения воды намного ниже, чем тормозной жидкости. Нагрев тормозной жидкости и воды во время торможения приведет к закипанию воды и образованию паровых пробок.
Наличие влаги внутри гидравлической системы приводит и к образованию очагов коррозии на внутренних стенках тормозных механизмов, соприкасающихся с манжетами, которые также приходят в негодность от трения об острые края коррозийных раковин. В итоге начинается утечка тормозной жидкости.
Кроме того,
тормозная жидкость выполняет функцию
смазки и защиты деталей системы
от коррозии – поршни должны легко
перемещаться, а цилиндры – не ржаветь.
И, конечно, она должна быть совместима
с резиновыми уплотнениями и шлангами.
Особенности эксплуатации тормозных жидкостей
Поглощение
воды из атмосферы свойственно ТЖ
на полигликолевой основе. При этом
температура их кипения снижается.
FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще
не набравших влагу, и увлажненных,
содержащих 3,5% воды, жидкостей - т.е. ограничивает
только предельные значения. Интенсивность
процесса поглощения не регламентирована.
ТЖ может насыщаться влагой сначала
активно, а потом - медленнее. Или
наоборот. Но даже если значения температуры
кипения у “сухих” жидкостей
разных классов сделать близкими,
например к DОТ 5, при их увлажнении этот
параметр вернется на уровень, свойственный
каждому классу. ТЖ нужно периодически
заменять, не дожидаясь когда ее
состояние приблизится к
Проверка состояния жидкости
Объективно
определить основные параметры ТЖ можно
только в лаборатории. В эксплуатации
- лишь косвенно и не все. Самостоятельно
жидкость проверяют визуально - по внешнему
виду. Она должна быть прозрачной, однородной,
без осадка. Кроме того, в автосервисах
(преимущественно крупных, хорошо оснащенных,
обслуживающих иномарки) специальными
индикаторами оценивают ее температуру
кипения. Поскольку жидкость в системе
не циркулирует, в бачке (место проверки)
и в колесных цилиндрах ее свойства
могут быть разными. В бачке она
контактирует с атмосферой, набирая
влагу, а в тормозных механизмах
- нет. Зато там жидкость часто и
сильно нагревается, и ее стабильность
ухудшается. Однако даже такими ориентировочными
проверками пренебрегать не стоит, иных
оперативных способов контроля нет.
Совместимость тормозных жидкостей
Тормозная
жидкость с разными основами несовместимы
друг с другом, они расслаиваются,
иногда появляется осадок. Параметры
этой смеси будут ниже, чем у
любой из исходных жидкостей, причем
влияние ее на резиновые детали непредсказуемо.
Основу ТЖ изготовитель, как правило,
указывает на упаковке. Российские
РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как
и иные отечественные и импортные
полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ
5.1, можно смешивать в любых
пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на
силиконе и несовместимы с другими.
Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать
“силиконовые” жидкости в темно-красный
цвет. Остальные современные ТЖ, как правило,
желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого).
Для дополнительной проверки можно смешать
жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости.
Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ
совместимы. Следует помнить, что смешивать
жидкости разных классов и производителей
не рекомендуется, так как возможно изменение
их свойств. Запрещено смешивать гликолевые
жидкости с касторовыми.
Маркетинговое отступление
Жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 гигроскопичны, это означает, что они поглощают влагу из воздуха. Присутствие в жидкости влаги снижает температуру ее закипания, рабочая температура тормозного диска и колодок обычно превышает ее. Именно поэтому указываются температуры закипания сухой и содержащей влагу жидкости. Температура закипания влажной жидкости измеряется при содержании в ней влаги в 3.5% Гигроскопичность является причиной необходимости замены тормозной жидкости, по крайней мере, раз в два года. Фрикционный материал на тормозной колодке служит для изоляции суппорта от тепла, выделяемого диском, а это –очень весомое основание для замены колодок задолго до их окончательного износа. Жидкость DOT 5 не обладает свойством гигроскопичности и не смешивается с водой. При попадании в систему воды она опускается вниз и располагается вблизи самой горячей области системы. Это означает, что она будет очень легко и быстро закипать, образуя пузырьки газа, которые легко сжимаются, что, в свою очередь, придает тормозам ощущение упругости. Другая проблема с DOT 5 связана с тем, что сама жидкость становится сжимаемой при приближении к температуре кипения; это приводит к ощущению упругости тормозов при частом и продолжительном их использовании.
Сегодня на
нашем рынке можно встретить
множество импортных тормозных
жидкостей (Brake Fluid). Если такая жидкость
рекомендована изготовителем
Импортные препараты широко представлены на рынке. При выборе основной критерий - соответствие требованиям класса DOT, рекомендованного для конкретного автомобиля (для Нивы DOT-4).
На мой взгляд использование импортных жидкостей в Ниве имеет мало смысла. Коррозия тормозной системы активнее идет снаружи, а остальные свойства идентичны Росе.
И наконец
для самых любознательных - некоторые
автомобильные компании применяют
тормозные жидкости на основе минерального
масла. Они не гигроскопичны, не провоцируют
коррозию и служат дольше коллег , имеющих
гликолевую закваску. Встречаются очень
редко и стоят дорого.
Заключение
На сегодняшний
день, к сожалению, никто не контролирует
производителей тормозных жидкостей,
никаких ГОСТов на них не существует.
Следствием этого является появление
на наших рынках массы некачественных
подделок. Проявив, немного смекалки,
наши доморощенные “менделеевы” в
подпольных цехах изготовляются
тормозные жидкости по “упрощенной
технологии” – этиленгликоль + вода.
Поэтому цена на такую “продукцию”
очень низкая, что и является соблазном
для покупателя.
Список используемой литературы
1) Б. Шайдулин. Издательство «Урал-Пресс Лтд»
2) Васильева
Л.С Автомобильные
3) Рогозин Н.А, Папок К.К. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям- М. Химия 1975г.
4) Автомобильные
эксплуатационные материалы О.
5) Грамолин А.В., Кузнецов А.С. Топливо, масла, смазки, жидкости и материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей. - М.: Машиностроение,1995. - 63 с.
6) Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е.С. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1991. - 413 с