Бизнес-план развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:29, реферат

Описание

Бизнес-план развития предприятия - один из самых распространенных типов бизнес-планов, он полезен не только крупным компаниям, но также незаменим для малого и среднего бизнеса. В данном бизнес-плане описываются основные аспекты деятельности предприятия, возможные плюсы и минусы развития и пути решения вероятных проблем. Бизнес-план развития помогает тщательно проанализировать идеи, выявить недостатки, оценить опыт конкурентов.

Работа состоит из  1 файл

Бизнес план.docx

— 22.99 Кб (Скачать документ)

БИЗНЕС  ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Бизнес-план развития предприятия - один из самых распространенных типов  бизнес-планов, он полезен не только крупным компаниям, но также незаменим  для малого и среднего бизнеса. В  данном бизнес-плане описываются  основные аспекты деятельности предприятия, возможные плюсы и минусы развития и пути решения вероятных проблем. Бизнес-план развития помогает тщательно  проанализировать идеи, выявить недостатки, оценить опыт конкурентов.  
 
Существуют два основных типа бизнес-плана развития предприятия:

  1. Бизнес-план создания предприятия, или, так называемый, стартовый бизнес-план (business plan of stаrt-up).
  2. Бизнес-план развития уже существующего предприятия.

 

 

1. Бизнес план  создания предприятия (start-up).  
 
При разработке плана создания предприятия, проверяется экономическая целесообразность бизнес-идеи, анализируется возможность ее осуществления в той или иной организационной форме. Поэтапное составление такого бизнес-плана одновременно позволяет выявить имеющиеся дефициты (например, в анализе рынка или менеджмента) и слабые места (например, недостаток собственного капитала). Таким образом, разработка стартового бизнес-плана - это нечто вроде первой обкатки проекта, помогающей избежать серьезных ситуаций, которые могут возникнуть уже на начальном этапе создания предприятия. Кроме того, бизнес-план создания предприятия служит основой для первых переговоров с банками, лизинговыми фирмами, компаниями венчурного капитала и организациями, содействующими развитию экономики. С их помощью можно профинансировать стартовую фазу и фазу запуска в производство, попытавшись привлечь как можно больше средств, отводимых на развитие бизнеса. Профессионально составленный бизнес-план создания предприятия - это основа успешного старта любого дела.  
 

2. Бизнес-план  развития существующего предприятия.  
 
Основная задача бизнес-плана развития уже существующего предприятия - выбор оптимальной стратегии рассматриваемой компании в краткосрочной или долгосрочной перспективе.  
 
Для определения наиболее эффективных направлений развития бизнеса проводится анализ рынка, на котором работает компания, динамики спроса со стороны основных потребителей, объема продаж и цен у конкурирующих компаний. Это позволяет понять текущее положение предприятия на рассматриваемом рынке, его сильные и слабые стороны, а также негативные и позитивные внешние факторы, которые могут повлиять на деятельность компании.  
 
Кроме того, для создания бизнес-плана развития предприятия проводится подробный анализ внутренней ситуации в компании, выявляются недостатки системы управления и мотивации, оцениваются потребности в производственных мощностях. В рамках бизнес-плана развития может быть проведен анализ целесообразности открытия представительств компании и региональных филиалов. При этом обосновывается выбор конкретных регионов для расширения бизнеса и проводится анализ региональных особенностей рассматриваемого рынка.  
 
Обязательно проводится детальная финансовая и экономическая оценка, которая включает расчет всех основных показателей эффективности. При проведении финансовой оценки формируется понимание потребностей во внешнем финансировании, а также приемлемых условий получения кредитов.  
 
Значительное внимание при разработке бизнес-плана развития предприятия уделяется внешним и внутренним рискам, которые могут препятствовать реализации поставленных целей. При этом проводится анализ планируемых изменений в законодательстве, оценивается вероятность резкого падения цен на рынках, на которых работает компания, а также роста цен на используемые ресурсы, в том числе трудовые. Исследование рисков предполагает проведение анализа чувствительности и сценарного анализа, которые помогают понять, в каких условиях компания сможет достичь намеченных показателей деятельности. Анализ рисков также включает рекомендации по предотвращению кризисных ситуаций в случае возникновения неблагоприятных изменений.  
 
Бизнес-план развития предприятия может содержать сравнительный анализ эффективности нескольких программ по достижению поставленных целей. При этом, для каждой из программ определяются преимущества и риски, а также оцениваются ожидаемые финансовые результаты деятельности, которые могут быть достигнуты в случае выбора данного варианта. Такого рода сравнительный анализ позволяет руководству предприятия вовремя выявить потенциальные проблемы и наиболее полно реализовать преимущества компании.  
 
Сфера бизнеса, в которой работает предприятие, во многом определяет содержание бизнес-плана развития. В зависимости от стратегии компании и от специфики деятельности план развития может включать детальный анализ юридических аспектов деятельности предприятия и предполагаемых изменений в законодательстве, предпочтений потребителей производимых товаров (услуг), сравнение эффективности различных маркетинговых мероприятий.  
 
В целом, бизнес-план развития предприятия направлен на решение следующих проблем:

  • определение конкретных направлений деятельности предприятия, целевых рынков и места предприятия на этих рынках;
  • формулировка долговременных и краткосрочных целей предприятия, стратегии и тактики их достижения. Определение лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • определение состава и показателей товаров и услуг, которые будут предложены потребителям. Оценка производственных и торговых издержек по их формированию и реализации;
  • оценка финансового положения предприятия и соответствия имеющихся материальных и финансовых ресурсов возможностям достижения поставленных целей. Определение потребности в капитале и денежных средствах;
  • определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, ценообразованию, стимулированию продаж, каналам сбыта и т.д.;
  • предусмотрение трудностей, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана и определение путей минимизации либо предотвращения возникновения таких трудностей.

Таким образом, бизнес-план развития предприятия в концентрированном  виде содержит всю информацию, которая  необходима руководству высшего  звена для принятия конкретных управленческих решений, касающихся направления развития предприятия в будущем.

 

 

Процесс создания бизнес плана развития 
 
Стратегическое бизнес планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.  
 
Бизнес планы развития предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну бизнес стратегию развития, а сложная - несколько на различных уровнях действия. 
 
Концептуальная модель бизнес плана развития предприятия позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия: 
 
• Анализ окружающей среды: 
а) внешняя среда, 
б) внутренние возможности. 
• Определение политики предприятия (целеполагание). 
• Формулирование стратегии и выбор альтернатив: 
а) стратегия маркетинга, 
б) финансовая стратегия, 
в) стратегия НИОКР 
г) стратегия производства, 
д) социальная стратегия, 
е) стратегия организационных изменений, 
ж) экологическая стратегия. 
 
В результате работ по вышеприведенному плану получается примерно следующая структура бизнес плана развития предприятия. 
 
 
Цели и задачи предприятия.  
 
В этом разделе бизнес плана развития подробно определяются наиболее важные при развитии цели и задачи предприятия. Их необходимо максимально точно и реально сформулировать, основываясь на финансовых и прочих ресурсах предприятия.  
 
Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.  
 
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем. 
 
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений.  

 

Оценка и анализ внешней среды 
 
После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса составления бизнес плана развития предприятия.

 

На этом пути первым шагом  является исследование внешней среды: 
• оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии; 
• определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов; 
• определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов. 
 
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство.  
 
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации. 
 

Стратегия развития предприятия 
 
Модель развития предприятия состоит из пяти этапов: 
 
1. Стадия планирования. Компания находится в состоянии готовности к формулированию стратегии роста, то есть существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей. 
2. Начальная стадия. Обычно фирма проходит этап очень быстро. В течение этого этапа возникают и ликвидируется узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане. Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает. 
3. Стадии проникновения.  
4. Ускоренный рост. 
5. Переходная стадия. 
 
Начальная стратегия 
Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии. 
 
Стратегия проникновения.  
Данная стратегия направляет усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж. Если для этого требуются приобретения и поглощения, то они производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования предприятия, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, НИОКР. 
 
Стратегия ускоренного роста. 
Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попытки разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации следующей стратегии. 
 
Стратегия переходного периода. 
Целью этой стратегии является обеспечение после периода ускоренного роста период перегруппировки и перестройки деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть, не допуская длительной стагнации. Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления. 
 
 

Заключение 
 
Бизнес план развития предприятия, безусловно, очень важен для растущей фирмы. Стратегическое планирование – это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий. Именно на этом этапе при грамотном планировании можно заложить большой экономический потенциал в предприятие. Успехов вам в бизнесе!


Информация о работе Бизнес-план развития предприятия