Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:48, дипломная работа
Современный технический прогресс в промышленности неразрывно связан с совершенствованием сварочного производства. Сварка как высокопроизводительный процесс изготовления неразъемных соединений находит широкое применение при изготовлении металлургического, химического и энергического оборудования, различных трубопроводов, в машиностроении, в производстве строительных и других конструкции.
на письменную
экзаменационную работу
УЧАЩИЙСЯ ГРУППА № 3
ПРОФЕСИЯ «Сварщик»
Богданов Руслан
Романович
ЗАДАНИЯ РАСМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ.
_______ ______________________________
Министерство образования Тверской области
Государственное
бюджетное образовательное
Начального профессионального образование.
«Профессиональное училище № 30»
г Осташков.
Письменная экзаменационная работа.
На тему: сварка чугуна .
По профессии
«Сварщик»
Выполнил Обучающийся
Группа № 3 Богданов
Руслан Романович
Проверил предподаватель
Замбровская Елена Васильевна
2012год
Введение
История сварки
Современный технический прогресс в промышленности неразрывно связан с совершенствованием сварочного производства. Сварка как высокопроизводительный процесс изготовления неразъемных соединений находит широкое применение при изготовлении металлургического, химического и энергического оборудования, различных трубопроводов, в машиностроении, в производстве строительных и других конструкции.
Сварка – такой же необходимый технологический процесс, как и обработка металлов, резанием, литье, ковка. Большие технологические возможности сварки обеспечили ее широкое применение при изготовлении и ремонте судов, автомобилей, самолетов, турбин, котлов, реакторов, мостов и других конструкций. Перспективы сварки, как в научном, так и в техническом плане безграничны. Её применение способствует совершенствованию машиностроения и развития ракетостроения, атомной энергетики, радио электроники.
Наибольшее распространения получила газовая сварка с применением ацетилена. В настоящее время объем газосварочных работ в промышленности значительно сокращен, но ее успешно применяют при ремонте изделий из тонколистовой стали, алюминия и его сплавов, при пайке и сварки меди, латуни и других цветных металлов используют в современных производительных процессах газо-термическую резку, например при цеховых условиях и на монтаже.
К сварке с применением давления относятся контактная сварка, при которой используется теплота, выделяющаяся в контакте свариваемых частей при прохождении электрического тока. Различают точечную, стыковую, шовную и рельефную контактную сварку.
Позднее, когда появилась электроды из меди и ее сплавов, эти способы контактной сварки стали основными.
Контактная сварка занимает ведущее место среди механизированных способов сварки в автомобиле строении при соединении тонколистовых штампованных конструкций кузова автомобиля. Стыковой сваркой соединяют стыки железнодорожных рельсов, стыки магистральных трубопроводов. Шовную сварку применяют при изготовлении тонкостенных емкостей. Рельефная сварка – наиболее высокопроизводительный способ арматуры для строительных железобетонных конструкций. Конденсаторную контактную сварку широко используют в радиотехнической промышленности при изготовлении элементной базы и микросхем. Одно из наиболее развивающихся направлений в сварочном производстве – широкое использование механизированной и автоматической сварки. Речь идет как о механизации и автоматизации самих сварочных процессов ( т.е. переходе от ручного труда сварщика к механизированному ), так и о комплексной механизации и автоматизации, охватывающей все виды робот, связанные с изготовлением сварных конструкций ( заготовительные, сборочные и др. ) и созданием поточных и автоматических производственных линий. С развитием техники возникает необходимость сварки деталей различных толщин из разных материалов, в связи с этим постоянно расширяется набор применяемых видов и способов сварки. В настоящее время сваривают детали толщиной от нескольких микрометров ( микроэлектронике ) до десятков сантиметров и даже метров ( в тяжелом машиностроении ). Наряду с конструкционными углеродистыми и низкоуглеродистыми сталями все чаще приходится сваривать специальные стали, легкие сплавы и сплавы на основе титана, молибдена, хрома, циркония и других металлов, а также разнородные материалы.
В условиях непрерывного
усложнения конструкций и роста
объема сварочных работ большую
роль играет правильная подготовка –
теоретическая и практическая –
квалифицированных рабочих –
сварщиков.
Сварка чугуна
Чугунами называют сплавы железа с углеродом при содержании углерода более 2%. Углерод
в чугуне находится
или в виде выделений графита,
или в виде химического соединения
Fe3С - цементита.
Существует два типа чугуна: белый и серый.
В белом чугуне
углерод в основном содержится в
виде цементита, отличающегося высокой
твердостью и повышающего хрупкость
сплава. Поэтому в конструкциях белый
чугун не используют. В сером чугуне
углерод в основном содержится в
виде пластинчатого графита.
Кроме того, широкое
распространение имеют высокопрочный
чугун, в котором графит имеет шарообразную
форму, и ковкий чугун, содержащий хлопьевидные
включения графита. Несмотря на то, что
графитные включения разобщают металлическую
основу сплава и приводят к концентрации
напряжений, серые, высокопрочные и ковкие
чугуны отличаются от белых более высокой
пластичностью.
В высокопрочных чугунах графит имеет шаровидную форму за счет модифицирования
(измельчения
структуры) магнием.
чугуна. В маркировке высокопрочного чугуна указываются прочность и относительное
удлинение при растяжении. Например, ВЧ 40-10 означает: высокопрочный чугун, имеющий
предел прочности
при растяжении 400 МПа и относительное
удлинение 10%.
В ковких чугунах углерод находится в свободном состоянии, но имеет хлопьевидную форму
за счет длительного отжига (томления) при высокой температуре (20-25ч при 950-1000°С).
Маркируют ковкий чугун как высокопрочный. Например, КЧ 30-6 означает: ковкий чугун с
пределом прочности при растяжении 300 МПа и относительным удлинением 6%.
Свариваемость и свойства сварных соединений зависят от структуры чугуна. Структура определяется составом чугуна и технологическими факторами, главным из которых является скорость охлаждения с высоких температур. Главный процесс, формирующий структуру – это процесс графитизации .т. е. процесс выделения углерода в чугуне. Процесс графитизации
при сварке является благоприятным, так как выделение углерода в свободном состоянии уменьшает хрупкость чугуна.
Методы сварки чугуна.
Поэтому технология сварки чугуна в первую очередь должна учитывать эти факторы. Для борьбы с охрупчиванием и трещинами применяют подогрев металла, используют присадочные материалы, обеспечивающие структуру серого чугуна за счет легирования графитизаторами, а также использующие специальные электроды с медью и никелем.
В зависимости от температуры подогрева сварку чугуна разделяют: с подогревом (горячая), без подогрева (холодная). Горячая - с низким подогревом до 300-400°С и высоким подогревом до 600-700°С, холодная - без предварительного подогрева. Наилучшие
результаты (отсутствие хрупких структур и трещин, хорошие свойства соединений) получают при горячей сварке. Технология горячей сварки включает в себя следующие
операции: подготовка под сварку, предварительный подогрев сварки, последующее медленное охлаждение изделия.
При горячей
сварке чугуна используют следующие
виды сварки газовую, ручную дуговую,
механизированную
дуговую и порошковой проволокой.
Ручную дуговую сварку выполняют плавящимися
покрытыми и угольными электродами. Для
сварки плавящимся электродом используют
чугунные электроды (ОМЧ-1, ВЧ-3, ЭП-3 и др.),
которые состоят из чугунного стержня
марок А и Б и содержат 3-3,5% углерода, 3-4%
кремния, 0,5-0,8% марганца м стабилизирующее
покрытие с добавкой графитизаторов. Сварку
ведут на повышенных токах
электроды диаметром
до 12 мм. Сварку угольным электродом проводят
стержнями диаметром 8-20 мм с использованием
присадочных чугунные прутков марок А
и Б и флюса на основе буры. Наряду с ручной
применяют механизированную горячую сварку
чугуна порошковой проволокой типа ППЧ-3,
содержащей 4,5-5% С; Недостатком горячей
сварки чугуна являются усложнение технологам,
связанной с
подогревом, и тяжелые условия работы сварщика.
При холодной сварке
чугуна требуются специальные меры,
чтобы получить соединение без трещин
и хрупких зон. К этим мерам относят применение
электродов с повышенным содержанием
графитизаторов (C, Si), а также модификаторов,
чтобы получить в шве структуру серого
чугуна, эти элементы вводят в металл шва
через электродный стержень, покрытие
(при использовании стальных стержней)
или через наполнитель порошковой
проволоки; применение электродов, обеспечивающих получение в металле шва пластичной структуры из цветных металлов и сплавов.
Для этой цели используют сплавы на основе меди и никеля (электроды МНЧ-1), которые не образуют соединения с углеродом, уменьшают его растворимость, способствуют графитизации, уменьшают отбеливание в металле шва. Используют железомедные, железоникелевые и медно-никелевые электроды. Такие электроды делаются составными стержень из цветного металла, а железо вводят в виде оплетки, дополнительного стержня или порошка в покрытии. Содержание железа в металле шва обычно не должно превышать 10-15%, а сварку ведут на минимальном тепловложении, для того чтобы уменьшить зону нагрева с образованием остаточных напряжений и структурных изменений
механосварного соединения. В кромки детали предварительно ввертывают шпильки, которые затем заваривают. Применяют низкотемпературную газовую пайку-сварку. Холодную сварку применяют при ремонте и восстановлении деталей простой формы, малой толщины.