Разработка литературно-художественного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы описать процесс подготовки издательского оригинала литературно-художественного произведения.

Содержание

Введение 1
1. Литературный обзор современных тенденций использования информационных технологий, в издательско-редакционном процессе. 3
2. Разработка проекта литературно-художественного произведения 5
2.1. Проектирование литературно-художественного издания. 5
2.1.1. Оформление 5
2.1.2. Иллюстрирование литературно-художественных изданий. 8
2.1.3. Внешнее оформление книги. 11
2.2 Анализ внешней и внутренней структуры литературно художественного – издания 14
2.2.1 Элементы внешней физической конструкции книги. 14
2.2.2 Элементы внутренней структуры книги 14
2.3. Выбор технологической схемы обработки текстовой информации. 16
2.3.1 Решения по выбору технологии обработки текста. 16
2.3.2 Характеристика необходимого оборудования. 18
2.3.3 Выбор программного обеспечения: 20
2.4 Набор и верстка издания 21
2.4.1. Правила набора 21
2.4.2 Набор заголовков и титульных элементов. 22
2.4.3. Верстка текста 24
2.5. Вычисление объема издания 28
2.6. Схема технологического процесса изготовление книжного издания 29
Заключение 30
Список литературы 32
Список дополнительной литературы: 33
Приложения 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Кристина.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение

     Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы  описать процесс подготовки издательского оригинала литературно-художественного произведения.

    Художественная литература занимает в нашей стране большое место как могучее средство образного познания действительности и духовного воспитания народа.

    Предметом ее является человек со всеми его  проблемами. Писатели рассматривают те или иные ситуации, короткие мгновения или огромные периоды в жизни людей, показывают отношение героя к окружающим и к самому себе, взвешивают перед читателем добро и зло, честь и бесчестье, любовь и ненависть, радость и несчастье, выявляют «типические характеры в типических обстоятельствах».

    Основными целями художественной литературы являются:

  1. глубокое изучение жизни человека и общества и эмоциональная передача его результатов читателям;
  2. воздействие на читателя в идеологическом и морально- эстетическом аспектах;
  3. воспитание и в некоторой мере обучение читателя, а также формирование его мировоззрения.

    Эти цели осуществляются в художественно-образной форме, которая обращена к чувственному восприятию и доставляет читателю эстетическое наслаждение.

    Эпический способ литературного изложения – это повествование как бы стороннего наблюдателя. Эпические произведения могут принимать различные виды – романы, повести, рассказы, мемуары, поэмы и т.д. В произведениях такого рода писатель обычно рассказывает об условиях, в которых происходило формирование и развитие характеров, а также при помощи прямой речи действующих лиц (и в иной форме) сообщает о событиях, взаимоотношениях людей. Прямой речью действующих лиц писатель не только дополняет авторское повествование, но и делает более убедительным впечатление, создаваемое описанием, заставляет забывать читателя о том, что показанное им – вымысел. В эпических произведениях есть возможность наиболее полно показать события потому, что они воспроизводятся как бывшие. Используя прямую речь действующих лиц, авторское повествование и применяя в целом прошедшее время, писатель получает средства для показа причинной связи событий и всесторонней их характерности.

    Лирический  способ литературного изложения (песни, оды, стихотворения, элегии и т.д.) отличен  от эпического тем, что писатель выражает в произведении преимущественно свои мысли и чувства при помощи описания тех или иных явлений или людей внешнего мира. Иными словами, писатель использует многообразие мира внешнего для выражения мира внутреннего. В лирическом произведении он передает свою реакцию на определенное явление или круг явлений действительности. Совокупность лирических произведений одного и того же писателя или поэта дает всю полноту его мыслей и чувств, его отношение к жизни и людям. Во всей же массе лирических произведений, созданных различными авторами всех стран и народов, сказываются вырабатываемые людьми исторически, философски, эстетически и этически отношения к различным сторонам жизни и человеческого поведения.

    В драматическом способе литературного изображения (трагедии, комедии, драмы, водевили) иллюзия подлинной жизни доводится до высшего предела, так как это произведение в основном построено на прямой речи для сценического исполнения.

    В драматических произведениях, сходных  с эпосом по отражению писателем внешнего мира, авторского повествования нет. Это придает им своеобразный характер.

    Независимо  от того, к какому роду, виду или жанру  относится литературное произведение, в нем всегда своеобразно выражается стиль писателя, особенности его  языка.

    Все это говорится для того, чтобы  представить те задачи, которые решаются художником при выборе характера, способа  и средств для проектирования, оформления и иллюстрирования того или иного произведения художественной литературы.

1. Литературный обзор современных тенденций использования       информационных технологий, в издательско-редакционном процессе.

    Информационные  технологии – это использование  компьютерных технологий, в различных видах деятельности, в том числе и в издательско-редакционном процессе.

    В данной деятельности, цифровые технологии просто необходимы, так как при  появлении компьютеров, до печатная подготовка любой продукции, стала  намного легче, и что значительно  быстрее. При появлении, такой технологии, стал вопрос, как использовать ее, в издательско-редакционном процессе, тут на помощь пришли так называемые компании занимающиеся разработкой программного обеспечения, для разного вида деятельности (Adobe, Corel, Microsoft Office). Именно они стали, основополагающими средствами работы над издательско-редакционным процессом. На данный момент эти программы этих фирм, используются в издательской промышленности, и без них просто нет самой допечатной стадии. Тех, кто использует эти программы, или вплотную связан с ними, или работает профессионально с ними, называют дизайнерами.

    Не  менее важную роль играют не только программное обеспечение, для издательского процесса, но «ПО» для организации труда то есть для облегченного использования тех или иных программ, в сети. Речь идет о компьютерных сетях. Именно коммуникабельность позволяет выполнять четко и главное быстро работу, на всех стадиях  издательского редакционного процесса. Для этого и придумали сети, что бы сотрудники одного предприятия, имели возможность сотрудничать, не отходя от своего рабочего места, и это очень важно. При организации труда рабочих очень важен следующий фактор, а именно выполнения работы быстро, но правильно. Что значит, один профессионал способен на многое, но так же он способен совершить ошибку, это каждый может, но если профессионалов несколько, то они взаимодополняют друг друга, что обеспечивает, быстроту, и правильность выполненной работы. Так же не маловажным фактором является доступность, какой либо информации, что очень важно при поиске, необходимой, литературы, материала, и так далее. Тут на помощь приходит всеми известный Internet, хотя у нас очень много библиотек, все же в наше время, именно  Интернет, стал одним из самых популярных  библиотек мира. Ведь им пользуется большая часть мира населения. Это обусловливается, тем же что и в случае с программным обеспечением, а именно простота, быстрота и главное то, что именно надо. С недавних времен Интернет стал, так же как и программное обеспечение, неотъемлемой частью в издательской промышленности.

    Следует сказать, о самих компьютерах. Так как без них все высшее сказанное, в издательско-редакционном процессе не имеет ни какого смысла. Главное это сам компьютер со всеми его составными частями, и периферийными устройствами. Конечно, необходим сканер для ввода, какой либо информации в компьютер, и собственно принтер, при помощи которого весь набранный, отредактированный, и полностью готовый материал, можно было вывести на печать, (по крайней мере, на предварительную). Следует отметить, что на предприятии стоят компьютеры соответствующие, программному обеспечению то есть они способны так сказать воспроизвести их. Не мало важной чертой является лицензирование. Это когда вся продукция в компьютере имеет законное право на использование. То есть у дизайнера на компьютере программное обеспечение имеет лицензированный статус. Это важно для дальнейшего существования того или иного предприятия. Конечно создатели этих программных обеспечений, за свою программу и лицензию дают высокие цены, так что директорам приходится в каких то случаях экономить, но так чтобы работы дизайнерам хватало, и что бы они небыли обделенными соответствующим программным обеспечением. 

2. Разработка проекта литературно-художественного произведения

2.1. Проектирование литературно-художественного  издания.

2.1.1. Оформление

    При оформлении художественного издания  художник обладает значительным количеством приемов и средств. Он может прибегать к метафоричности, ассоциативности, стилизации, графической условности, так как все это доступно пониманию взрослого читателя. Во многих случаях художник может быть не только активным читателем и интерпретатором образов литературного произведения, но и в какой-то степени соавтором, расширяющим и дополняющим писательское повествование. Основным критерием при выборе характера оформления и пластики в иллюстрировании служит стилевое соответствие тексту произведения. Определенных «рецептов» того, как художник должен выражать стиль писателя, дать невозможно, но нужно помнить, что противоречия стилевых качеств в творчестве писателя и художника могут привести к искаженному толкованию образов и изменению идейно-художественного звучания литературного произведения.

    Различные задачи встают перед художником при  работе над классическими и современными литературными произведениями. Современный  художник при работе над произведением, созданным автором из далекого прошлого или на темы прошлого, должен помогать читателю ориентироваться в соответствующей эпохе и дополнять сюжет автора отдельными историческими бытовыми деталями (костюмы, архитектура, обстановка и т.п.). При оформлении и иллюстрировании произведений о нашем времени художнику нужно войти в строй близких ему образов, найти прообразы героев в жизни, изучить стиль и направленность произведения.

    Основные  показатели художественно-технического оформления и полиграфического исполнения для литературно-художественных изданий изложены в отраслевом стандарте Госкомиздата СССР ОСТ 29.62-81 «Издания книжные и журнальные». Выбор их для конкретного произведения проводится проектирующим издание художником.

    В стандарте издания группируются по содержанию, признакам серийности и типам оформления, диктуемым  экономичностью. Показатели оформления, регламентированные стандартом, не нивелируют книги, а в системном методе предлагают издателям и полиграфистам широкий спектр возможностей.

    Именно  поэтому издание большего объема предоставляет большие возможности в использовании различных форматов. Формат в свою очередь зависит от объема литературного произведения. При выборе форматов для стихотворных сборников существенную роль играет длина строки. При короткой стихотворной строке желательны более узкие форматы, при длинной, например при стихотворном размере «гекзаметр», - широкие. Существенны также для оформления литературно-художественных изданий требования удобочитаемости и удобства пользования. Такие издания читаются довольно быстро, зачастую длительное время без перерыва, в самых разнообразных условиях - за столом, или держа книгу в руке, или даже лежа. Поэтому в общей массе они должны быть достаточно портативны и удобны в пользовании.

    От  выбора формата издания зависит  выбор размера полосы набора и  размеров полей. По три варианта их для каждого формата издания предлагает ОСТ 29.62-81. В индивидуальных вариантах оформления допускается применение других размеров с сохранением или увеличением коэффициента использования бумаги, указанного в стандарте.

    Следующим важным фактором оформления является выбор шрифта для издания. В издательской практике, к глубокому сожалению, имеется лишь небольшой набор гарнитур шрифта для выбора в проект. В принципе же гарнитура шрифта для литературно-художественных изданий должна выбираться с учетом удобства чтения и специфики содержания произведения, его стилевых особенностей, а также эпохи, о которой в нем говорится или к которой оно относится. Так, елизаветинская гарнитура, вполне подходящая для набора произведений авторов XVIII-XIX веков, явно не подходит для набора стихов В. Маяковского, так как изысканность начертаний этой гарнитуры не соответствует стилю и духу поэзии В. Маяковского, а сам рисунок этой гарнитуры напоминает рисунки шрифтов XVIII - начала XIX века, т.е. таких гарнитур, которыми печатались произведения авторов того времени. Но для выбора гарнитуры шрифта может быть применен и другой критерий. «Выразительные средства шрифта не должны противоречить нашему восприятию текста. Точно так же, как мы силой собственного воображения проигрываем произведения Аристофана, Шекспира, Мольера и Шиллера, так и издания произведений классиков должны отвечать нашим вкусам и желаниям и набираться современными шрифтами», - пишет А. Капр в «Эстетике искусства шрифта» (М., 1979. С. 60).

    Желательно, чтобы рисунок гарнитуры шрифта соответствовал также и графическому характеру иллюстраций. Если книга иллюстрируется гравюрами с тонкими штрихами, то и в книжном шрифте желательно видеть такие же признаки, например контрастные шрифты с тонкими засечками. В этом случае наиболее полно достигается стилевое единство оформления.

    Выбор кегля шрифта зависит от формата  издания и длины строки. Основной текст литературно-художественных изданий чаще всего набирается шрифтом кг. 10 как наиболее удобочитаемым. В сборниках стихов при выпуске их в малом формате часто применяется кг. 8 на шпонах. В связи с внедрением в практику книгоиздательства фотонабора, при котором практически величина кегля и междустрочных пробелов, измеряемая в пунктах, может быть любой, в целях экономии бумаги в некоторых случаях литературно-художественные издания начинают набираться кг. 9.

    Рубрикация  в литературно-художественных изданиях может осуществляться как обычными наборными типографскими средствами, так и рисованными художником-оформителем. В этом и состоит одно из отличий оформления произведений литературно-художественных от остальных. Титульные листы, авантитулы, шмуцтитулы, начальные и концевые полосы, колонтитулы, колонцифры, оглавления предоставляют возможность художнику не просто украсить книгу, но и помочь читателю познать стиль ее, время описываемых событий, ее направленность.

2.1.2. Иллюстрирование литературно-художественных изданий.

    Важной особенностью художественной литературы является возможность ее иллюстрировать. История оформления книги показывает, что во все времена потребность в художественно-образных иллюстрациях в тексте была огромной. Уже в рукописной книге иллюстрациям отводится большая роль. В конце XV века великий немецкий мастер А. Дюрер создает серию гравюр на тему фантастической «пророческой» книги «Апокалипсис». В XVII веке делаются попытки иллюстрировать Сервантеса, Шекспира, Мольера. С XVIII века и особенно в XIX веке иллюстрирование произведений художественной литературы широко распространяется. Задача иллюстраций в современной практике - раскрывать, пояснять и дополнять текст, а также истолковывать литературное произведение.

    Художник-иллюстратор  должен перевести словесные образы на язык образов зрительных, и ему небезразлично, с каким литературным произведением он имеет дело - с романом или сборником пьес, с лирическими стихами или политическим памфлетом. Переводя литературные образы и понятия в форму изобразительную, иллюстратор должен учитывать еще ряд факторов, которые повлияют на его деятельность. Так, должно быть выяснено, каковы цели и задачи данного издания, каково основное назначение издания и какой читательской категории оно адресовано. Будет ли, например, книга популярным изданием, предназначенным для широких слоев читателей, или изданием научного типа. Будет ли она массовой, преследующей цели просветительские, агитационные или же узко библиофильские. Естественно, что в соответствии с этим художник должен учитывать и характер технологического исполнения издания, и возможные способы воспроизведения иллюстраций.

Информация о работе Разработка литературно-художественного издания