Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:01, курсовая работа
Целью работы является детальный анализ выбранной темы, исследование и характеристика теоретических аспектов и практических аспектов проблемы управления рисками и связанных с этим вопросов на примере компании ИП Могилевцев О.Н.
Введение………………………………………………………………………….....3
I. Теоретическая часть……………………………………………………………...4
1. Теоретические основы предпринимательских рисков……………………..4
1.1 Классификация предпринимательских рисков…………………….…..6
1.2. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска…….12
2. Анализ и оценка рисков……………………………………………………..14
3. Методы минимизации рисков………………………………………………17
4. Организация системы управления рисками……………………………….23
II. Практическая часть……………………………………………………………..25
Краткое описание предприятия……………………………………………25
Анализ рисков на предприятии ИП Могилевцев О.Н……………..……...26
2.1. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков..28
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованных источников и литературы……………………………..35
• стратегическое планирование деятельности предпринимательской фирмы;
•
обеспечение компенсации
• сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами;
• совершенствование управления оборотными средствами предприятия;
• сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке;
•
прогнозирование тенденций
4. Организация системы управления рисками.
Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержена, решает, какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы, как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления риском. Это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы.
Управление рисками — специфическая область деятельности, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности фирмы, математических методов оптимизации экономических задач и других знаний. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту своей фирмы от действия рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует решению основной задачи предпринимателей — в зависимости от ситуации выбрать из альтернативных проектов оптимальный, учитывая при этом, что, чем более прибылен проект, тем выше степень риска для фирмы.
Деятельность предпринимателя по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска понимается совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения в момент самого его принятия и сократить возможные негативные последствия этих предпринимательских решений.
Знать
о существовании риска
В процессе управления риском для предпринимателя весьма важно решить вопрос: входить или не входить в рисковую ситуацию? Различное поведение предпринимателей, принимающих аналогичное решение в одной и той же ситуации, объясняется их индивидуальными склонностями к риску, уровнем притязаний на извлечение прибыли (дохода).
В зависимости оттого, к какой категории относится предприниматель — к людям с повышенной степенью готовности идти на рисковое предприятие или же к людям с более осторожным подходом к риску, — он может решать, идти ему на выполнение очень рискованных проектов или иметь дело с бизнесом с небольшой степенью риска, поскольку, если предприниматель осторожно относится к риску, ему труднее рационально определить шансы на успех проекта с высокой степенью риска и наоборот. Следует отметить, что наибольших успехов достигает тот предприниматель, который может одновременно просчитать или же интуитивно определить степень риска и несмотря на возможность неудачи рискнуть.
Оценивая риск, который в состоянии принять на себя фирма, предприниматель прежде всего исходит из профиля ее деятельности, наличия необходимых ресурсов для реализации программы финансирования возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои действия так, чтобы наилучшим образом способствовать реализации основной цели фирмы.
Степень допустимого риска определяется с учетом таких параметров, как размер основных фондов, объем производства, уровень рентабельности и др. Следует отметить, что чем большим капиталом обладает предприятие, тем оно менее чувствительно к риску и тем смелее предприниматель может принимать решение в рисковых ситуациях.
Комплексный подход к управлению риском позволяет предпринимателю более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы фирмы и обеспечивать ее безопасность от действия риска. Управление предпринимательским риском связано с разработкой мероприятий по минимизации последствий рисков.
Индивидуальный
предприниматель без
Почтовый адрес нашей фирмы: 162600, РФ, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Боршодская, д. 50.
ИП Могилевцев О.Н. имеет офисы общей площадью 116 кв. м., складские помещения.
2000
- 2006 года ИП Могилевцев О.Н.
– официальный дистрибьютор
Декабрь 2004 года – по настоящее время ИП Могилевцев О.Н. – официальный дистрибьютор компании ООО «Данон Индустрия» (кисло-молочная продукция) – наше основное направление.
Август 2008 года – по настоящее время ИП Могилевцев О.Н. – официальный дистрибьютор компании ЗАО «ФЕРРЕРО РУССИЯ» (охлажденные пирожные «Киндер»).
Сентябрь 2008 года – по настоящее время ИП Могилевцев О.Н. – официальный дистрибьютор компании ООО «Торговый Дом «ОСТАНКИНО» (мясная и колбасная продукция).
Основным видом деятельности компании является оптовая торговля продуктами питания.
2. Анализ рисков на предприятии ИП Могилевцев О.Н.
В процессе предпринимательской деятельности Могилевцева Олега Николаевича возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями. Следовательно, возможны следующие виды рисков:
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров, закупленных предпринимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку товарооборота.
В большинстве крупных западных предприятий и фирм имеется специальный менеджер по риску. Обычно он разделяет ответственность за рискованные решения с другими менеджерами, заведующими той или иной сферой деятельности. В частности, вместе с финансовым менеджером он занимается вопросами определения степени риска и оценкой последствий всех видов финансовой деятельности, выбором вида страхования, оценкой риска инвестиций в ценные бумаги и прочее. Многие вопросы менеджер по риску решает вместе с маркетологом, с менеджером, ответственным за кадровую работу, с инженером по технике безопасности.
Большинство людей предпочитает нерискованные проекты. Отношение к риску определяется относительной величиной капитала, участвующего в проекте, и временем участия. По мнению специалистов, легче оценить возможные риски в коротком промежутке времени, чем в длительном.
В ходе оценки альтернативных вариантов приходится прогнозировать возможные результаты. Но в каких условиях следует производить такой анализ и принимать решение — определенности, риска или неопределенности?
Решение обычно принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции, депозитные сертификаты и государственные облигации, когда точно известно, что на вложенные средства будет получено, допустим, 80% годовых
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся решения с известной вероятностью получения каждого из результатов. Вероятность определяется как степень возможности совершения данного события и изменяется от нуля до единицы. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.
Решение принимается в условиях неопределенности, если невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Так бывает, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что достаточной информации о них просто нет или она баснословно дорога. В итоге вероятность того или иного результата невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности.
Сталкиваясь с неопределенностью, предприниматель может идти по двум основным путям.
Во-первых, можно попытаться получить дополнительную информацию, еще раз проанализировать проблему и таким образом уменьшить ее новизну и сложность. Руководитель сочетает анализ по дополнительной информации с накопленным им опытом, способностью осуждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предположительную вероятность. Весьма желательно привлечь к работе экспертов для составления экспертных оценок. Хорошие эксперты способны вывести решение руководителя из разряда неопределенного в разряд рискованного и придать выбору научную и практическую обоснованность.
Во-вторых, можно в точном соответствии с прошлым опытом и интуицией сделать цифровое (от нуля до единицы) предположение о вероятности событий и действовать. Этим путем можно воспользоваться, если нет времени на сбор дополнительной информации или если затраты на нее чересчур высоки.
2.1. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.
Деятельность нашего предприятия так или иначе связана с риском, и задачей руководства предприятия является снижение риска. Для этого используется различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование.
Диверсификация — это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых между собой непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль по другому. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.
Страхование — это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Первое может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Второе включает страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности.
Лимитирование предполагает установление лимита — определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, вложения капитала.
Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограничена. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда она неполная.
Суммируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:
• не рисковать больше, чем позволяет собственный
капитал;
• не забывать о последствиях риска;
• не рисковать многим ради малого.
Необходимо выделить следующие существенные моменты по управлению рисками на предприятии ИП Могилевцев О.Н.:
1.
Целью обеспечения