Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:32, реферат
Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. Выделяют три типа кризисных территорий: - зону вооруженных территориальных конфликтов на Северном Кавказе, прежде всего в Чечне; - “нищающие окраины”: этнические, северные, кавказские, а также просто периферийные регионы; - районы классической депрессии с сильным спадом производства и безработицы.
Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:
Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. Выделяют три типа кризисных территорий: - зону вооруженных территориальных конфликтов на Северном Кавказе, прежде всего в Чечне; - “нищающие окраины”: этнические, северные, кавказские, а также просто периферийные регионы; - районы классической депрессии с сильным спадом производства и безработицы.
Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:
Состояние длительного
застоя ·
К депрессивным регионам России, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные зоны старопромышленных, агропромышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Многие проблемы преодоления депрессии будут решаться за счет расширения внутреннего спроса, в том числе импортозамещения. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т. д. Однако регионы с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки. В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т. п.) не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде используемых богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, высокий уровень безработицы, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требует специальных мер государственной помощи. Само понятие «депрессивного региона», как региона, выделяющегося спадом производства и ростом безработицы, не вполне точно описывает сложившуюся в России ситуацию, поскольку падение производства произошло не только без снижения цен, но еще и с галопирующей инфляцией. При этом рост безработицы совершенно не соответствовал темпам экономического спада. Необходимо учитывать и то, что экономический спад в Российской Федерации был вызван принципиально иными явлениями, чем те, которые вызывают депрессию. Таким образом, если использовать традиционное понимание депрессии, то "депрессивных регионов" в России быть не может, поскольку отсутствует сам процесс депрессии. Для описания современной российской ситуации можно использовать и понятие стагфляции (stagflation) - "экономической ситуации, характеризуемой сочетанием тенденций застоя или спада производства с инфляцией".
Тип депрессивных регионов характеризуется сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей (легкая промышленность и др.) или переориентации стратегического курса (относительно ВПК) эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безра ботицей (главным образом структурной), малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения и его резким социальным расслоением. Таким негативным явлениям здесь особенно способствовали раскрутка инфляции и свертывание госзаказа (ВПК).
К середине 90-х годов депрессивными стали 14 субъектов Российской Федерации. Это некоторые регионы, расположенные вблизи и на периферии ведущих индустриальных районов Северо-Запада и Центра (Архангельская, Псковская, Брянская, Калужская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Тамбовская области), Волго-Вятки и Поволжья (Кировская, Пензенская, Астраханская области), Северного Кавказа (Краснодарский и Ставропольский края), отдельные районы Урала (Удмуртия, Курганская область), Сибири и Дальнего Востока (Алтайский край, Бурятия, Читинская область, Хабаровский край и Еврейская автономная область). По уровню душевой покупательной способности денежных доходов депрессивные регионы попадают по большей части в группу малой обеспеченности (до 1,5 прожиточного минимума), что весьма драматично, поскольку население привыкло к хорошим условиям жизни. На многих предприятиях высоких технологий, как и в опорных регионах, сосредоточено ядро интеллектуального потенциала. Весьма актуальны в депрессивных регионах поощрение роста частных инвестиций в экономику с вовлечением их преимущественно в наиболее конкурентные проекты — базовые звенья структурных преобразований. Регионализация реформы требует содействия развитию институциональных (организационно-рыночных) структур и инфраструктуры рынка.
Формы поддержки депрессивных регионов.
Первоначально основной формой
поддержки депрессивных
- сосредоточить деятельность
и распределение средств Фонда
поддержки малого бизнеса (пред
- обеспечить для предприятий
депрессивных регионов
- предусмотреть преференциальный
(льготный) порядок рассмотрения
заявок на получение
- предоставлять предприятиям
депрессивных регионов
- обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития производственной инфраструктуры;
- предусмотреть приоритетное
использование федеральной
- предоставлять высвобождаемым
работникам промышленных
- предоставлять кредиты
населению депрессивных
В случае введения новых форм
поддержки структурной