Благотворительная и меценатская деятельность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание

Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Благотворительность сегодня…………………………………..……….…..…5
2 Мотивы благотворительности…………………………………................…..7
3. Современные благотворительные общества и фонды …………………..…..8
Заключение……………………….………………………………………..….….10
Литература…………………………………….………………………………....13

Работа состоит из  1 файл

благотворительная и маценатская деят.docx

— 25.80 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………….………..3

1. Благотворительность  сегодня…………………………………..……….…..…5

2 Мотивы благотворительности…………………………………................…..7

3. Современные благотворительные общества и фонды …………………..…..8

Заключение……………………….………………………………………..….….10

Литература…………………………………….………………………………....13

 

Введение

 

В последнее  десятилетие XX века в связи с произошедшими  кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных  капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности  в России вновь стала актуальной.

Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам. Расширяя свою деятельность, эти фонды открывали свои отделения в России. Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др. Это, например, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина "Династия" и др. На современном этапе происходит создание объединений различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Формальные и неформальные объединения различных донорских организаций – одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет. В России на сегодня наиболее известно Некоммерческое партнерство грантодающих организаций "Форум Доноров", объединяющее фонды, агентства международной помощи, двусторонние и международные организации, а также организации, выполняющие программы технической помощи и корпоративный бизнес.

Большое развитие на рубеже веков получила благотворительная деятельность отдельных  компаний. По данным на конец 2005 года, российские компании тратят ежегодно до 11% чистой прибыли на благотворительность, а каждая вторая коммерческая компания имеет свой благотворительный бюджет.

Задачей данной работы и является рассмотреть  состояние благотворительности  на современном этапе, выяснить цели и мотивы деятельности общественных благотворительных организаций  и фондов.

 

1. Благотворительность сегодня, смысл и цели благотворительности

 

Благотворительность - универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Благотворительность позволяет  обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам  кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все  больше становится инструментом, посредством  которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности.

Благотворительность в России определяется и регулируется законом РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", принятом в 1995 году, поэтому в своей благотворительной деятельности необходимо руководствоваться определениями закона.

Под благотворительной  деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических  лиц по бескорыстной (безвозмездной  или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам  имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Как следует  из закона, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, как и поддержка коммерческих структур, благотворительностью не являются.

Закон не только дает определение благотворительности, но и четко определяет цели благотворительной  деятельности.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- социальной  поддержки и защиты граждан,  включая улучшение материального  положения малообеспеченных, социальную  реабилитацию безработных, инвалидов  и иных лиц, которые в силу  своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- подготовки  населения к преодолению последствий  стихийных бедствий, экологических,  промышленных или иных катастроф,  к предотвращению несчастных  случаев;

- оказания  помощи пострадавшим в результате  стихийных бедствий, экологических,  промышленных или иных катастроф,  социальных, национальных, религиозных  конфликтов, жертвам репрессий, беженцам  и вынужденным переселенцам;

- содействия  укреплению мира, дружбы и согласия  между народами, предотвращению  социальных, национальных, религиозных  конфликтов;

- содействия  укреплению престижа и роли  семьи в обществе;

- содействия  защите материнства, детства и  отцовства;

- содействия  деятельности в сфере образования,  науки, культуры, искусства, просвещения,  духовному развитию личности;

- содействия  деятельности в сфере профилактики  и охраны здоровья граждан,  а также пропаганды здорового  образа жизни, улучшения морально-психологического  состояния граждан;

- содействия  деятельности в сфере физической  культуры и массового спорта;

- охраны  окружающей природной среды и  защиты животных;

- охраны  и должного содержания зданий, объектов и территорий, 
имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Однако  сегодня для эффективного развития благотворительности в нашей  стране существует несколько серьезных  препятствий. Главные из них - неблагоприятная  для благотворителей и благополучателей система налогообложения, несформированная позиция государства по отношению к благотворительности, а также недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.

 

2 Мотивы благотворительности

 

Исследовательский интерес к пониманию мотивов  благотворительной деятельности проявляют  многие гуманитарные науки, и у каждой – свой вариант ответа. Например, философы и историки полагают, что  побудительными мотивами благотворительности  выступают милосердие, альтруизм, сострадание, жертвенность и богобоязнь. Социологи в качестве доминирующих выделяют мотивы стремления к общественному признанию и улучшению имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечаются альтруистическая мотивация благотворителей, а также трактовка благотворительного межличностного взаимодействия как особой "гуманитарной сделки". Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанного и эмоционально окрашенного порыва и помощи по зову души и сердца.

К числу  наиболее распространённых причин благотворительности  частных лиц ученые обычно относят:

- Личное  отношение (человек, принимающий  решение о благотворительности,  сам когда-то сталкивался с  проблемой);

- Религиозные  мотивы;

- Морально-нравственные  мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская  позиция, патриотизм, выраженные  в формуле "надо делиться");

- Симпатия  или жалость;

- Чувство  вины перед обществом за свою  деятельность;

- Мода (следование  чужому примеру);

- Национальные/профессиональные  причины;

- Личное  удовлетворение от благотворительного  поступка;

- Настойчивость  просителя.

К корпоративным  мотивам благотворительности бизнеса  обычно относят:

- Улучшение  имиджа компании;

- Продвижение  продукта – товара или услуги;

- Адресный  доступ к определенному рынку  и его целевым группам;

- Улучшение  отношений с местной властью;

- Демонстрация  социальной ответственности компании (особенно важно при выходе  на международные рынки);

- Соображения  престижа;

- Снятие  социальной напряженности в местных  сообществах на территориях деятельности  компании;

- Воспитание  лояльности к компании (часто  встречается при работе с детьми  и молодежью);

- Организация  досуга для сотрудников фирмы,  клиентов и партнеров (относится  к поддержке проектов в области  культуры, искусства, спорта);

- Лоббирование  интересов компании.

 

3. Современные благотворительные общества и фонды

 

На сегодняшний  день существует множество благотворительных  организаций, которые можно разделить  на группы.

Первая  и самая массовая группа благотворителей - коммерческие структуры. Их вклад  в благотворительность выражается в материальной поддержке как  нуждающихся граждан, так и некоммерческих организаций, с ними работающих. Обычно эта поддержка осуществляется из прибыли коммерческой компании.

Вторая  активная группа благотворителей - некоммерческие организации (НКО). Подавляющее большинство  НКО создано и функционирует  для решения социальных проблем. НКО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения. Во многих случаях некоммерческие организации оказывают не прямую поддержку, а разными способами стимулируют создание условий для решения экономических и социальных проблем. Часто НКО привлекают к своей работе добровольцев-волонтеров. НКО обычно не имеют гарантированных источников дохода и иногда сами являются получателями благотворительной поддержки от граждан, российских и зарубежных грантодателей. В развитых странах мира государство все чаще делегирует некоммерческим организациям выполнение социальных функций, что свидетельствует об эффективности работы НКО. Такая же тенденция наблюдается и в России. Бюджет НКО может формироваться как за счет поступлений от грантодателей, так и за счет предпринимательской деятельности. При этом, в отличие от коммерческих организаций, по закону НКО не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не может распределять прибыль, если она получена, между участниками.

Третья  группа благотворителей - физические лица, граждане России или иностранцы. Они  участвуют в благотворительной  деятельности как через личные пожертвования (меценатство, милостыня, приобретение билетов на благотворительные акции, благотворительные отчисления с  покупки товаров, завещание наследства и проч.), так и через добровольный (он же волонтерский) труд в некоммерческих организациях.

Благотворительная помощь традиционно оказывается  частным лицам и организациям, необходимую помощь которым в  силу разных причин государство оказать  не в состоянии или оказывает, но в недостаточных объемах.

Главными  и наиболее популярными областями  благотворительности в современной  России являются:

Культура  и искусство – разовая или  постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также  деятелей искусства, литературы, кино.

Наука –  помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка  перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых  специалистов.

Церковь – как правило, помощь в строительстве  или восстановлении храмов и монастырей.

Образование – учреждение стипендий и грантов  для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.

Социальная  сфера – помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым  людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющих их организациям.

Здравоохранение – помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).

Охрана  природы – финансирование экологических  программ по спасению исчезающих видов  флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.

Спорт –  помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в  приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений  для тренировок.

Поддержка средств массовой информации – выделение  грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.

 

 

 

Заключение

 

В заключение обобщим изложенное. В последнее  десятилетие XX века в связи с произошедшими  кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных  капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности  в России вновь стала актуальной.

Информация о работе Благотворительная и меценатская деятельность в России