Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:47, контрольная работа
Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов
Введение………………………………………………………………….………..3
1. Благотворительность сегодня…………………………………..……….…..…5
2 Мотивы благотворительности…………………………………................…..7
3. Современные благотворительные общества и фонды …………………..…..8
Заключение……………………….………………………………………..….….10
Литература…………………………………….………………………………....13
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Благотворительность
сегодня…………………………………..……….…..…
2 Мотивы благотворительности……………………………
3. Современные благотворительные общества и фонды …………………..…..8
Заключение……………………….…………………………
Литература…………………………………….……………
Введение
В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.
Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др. Это, например, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина "Династия" и др. На современном этапе происходит создание объединений различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Формальные и неформальные объединения различных донорских организаций – одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет. В России на сегодня наиболее известно Некоммерческое партнерство грантодающих организаций "Форум Доноров", объединяющее фонды, агентства международной помощи, двусторонние и международные организации, а также организации, выполняющие программы технической помощи и корпоративный бизнес.
Большое развитие на рубеже веков получила благотворительная деятельность отдельных компаний. По данным на конец 2005 года, российские компании тратят ежегодно до 11% чистой прибыли на благотворительность, а каждая вторая коммерческая компания имеет свой благотворительный бюджет.
Задачей данной работы и является рассмотреть состояние благотворительности на современном этапе, выяснить цели и мотивы деятельности общественных благотворительных организаций и фондов.
1. Благотворительность сегодня, смысл и цели благотворительности
Благотворительность
- универсальная общечеловеческая ценность,
один из важнейших атрибутов
Благотворительность в России определяется и регулируется законом РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", принятом в 1995 году, поэтому в своей благотворительной деятельности необходимо руководствоваться определениями закона.
Под благотворительной
деятельностью понимается добровольная
деятельность граждан и юридических
лиц по бескорыстной (безвозмездной
или на льготных условиях) передаче
гражданам или юридическим
Как следует из закона, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, как и поддержка коммерческих структур, благотворительностью не являются.
Закон не
только дает определение
Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной
поддержки и защиты граждан,
включая улучшение
- подготовки
населения к преодолению
- оказания
помощи пострадавшим в
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия
деятельности в сфере
- содействия
деятельности в сфере
- содействия
деятельности в сфере
- охраны окружающей природной среды и защиты животных;
- охраны
и должного содержания зданий,
объектов и территорий,
имеющих историческое, культовое, культурное
или природоохранное значение, и мест
захоронения.
Однако
сегодня для эффективного развития
благотворительности в нашей
стране существует несколько серьезных
препятствий. Главные из них - неблагоприятная
для благотворителей и
2 Мотивы благотворительности
Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности проявляют многие гуманитарные науки, и у каждой – свой вариант ответа. Например, философы и историки полагают, что побудительными мотивами благотворительности выступают милосердие, альтруизм, сострадание, жертвенность и богобоязнь. Социологи в качестве доминирующих выделяют мотивы стремления к общественному признанию и улучшению имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечаются альтруистическая мотивация благотворителей, а также трактовка благотворительного межличностного взаимодействия как особой "гуманитарной сделки". Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанного и эмоционально окрашенного порыва и помощи по зову души и сердца.
К числу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц ученые обычно относят:
- Личное
отношение (человек,
- Религиозные мотивы;
- Морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле "надо делиться");
- Симпатия или жалость;
- Чувство вины перед обществом за свою деятельность;
- Мода (следование чужому примеру);
- Национальные/профессиональные причины;
- Личное
удовлетворение от
- Настойчивость просителя.
К корпоративным
мотивам благотворительности
- Улучшение имиджа компании;
- Продвижение продукта – товара или услуги;
- Адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;
- Улучшение отношений с местной властью;
- Демонстрация
социальной ответственности
- Соображения престижа;
- Снятие
социальной напряженности в
- Воспитание
лояльности к компании (часто
встречается при работе с
- Организация
досуга для сотрудников фирмы,
клиентов и партнеров (
- Лоббирование интересов компании.
3. Современные благотворительные общества и фонды
На сегодняшний день существует множество благотворительных организаций, которые можно разделить на группы.
Первая
и самая массовая группа благотворителей
- коммерческие структуры. Их вклад
в благотворительность
Вторая активная группа благотворителей - некоммерческие организации (НКО). Подавляющее большинство НКО создано и функционирует для решения социальных проблем. НКО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения. Во многих случаях некоммерческие организации оказывают не прямую поддержку, а разными способами стимулируют создание условий для решения экономических и социальных проблем. Часто НКО привлекают к своей работе добровольцев-волонтеров. НКО обычно не имеют гарантированных источников дохода и иногда сами являются получателями благотворительной поддержки от граждан, российских и зарубежных грантодателей. В развитых странах мира государство все чаще делегирует некоммерческим организациям выполнение социальных функций, что свидетельствует об эффективности работы НКО. Такая же тенденция наблюдается и в России. Бюджет НКО может формироваться как за счет поступлений от грантодателей, так и за счет предпринимательской деятельности. При этом, в отличие от коммерческих организаций, по закону НКО не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не может распределять прибыль, если она получена, между участниками.
Третья группа благотворителей - физические лица, граждане России или иностранцы. Они участвуют в благотворительной деятельности как через личные пожертвования (меценатство, милостыня, приобретение билетов на благотворительные акции, благотворительные отчисления с покупки товаров, завещание наследства и проч.), так и через добровольный (он же волонтерский) труд в некоммерческих организациях.
Благотворительная помощь традиционно оказывается частным лицам и организациям, необходимую помощь которым в силу разных причин государство оказать не в состоянии или оказывает, но в недостаточных объемах.
Главными
и наиболее популярными областями
благотворительности в
Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.
Наука –
помощь фундаментальной и прикладной
науке в разработке новых технологий,
инновационных исследованиях, поддержка
перспективных теоретических
Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.
Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.
Социальная сфера – помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющих их организациям.
Здравоохранение – помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).
Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.
Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.
Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.
Заключение
В заключение обобщим изложенное. В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.
Информация о работе Благотворительная и меценатская деятельность в России