Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:34, курсовая работа
Социально-экономические преобразования, происходящие в настоящее время, оказали существенное влияние на изменение информационного пространства, издательский рынок и структуру полиграфической промышленности.
В то время как многие бывшие советские крупнейшие издательства резко сократили выпуск печатной продукции и понесли значительные кадровые потери, появилось множество различных коммерческих негосударственных издательств и рекламно-издательских агентств, которые сумели «вписаться» в новые, рыночные условия, кардинально изменили издательский процесс, систему распространения продукции и заняли доминирующее положение на полиграфическом рынке.
Современный полиграфический бизнес
Социально-экономические преобразования, происходящие в настоящее время, оказали существенное влияние на изменение информационного пространства, издательский рынок и структуру полиграфической промышленности.
В то время как многие бывшие советские крупнейшие издательства резко сократили выпуск печатной продукции и понесли значительные кадровые потери, появилось множество различных коммерческих негосударственных издательств и рекламно-издательских агентств, которые сумели «вписаться» в новые, рыночные условия, кардинально изменили издательский процесс, систему распространения продукции и заняли доминирующее положение на полиграфическом рынке.
Новые тенденции, связанные, прежде всего, с децентрализацией выпуска печатной продукции, уменьшением средней тиражности, ростом номенклатуры выпуска и проблемами распространения и сбыта, породили необходимость структурной перестройки полиграфической промышленности в части создания более мелких, главным образом, частных производств, которые смогут выдержать новые условия конкуренции по качеству продукции, номенклатуре услуг и срокам изготовления. В 1999 г. Объем выпуска печатной продукции в Российской Федерации составил 42 млрд. Листов-оттисков, а объем потребляемой бумаги— 833 тыс. Тонн. В полиграфической сфере деятельности насчитываются более 5,5 тыс. Типографий разного масштаба, из которых 4,4 тыс.— негосударственные. В их числе 65%— это небольшие производства с числом занятых менее 20 человек. А всего в этой части полиграфии уже занято более 65 тыс. Работающих.
В России с ее традиционно-емким потенциальным рынком потребления печатной продукции полиграфический бизнес является весьма эффективной сферой предпринимательской деятельности. Это подтверждается как отечественным опытом, так и опытом большинства зарубежных стран, в которых полиграфия также занимает ведущие позиции по объему оборота и уровню дохода.
Дальнейшее развитие отрасли пойдет по пути увеличения удельного веса полиграфических производств негосударственного сектора. В отличие от государственных полиграфических предприятий, которые, в основном, имеют основные производственные фонды со сроком службы значительно превышающим установленный, частные фирмы, начинающие с нуля, сумели найти выгодную рыночную нишу и, постепенно расширяясь, вышли на высокий технологический уровень. Большинство известных российских частных фирм заняты производством многокрасочной листовой рекламно-коммерческой продукции, известных журналов, этикеток, печатной упаковки, многокрасочных газет. По сравнению с государственными и приватизированными предприятиями их будущее представляется более оптимистическим.
Можно перечислить некоторые перспективные рынки полиграфических работ:
журнальная продукция повышенного качества массового и избирательного спроса;
газетная многокрасочная продукция;
картонная и гибкая упаковка обычного и повышенного качества со средствами защиты от подделок;
элитная продукция потребительского назначения (календари, журналы и т. Д.);
каталоги для массового и избирательного распространения;
многокрасочные этикетки;
листовая представительская продукция повышенного качества.
Особый класс продукции производственно-технического назначения, имеющий хорошие и постоянные перспективы,— элитная продукция. Это реклама и каталоги для адресного распространения, элитная этикетка и представительская продукция. Ясно, что изменения в структуре выпуска печатной продукции и расширение рынка полиграфических работ требует значительных капиталовложений. В первую очередь речь идет о листовых многокрасочных офсетных машинах половинного формата с секциями лакирования и сушки; о рулонных многокрасочных офсетных машинах для печатания многополосных газет; об узко рулонных многокрасочных машинах флексо графической печати с высекательными, лакировательными и осушительными устройствами; о машинах цифровой печати для производства микро тиражей. Потребность в этом оборудовании исчисляется десятками и сотнями установок. Предположительный объем инвестиций в печатное и после печатное оборудование на ближайшие 10 лет может составить до 1 млрд. Долларов США.
Российский рынок представляет богатые возможности для реализации интересных проектов, как начинающим бизнесменам, так и поставщикам оборудования и потенциальным инвесторам.
Новые рынки полиграфии.
Полиграфия испытывает большие потрясения, начало которым было положено не так и давно: одно или пару десятилетий назад. При этом наибольшие из них падают как раз на последнее десятилетие. До сих пор всё было относительно ясно и спокойно. Существовала устоявшаяся веками технология печати книг, журналов, газет, брошюр, плакатов, бланков и другой печатной продукции.
Благодаря развитию компьютерных технологий, мощного и разнообразного программного обеспечения издательских и полиграфических процессов, развитию автоматизации производства, технических наук современная полиграфическая промышленность коренным образом изменилась.
Конечно, изменения не происходят одномоментной, ведь сохраняются какие-то традиции, технологии, оборудование, материалы, которые не исчезнут в мгновение ока, а еще долго будут сосуществовать с упорно прокладывающим себе дорогу новым. Но, если говорить о том, к чему надо стремиться, то здесь двух мнений быть не может: нужно внимательно следить за этим появляющимся новым, анализировать его со всех сторон и принимать оптимальное решение, ориентированное на будущее развитие.
Говоря о направлениях и перспективах развития современной полиграфии, нельзя упускать из внимания и такое обстоятельство. Человечество вступает в эру информационного общества. Массовая компьютеризация жизни людей, появление глобальных информационных сетей типа Интернета, многое другое приводит к тому, что реальностью становятся многие задачи, о решении которых еще недавно нельзя было и мечтать. Это открывает такие перспективы развития общества, которые изменяют его коренным образом. Изменяется человек, изменяются и его интересы, его мировоззрение, наконец, его потребности, изменения которых стимулируются новыми информационными, а вслед за ними и полиграфическими технологиями.
В результате появились совершенно новые типы изданий— мульти медийных издания, в которых участвуют не только бумага и краски, но и новые носители, среди которых можно назвать CD-ROM, видео- и аудио-носители информации, анимации, и кто знает, что ожидает нас в течение ближайших 5— 10 лет.
Происходящая в мире глобализация полиграфического производства обязана своему появлению развитию глобальных сетей типа Интернет, через которые мгновенно можно на любое расстояние передать любую информацию. В этом просто можно убедиться на бытовом уровне, передавая сообщение по электронной почте или пользуясь Интернетом. Сетевые технологии являются благодатной основой для передачи в любую точку Земли содержания журнала, газеты, книги, чтобы можно было бы отпечатать их на месте доставки. А электронная коммерция, называемая E-Commerce? Она открывает колоссальные возможности для общения людей на глобальном уровне, и этим уже пользуются на Западе многие типографии и издательства. При этом надо иметь в виду, что сетевые технологии находятся на самом начальном уровне своего развития, и впереди нас ожидает много интересного и неожиданного.
Изменяются и рынки полиграфии. Развитие человека и предоставляемые ему современной полиграфией технические возможности приводят не только к появлению мульти медийных изданий, но и к сокращению тиражей обычных книг и журналов, однако, при увеличении количества их названий. Человек ожидает от полиграфиста повышения качества издания, увеличения красочности, издания во все более сокращающиеся сроки, расширения ассортимента изданий. И полиграфия, мобилизуя свои возможности, решает и будет в дальнейшем решать задачи по удовлетворению этих требований.
В результате такого развития появились технологии печати книг по требованию, выпуск рекламной и информационной полиграфической продукции в виде плакатов не просто больших, но огромных, размеров и многое другое.
Технические средства полиграфической промышленности обеспечивают решение задач по удовлетворению потребностей читателя на самом современном уровне. Для подтверждения этого факта достаточно привести примеры создания и развития таких технологий как вывод информации из компьютеров или из компьютерных банков данных прямо на печатную форму, в печатную машину или же просто на бумагу. Эти технологии получили уже название ctp (Computer-to-Plate, Computer-to-Print, Computer-to-Paper). Как мы видим из их самих названий, в этих технологиях исключаются обычные ранее в полиграфии процессы, выполняемые на фотопленке, т.е. Необходимость в изготовлении негативов или диапозитивов (фотоформ), пригодных для копирования печатных форм. Хотя не теряют своего значения системы вывода информации из компьютера на фотопленку ctf (Computer-to-Film), в которых специальные построчные записывающие устройства пришли на смену репродукционному фотоаппарату.
Только недавно появились сканеры, как эволюция уже снова идет в направлении их замены неудержимо развивающимися цифровыми фотоаппаратами.
На смену, или пока еще в дополнение к классическим способам печати пришла цифровая печать, имеющая свои особенности, свои области применения и, заполняющая свои собственные рынки.
Но и этим не исчерпывается уровень развития новых технологий. Уже появились технологии вывода информации из компьютера на что угодно (для различных способов печати)— на флексо графскую или трафаретную печатную форму, на форму глубокой печати, да мало ли еще на что. Главным здесь является запись изображения построчно световым или лазерным лучом, лазерным диодом. При этом изображение переносится не все сразу, а по строкам с определенным числом линий на дюйм или сантиметр.
Вот такова общая картина совершенствования или, точнее, нового развития современной полиграфической промышленности, которая стала важной составной частью информационных технологий, ибо в наш век полиграфия, как никогда близко связана с информацией, ее обеспечением, обработкой и быстрой доставкой потребителю.
В последующем, не делая особого акцента на глобальных проблемах развития полиграфии, мы рассмотрим те развивающиеся особенно интенсивно информационные технологии, которые являются основой для создания и упрочения новых рынков полиграфической продукции.
Печать книг по требованию.
Если совсем еще недавно для нас представлялось фантастическим событием экономичное и сравнительно простое издание только одного экземпляра книги и не большего их числа, то теперь это положение коренным образом меняется. Сейчас же многие известные фирмы производят машины для печати по требованию.
Этому способствуют несколько обстоятельств.
Во-первых, следует иметь в виду, что роль книги никоим образом не падает и не будет падать в будущем. Об этом свидетельствует непрекращающееся развитие полиграфической техники и полиграфических технологий, но на новом техническом уровне, позволяющем сравнительно просто получать то, что раньше было недоступно.
Во-вторых, производство бумаги не только не сокращается, но и, наоборот, увеличивается, и прогнозы говорят также об увеличении ее производства в будущем.
В-третьих, новые возможности издания книг и другой печатной продукции предоставляет развивающаяся высокими темпами цифровая печать, которая оптимально подходит для малых тиражей, вольно или невольно стимулируя их издание. Здесь цифровая печать— это не просто новый способ печати, а способ, который, благодаря своим собственным параметрам производительности и качества, позволяет осуществлять новые идеи в производственной области печатного производства.
По свидетельствам прессы на 2000 год в немецкоязычных странах Европы 37% из 150 опрошенных предприятий уже установили и используют у себя цифровую технику, а еще 13% готовы ее внедрить. Из оставшегося количества одна треть планирует инвестиции в эту область, но без конкретного временного плана. И только 20% еще не готовы к обсуждению этой темы.
В-четвертых, появились и успешно развиваются связанные с цифровыми технологиями новые, бесконтактные способы струйной и других способов печати, о которой мы еще будем говорить подробно.
В-пятых, одной только печати, будь то 1 экземпляр или 1000 экземпляров, недостаточно для изготовления любой книги. Отпечатанные листы надо сфальцевать (если они должны после печати складываться), подобрать, скрепить, обрезать и подрезать, одеть в заранее изготовленный переплет или обложку, и только тогда можно говорить, что книга готова. На крупносерийном производстве эти вопросы решаются специальным после печатным оборудованием, обладающим, естественно, высокой производительностью и большой гибкостью. Но как только возникла необходимость в аналогичном оборудовании для технологий изготовления книг по требованию, так к процессу его создания подключились фактически все ведущие производители после печатного оборудования. И такое оборудование имеется сейчас на рынке. Оно с одинаковой экономической эффективностью может переплести и один экземпляр, и много экземпляров книги.
На пути применения отделочных работ встретились еще подводные камни в виде особенностей используемой здесь цифровой печати. Например, в отличие от традиционных технологий, здесь печатная краска не проникает в толщу бумаги, а лежит на ее поверхности. И при сгибе (фальцовке) листа она осыпается, оголяя поверхность бумаги. Но и эта проблема была успешно решена.
В-шестых, происходит перераспределение объемов рынков различной полиграфической продукции, которое свидетельствует отнюдь не о сокращении полиграфического рынка вообще, а о перераспределении рынков ее производства.
Очевидно, что уменьшатся объемы выпуска справочной и словарной литературы. Их часть рынка перейдет к электронным медиан. Уже сейчас много словарей, энциклопедий, справочной литературы можно установить на компьютер и обеспечить быстрое нахождение при их помощи требуемой пользователю информации.
Здесь лежит огромный потенциал развивающегося рынка печати по требованию. Ведь сколько изданий требуют очень ограниченных тиражей, которые при обычных условиях печати неэкономичны. Это могут быть справочники и руководства, описания различных специфических продуктов, специальные каталоги или допечатки научных изданий. Если до начала печати тиража точно определено, сколько требуется экземпляров, то не будет иметь места никакого перепроизводства с последующей необходимостью складирования или даже уничтожения излишков.