Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:23, доклад
Челночный бизнес – это особый вид международной торговли, получивший развитие в последние годы в России (а также в других странах бывшего Советского Союза) в ответ на недостаточную организацию внутренней торговли и благодаря не существовавшей ранее возможности выезда за рубеж.
Его сутью является импорт товаров широкого потребления для последующей продажи этих товаров в розницу или мелким оптом на российском рынке, осуществляемый физическими лицами, которые к тому же выезжают в зарубежные страны с туристической визой.
Главные характеристики челночного бизнеса
Челночный бизнес – это особый вид международной торговли, получивший развитие в последние годы в России (а также в других странах бывшего Советского Союза) в ответ на недостаточную организацию внутренней торговли и благодаря не существовавшей ранее возможности выезда за рубеж.
Его сутью является импорт товаров широкого потребления для последующей продажи этих товаров в розницу или мелким оптом на российском рынке, осуществляемый физическими лицами, которые к тому же выезжают в зарубежные страны с туристической визой. Подобная деятельности охватывает широкий спектр товаров широкого потребления (одежду, обувь, электробытовые приборы, бижутерию и т.д.). Другой ее характеристикой является большая частота посещений зарубежных стран. Действительно, челноки-профессионалы осуществляют до 20 поездок в год.
Челноки не регистрируют свою деятельность в России в качестве юридических лиц (как предприятия или фирмы), а получают лицензию на право ведения розничной торговли.
Близким к челночной торговле вариантом являются так называемые “шоп-туры”, которые в рамках единой поездки за рубеж преследуют двойную цель: туризм и коммерцию. При том, что экономический смысл этих двух вариантов различен, на практике их трудно отличить. Кроме того, представители новой российской элиты (так называемые “новые русские”) во время пребывания в Милане или Париже могут потратить на приобретение одежды сумму, эквивалентную стоимости закупок профессиональных челноков.
История развития челночного бизнеса
Челночный бизнес зародился в самом конце 80-ых годов, когда были открыты границы для частных поездок за рубеж. Возможность выезжать за границу была встречена с энтузиазмом, который, однако, сразу же натолкнулся на ограниченность финансовых средств в распоряжении советских граждан. Отсюда родилась идея “коммерческого элемента”, чтобы оплатить свою поездку и немного заработать. Денежные средства “инвестировались” в относительно дешевые товары “Made in USSR” (электрические чайники, утюги, телевизоры и т.д.), которые затем перепродавались за границей, особенно в Польше. Вырученная валюта использовалась для закупки потребительских товаров, пользующихся широким спросом в бывшем Советском Союзе.
Первый же
опыт показал, какие экономические
возможности дает этот вид торговли.
Поэтому можно считать, что челночный
бизнес оформился в 1991-93 гг., когда
для растущего числа граждан
этот бизнес стал основным способом заработка.
В условиях все более сложной
социально-экономической
Первые челноки, так же как и российские покупатели, были неопытны и невзыскательны в отношении качества товаров: они привозили, в основном, дешевые товары соответствующего качества. Первые страны, “открытые” для челночного бизнеса – Польша, Китай, Турция – полностью соответствовали этим требованиям. Со временем ситуация изменилась: потребители значительно повысили свои требования и к ассортименту, и к качеству товаров, Одновременно челноки расширили географию своих поездок, включив в нее западно-европейские страны, такие как Италия и Греция.
Можно говорить
о том, что за первым этапом экспансивного
развития челночного бизнеса, характеризующимся
быстрым ростом количества импортируемых
товаров и высоким процентом
прибылей, последовал второй этап (продолжающийся
и в настоящее время), который
можно определить как “укрепление
позиций”. Это этап характеризуется
процессом “цивилизации”
Экономика челночного бизнеса
Закупка товаров.
Расходы на закупку товаров во
время одной поездки
Оборотный капитал.
Первоначально необходимый для
челночной деятельности капитал
приравнивался к стоимости
Затраты. Процесс “цивилизации” челночного бизнеса приводит к увеличению расходов по сравнению с начальным этапом. Кроме расходов на закупку товаров, основными затратными статьями челночного бизнеса являются: расходы на дорогу и проживание за рубежом, растаможивание, разгрузку, аренду торговой точки или места на рынке и ее обслуживание (например, места на вещевом рынке). К этим затратам необходимо добавить налоги, которые челноки платят не как субъекты внешнеторговой деятельности, а как физические лица, имеющие лицензию на розничную торговлю: т.е. налог на доход, являющийся прогрессивным, а также НДС. В конце параграфа приведен пример стандартных затрат челнока, базирующегося в Москве.
Прибыли. Как
любой новый вид
Транспортировка товара и его реализация
Транспортировка. Одной из главных проблем, с которой сталкивается каждый представитель челночного бизнеса, является доставка груза в Россию. Если в первое время челноки перевозили закупленный товар как личный багаж, то с развитием бизнеса постепенно внедряются такие цивилизованные формы как карго-перевозчик, когда импортер только покупает товар, а его доставкой занимаются специализирующиеся на перевозках груза фирмы (грузоперевозчики). Естественно, пользование их услугами означает для челноков дополнительные расходы. Другой проблемой являются сложные отношения челноков с российской таможней. Во избежание конфликтов и споров, многие предпочитают заплатить за услуги фирмам, которые наряду с организацией шоп-туров обеспечивают растаможивание.
Реализация товара. Продажа импортированных челноками товаров, как правило, происходит на специальных рынках, на которых во многих случаях осуществляется как оптовая, так и розничная торговля. Например, в Москве известны два “челночных” рынка, где кроме розничной ведется также оптовая торговля: Лужники и Покровский . Эти рынки также регулярно посещают коммерсанты из других регионов. С другой стороны, многие челноки из регионов, летающие через Москву, предпочитают перепродавать здесь свои товары, т.к. платежеспособный спрос выше, чем в других городах РФ.
Как для всех
прочих участников торгового бизнеса,
залогом успеха для челноков является
их способность правильно “
Другой интересной характеристикой челночного бизнеса является его связь с официально зарегистрированными оптовыми фирмами-импортерами. Например, когда челноку не удается реализовать свой товар (товар “завис”), он обращается к оптовой фирме с тем, чтобы взять товар на реализацию, используя таким образом свою торговую точку. Официальные фирмы-импортеры, со своей стороны, иногда используют челноков для неформальной проверки реакции рынка на новый товар.