Бизнес-планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:34, реферат

Описание

Тема бизнес-планирования одинаково важна как для тех, кто только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, видоизменить, или дополнить направления своей деятельности.
Все предприятия (фирмы, компании) нуждаются в бизнес-плане. Тем не менее, для многих, особенно в нашей стране, необходимость разработки бизнес-плана не является неоспоримой истиной.

Содержание

Введение…………………………………………………..2
1. Понятие бизнес-плана, цели и задачи…………...……3
2. Структура бизнес-плана……………………………….6
3. Порядок разработки бизнес-плана……………………9
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Бизнес планирование.docx

— 30.10 Кб (Скачать документ)

     Содержание: 

     Введение…………………………………………………..2

  1. Понятие бизнес-плана, цели и задачи…………...……3
  2. Структура бизнес-плана……………………………….6
  3. Порядок разработки бизнес-плана……………………9

    Список литературы………………………………………12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Тема  бизнес-планирования одинаково важна  как для тех, кто только собирается создавать новое предприятие, так  и для тех, кто уже не новичок  в бизнесе, однако хочет расширить  его объемы, видоизменить, или дополнить  направления своей деятельности.

     Все предприятия (фирмы, компании) нуждаются  в бизнес-плане. Тем не менее, для  многих, особенно в нашей стране, необходимость разработки бизнес-плана  не является неоспоримой истиной.

     Каждый  предприниматель, как начинающий, так  и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу  в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники  их получения, но и уметь четко  рассчитывать эффективность использования  этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной  деятельности фирмы.

    Невозможно  добиться стабильного успеха в бизнесе  без четкого планирования своей  деятельности, постоянного сбора  и анализа информации как о  состоянии целевых рынков, положении  на них конкурентов, так и о  собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеются  ключевые положения, применимые практически  во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы  своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства. 
 
 

  1. Понятие бизнес-плана, цели и задачи
 

     Бизнес-план – это документ, который описывает новые аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует все проблемы, с которым оно может столкнуться, а так же определяет способы решения этих проблем.

     Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и  др.).

     Бизнес-план имеет два принципиальных направления:

     1. Внутреннее – подготовить заказчику  информационное досье, программу  реализации проектного предложения  с оценкой результатов на каждом  этапе его реализации.

     2. Внешнее – информировать о  технических, организационно-экономических,  финансовых, юридических и прочих  преимуществах (а также рисках  и проблемах) внешнего инвестора  – другие заинтересованные организации,  муниципальные органы, принимающие  решение (коммерческие банки,  предоставляющие кредит)

     Бизнес-план необходим:

  • для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;
  • для выполнения функции планирования;
  • для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;
  • для привлечения денежных средств;
  • для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.

     Цель  разработки бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. Е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

     Побудительными  причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать  следующие три:

     1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет  объективно, критически и беспристрастно  взглянуть на свой бизнес со  всех его сторон. План – это  хорошо проложенный маршрут, отражающий  очередность действий и приоритеты  в условиях ограниченных ресурсов  и способствующий предотвращению  ошибок при его реализации;

     2) бизнес-план является тем рабочим  инструментом, который при надлежащем  использовании может помочь оперативно  контролировать и управлять фирмой;

     3) законченный бизнес-план является  средством для доведения идей  своего бизнеса до всех заинтересованных  лиц (банковского менеджера, других  финансовых инвесторов, государственных  учреждений, профессиональных консультантов  и др.), включая работников фирмы.

     Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

  • определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;
  • оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
  • обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
  • добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
  • оценить материальное и финансовое положение фирмы.

     Можно ли обойтись без бизнес-плана?

     В условиях рыночной экономики – нельзя. Если, конечно, рассчитывать на серьезный  бизнес. Кто же выдаст кредит, тем  более крупный, без основательного бизнес-плана?

     Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель  может оказаться неготовым к  тем трудностям, которые могут  возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

    Поэтому лучше не пожалеть времени и средств  и заняться бизнес – планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда  ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана  – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка  решений, пересмотр системы мероприятий  по выполнению конкретной программы  и т.д. 
 
 
 

    2. Структура бизнес-плана 

     Бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). С другой стороны, бизнес-план выступает  как средство действенной рекламы  для будущих инвесторов, партнёров. Поэтому он должен быть написан деловым  языком, понятным финансистам, банкирам, партнёрам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы  бизнес-плана должна быть чёткой, ёмкой, но в тоже время относительно краткой.

     На  структуру бизнес-плана влияет ряд  факторов. В первую очередь это  касается специфики и перспектив развития самого предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план, а также  конъюнктуры рынка, на котором фирма  работает.

     Ключевыми моментами при составлении бизнес-плана  являются обоснование возможности, необходимости и объема выпуска  продукции фирмы или предоставляемых  ею услуг; определение конкурентоспособности  продукта на рынках и рыночного сегмента для него; оценка критериев эффективности  работы предприятия; обоснование достаточности  капитала фирмы и выявление возможных  источников финансирования. В связи  с этим бизнес-план разрабатывается  на перспективу.

     Бизнес-план целесообразно составлять на 3–5 лет: для первого года основные показатели рекомендуется рассчитать по месяцам, для второго – по кварталам; начиная  с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение которого действует  бизнес-план, зависит от характера  и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана  должен быть достаточным либо для  полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную  мощность производства и сбыта, определения  сроков окупаемости вложенных финансовых средств и их рентабельности.

     Жестко  регламентированных форм и структуры  бизнес-плана не существует. Однако, как правило, в нем предусматриваются  разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса. Характеризуется  специфика продукта предприятия  и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается  стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах. Определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям.

     Рассмотрим  составляющие бизнес-плана и их описание: 

Наименование  раздела Состав раздела Цель
Резюме

Исходные  данные и характеристика

Прогноз конъюнктуры рынка

Стратегия маркетинга 

Конкуренция 

Определение затрат 
 

План  производства 

Организация работ и финансирования

Рынок сбыта

Определение доходов 

Финансовый  план

Формирование  потока чистых средств

Оценка  экономической, коммерческой и социальной эффективности

Страхование коммерческого риска

Результаты  и выводы бизнес-плана предполагаемого  проекта. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах прибыли.

Функциональные  особенности, местоположение, условия  использования территории

Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере

Маркетинговая ситуация, программа осуществления  стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели.

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов

Единовременные  и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования

Производственный  прогресс (его описание). Перечень базовых  операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих  изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству и качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

Блоки и этапы программ. Организация  работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование  полного возврата средств и получения  доходов

Положение дел в отрасли. Потенциальные  потребители. Рыночная конъюнктура

Виды  производства, себестоимость работ (Услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого  дохода с учетом дисконтирования  и индекса инфляции

Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов  и расходов. Сводный баланс активов  и пассивов предприятия. График движения безубыточности.

План  и структура управления (например, недвижимость на данной территории), источники  водоснабжения, электроэнергии и т.п.

Расчетные показатели и их интерпретация: сроки  окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта

Типы  риска условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления  новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа  страхования и внешнего страхования  от рисков

Объективная оценка продукции, деятельности предприятия. Анализ объема продаж (выполненных  работ)

Основание для анализа и расчетов

Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм

Анализ  состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности  рекламы. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, производственных возможностей

Оценка  потребительских свойств товара. Анализ товара конкурентов. Анализ цен  и затрат на производство продукции

Объемы  и структура затрат по видам, источникам и направлениям

Оценка  состояния дел по всем пунктам  плана производства

Блок-схема  организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

Оценка  положения дел в отрасли. Анализ темпа прироста по отрасли, потенциальных  потребителей, рыночной конъюнктуры

Оценка  объема производства, себестоимости  работ (услуг) т. п.

Финансовый  анализ деятельности предприятия. Анализ Баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и  затрат. Выявление внутрихозяйственных  резервов для укрепления финансового  положения.

Баланс  финансовых расходов и поступлений  с учетом всех видов необходимых  налогов 

Оценка  экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций

Анализ  рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и  комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма  предотвращения риска, форм и условий  страхования

 
  1. Порядок разработки бизнес-плана
 

     Разработка  бизнес-плана имеет свою специфику, разрабатывается он в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком.

     Разработке  бизнес-плана предшествует огромная подготовительная деятельность специалистов, которая включает:

     – сбор и анализ информации о продукции, которую фирма предполагает производить или уже производит;

     – сбор и анализ информации о рынке сбыта продукции фирмы;

     – анализ состояния и возможностей компании вести конкурентную борьбу на рынке и оценку состояния и перспектив развития соответствующей отрасли общественного производства;

     – определение потребностей и возможностей обеспечения компании площадями, оборудованием, кадрами, другими факторами производства;

     – расчет требований финансовых ресурсов и определение источников их привлечения;

     – подготовку отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, прогнозный баланс фирмы, другие финансовые документы;

     – определение направленности и масштабности предлагаемого проекта, расчет его эффективности;

     – разработку организационной структуры управления компанией, правового обеспечения и графика реализации проекта;

     – решение вопросов оценки риска и гарантий.

     Особенно  важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты для более пристального изучения могут быть вынесены в особый раздел плана.

     Бизнес-план, как правило, разрабатывается в  три этапа.

     На  первом этапе осуществляется сбор и  анализ исходной информации, формируется  стратегия маркетинга, а также  прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.

     На  втором этапе формируются инвестиционная программа, в составе которой  производятся расчеты единовременных и текущих затрат и доходов  с распределением их по формам собственности, очередям развития и реализации с  последующим дисконтированием.

     На  третьем этапе, на основании собранной  информации рассматриваются показатели эффективности проектного предложения  по данному бизнесу. Бизнес-планы  оформляются в виде текстового, табличного и графического материала.

Информация о работе Бизнес-планирование