Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:31, реферат
Алюминий (Al) - серебристо-белый металл. В природе встречается в виде минералов, преимущественно алюмосиликатов. Наиболее распространенными минералами являются боксит, алунит, нефлин, содержащие глинозем Al2O3. Получают алюминий при электролизе глинозема, Алюминий — легкий, пластичный металл, хорошо поддающийся обработке давлением (ковка, прокатка, волочение), обладающий высокой тепло- и электропроводностью. Плотность алюминия 2,7 г/см3, температура плавления 660°С, температура кипения 2500°С, термический коэффициент линейного расширения 24 x 10-6, предел прочности 5—6 кгс/мм2, твердость по Бринеллю 17 кгс/мм2 (при прокатке прочность и твердость возрастают). На воздухе алюминий покрывается тонкой окисной пленкой, защищающей металл от дальнейшего окисления. Алюминий обладает химической стойкостью к азотной и органическим кислотам, пищевым продуктам. Легко растворяется в щелочах. Алюминий используют для получения различных сплавов и как лигатуру в сплавах на основе меди, титана, никеля, цинка, железа. Он применяется для раскисления стали перед литьем. Из сплавов на основе алюминия наиболее известны дюралюминий и магналий.
Введение……………………………………………………………………..…….2
Сплавы на основе алюминия………………………………………...…….3
Состав……………………………………………………………………….5
Применение………………………………………………………………....8
Конструкционные алюминиевые сплавы………………………….8
Алюминий как добавка в другие сплавы ………………..………12
Заключение…………………………………………………………………….....13
Библиографический список……………………………………………….…….14
Приложение
Благодаря широкому внедрению сплава 1561 было построено около 1000 судов на подводных крыльях и воздушной подушке типа «Комета», «Полесье», «Восход», «Колхида», «Ирбис», «Гепард», «Линда» и др. с пассажировместимостью от 30 до 300 человек. Из сплава 1561 были построены самый большой в мире экраноплан «Лунь», пассажировместимость которого составляет 150 человек.
На
базе сплава 1561 был создан сплав 1561Н
с пределами текучести и
В
90-е годы ХХ века с целью повышения
прочности алюминиево-
Основное преимущество сплавов 1561 и 1575 – они превосходно свариваются всеми видами сварки плавлением, при этом проведение упрочняющей термической обработки сварных соединений не требуется, т.к. сварные соединения из этих сплавов обладают прочностью и коррозионной стойкостью на уровне свойств исходного металла без дополнительной термической обработки. Сплавы 1561, 1561Н и 1575 незаменимы при строительстве крупногабаритных легких сварных конструкций, которые при эксплуатации должны обладать высокой прочностью, коррозионной стойкостью, надежностью и обеспечивать проведение ремонтных работ.
В
ряде случаев обнаруживаются новые
возможности использования
Из разработанных сплавов 1561, 1561Н и 1575 на отечественных металлургических заводах было освоено производство всех необходимых для судостроения полуфабрикатов. Особое место занимают прессованные панели, представляющие собой элементы конструкций, состоящие из полотна толщиной 3-16 мм, шириной до 2000 мм и длиной до 9,0 метров с продольными ребрами различных сечений. На Самарском металлургическом заводе были освоены более 30 типоразмеров панелей судостроительного назначения.
Применение в отечественном судостроении таких панелей обеспечило повышение производительности сборочно-сварочных работ в 2,5-3,0 раза; снижение трудозатрат при изготовлении 1 т корпусных конструкций на 400 нормо-часов; повышение несущей способности, надежности и качества корпуса за счет уменьшения объема сварных соединений.
Вес
применяемых панелей при
С развитием морской техники и появлением нового класса судов, например, экранопланов, возникла потребность в конструкционных материалах повышенной прочности. Институтом создан ряд высокопрочных коррозионно-стойких термически упрочняемых сплавов системы Al-Zn-Mg с пределом текучести 280-350 МПа и композиционные материалы слоистого строения на алюминиевой основе.
Термически упрочняемый сплав 1980Т1 системы Al-Zn-Mg обладает высокой прочностью (предел текучести не менее 300 МПа), высокой коррозионной стойкостью в морской воде и удовлетворительной свариваемостью. Для повышения прочности и коррозионной стойкости сварных соединений из этого сплава разработаны специальные низкотемпературные режимы термической обработки. Из сплава 1980Т1 освоено производство катаных листов и плит, прессованных труб, прутков, профилей и поковок. Перспективным является применение этого сплава для обшивки и набора судовых корпусов, резервуаров для специальных сред, бурильных и эксплуатационных труб, деталей, изготовляемых из поковок и штамповок, для работы в области температур до (+100)0С, глубоководных аппаратов поискового, спасательного и исследовательского назначения.
Дальнейшие работы по повышению прочности термически упрочняемых сплавов привели к созданию сплавов марок 1941 и 1943 системы Al-Zn-Mg-Cu, которые обладают высокими прочностными характеристиками: предел прочности 440-460 МПа, предел текучести не менее 350-400 МПа, хорошей технологичностью и высокой коррозионной стойкостью в морских условиях. Сплавы рекомендованы для изготовления нагруженных несварных конструкций ответственного назначения, эксплуатирующихся в морских условиях в диапазоне температур от - 40 до 1000С.
Освоены и серийно поставляются из сплавов 1941 и 1943 листы толщиной 1-10 мм, профили прессованные различной конфигурации и габаритов и прессованные трубы. Бурильные трубы из сплав 1941 успешно работали при бурении нефтяных скважин Поволжья. Использование бурильных труб из высокопрочных коррозионностойких алюминиевых сплавов весьма перспективно, т.к. позволяет увеличивать скорости бурения и глубину скважин за счёт облегчения бурильных колонн.
Высокая
коррозионная стойкость алюминиевых
сплавов, значительно превосходящая
коррозионную стойкость конструкционной
стали, позволяет увеличить срок
эксплуатации газо-нефтедобывающего оборудования,
работающего в агрессивных
Разработанные
алюминиевые сплавы перспективны при
использовании в конструкциях, предназначенных
для эксплуатации в условиях Севера.
Являясь металлами с
Проведенные ЦНИИ КМ «Прометей» прогнозные разработки по зарубежным и отечественным алюминиевым сплавам для емкостей по хранению и перевозке сжиженных газов показали, что сплавы 1561 и 1550 при криогенных температурах до (-196)0С не склонны к хрупкому разрушению, причем их прочность и пластичность монотонно возрастают при снижении температуры. Результаты сравнительных испытаний, проведенных в режиме статического и динамического нагружения, показали, что свойства отечественных алюминиево-магниевых сплавов аналогичны свойствам зарубежного сплава 5083, который по стандартам Ллойда разрешено использовать для строительства газовозов.
Разработанные институтом высокопрочные свариваемые коррозионно-стойкие алюминиево-магниевые сплавы судостроительного назначения с гарантированным пределом текучести ≥ 180 МПа перспективны для применения в конструкциях судов – газовозов.
Алюминий является важным компонентом многих сплавов. Например, в алюминиевых бронзах основные компоненты — медь и алюминий. В магниевых сплавах в качестве добавки чаще всего используется алюминий. Для изготовления спиралей в электронагревательных приборах используют (наряду с другими сплавами) фехраль (Fe, Cr, Al).
Ювелирные изделия. Когда алюминий был очень дорог, из него делали разнообразные ювелирные изделия. Так, Наполеон III заказал алюминиевые пуговицы, а Менделееву в 1889 г. были подарены весы с чашами из золота и алюминия. Мода на них сразу прошла, когда появились новые технологии его получения, во много раз снизившие себестоимость. Сейчас алюминий иногда используют в производстве бижутерии. В Японии алюминий используется в производстве традиционных украшений, заменяя серебро.
Стекловарение. В стекловарении используются фторид, фосфат и оксид алюминия.
Пищевая промышленность. Алюминий зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е173.
Алюминий и его соединения в ракетной технике. Алюминий и его соединения используются в качестве высокоэффективного ракетного горючего в двухкомпонентных ракетных топливах и в качестве горючего компонента в твёрдых ракетных топливах. Следующие соединения алюминия представляют наибольший практический интерес как ракетное горючее:
Триэтилалюминий
(обычно, совместно с триэтилбором) используется
также для химического зажигания (то есть,
как пусковое горючее) в ракетных двигателях,
так как самовоспламеняется в газообразном
кислороде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленная
перед началом работы цель была выполнена.
Изучены области применения сплавов
на базе алюминия, методы упрочнения, свойства
различных групп. Так же изучили
разработки Центрального научно-исследовательского
института конструкционных
Я
узнала много об использовании такого
металла как алюминий в промышленности
и других отраслях. Так же получила
полезные знания в области материаловедения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алюминиевый
прокат Алюминиевое
украшение для японских причёсок
Судно на подводных крыльях и воздушной подушке типа «Комета»
Проект пассажирского экраноплана Панели