Депрессивный регион

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:32, реферат

Описание

Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. Выделяют три типа кризисных территорий: - зону вооруженных территориальных конфликтов на Северном Кавказе, прежде всего в Чечне; - “нищающие окраины”: этнические, северные, кавказские, а также просто периферийные регионы; - районы классической депрессии с сильным спадом производства и безработицы.
Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:

Работа состоит из  1 файл

Депрессивный регион.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

Депрессивный  регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.    Выделяют три типа кризисных территорий:         - зону вооруженных территориальных конфликтов на Северном Кавказе, прежде всего в Чечне;  - “нищающие окраины”: этнические, северные, кавказские, а также просто периферийные регионы; - районы классической депрессии с сильным спадом производства и безработицы.

Характерными чертами  развития слаборазвитых регионов являются:

Состояние длительного  застоя        ·                   Низкая интенсивность хозяйственной деятельности       Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики                    Слабый научно-технический потенциал                             Низко развитая социальная сфера.

К депрессивным регионам России, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической  активности и резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные  зоны старопромышленных, агропромышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Многие проблемы преодоления депрессии будут решаться за счет расширения внутреннего спроса, в том числе импортозамещения. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т. д. Однако регионы с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки.         В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т. п.) не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде используемых богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, высокий уровень безработицы, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требует специальных мер государственной помощи.     Само понятие «депрессивного региона», как региона, выделяющегося спадом производства и ростом безработицы, не вполне точно описывает сложившуюся в России ситуацию, поскольку падение производства произошло не только без снижения цен, но еще и с галопирующей инфляцией. При этом рост безработицы совершенно не соответствовал темпам экономического спада. Необходимо учитывать и то, что экономический спад в Российской Федерации был вызван принципиально иными явлениями, чем те, которые вызывают депрессию. Таким образом, если использовать традиционное понимание депрессии, то "депрессивных регионов" в России быть не может, поскольку отсутствует сам процесс депрессии. Для описания современной российской ситуации можно использовать и понятие стагфляции (stagflation) - "экономической ситуации, характеризуемой сочетанием тенденций застоя или спада производства с инфляцией".

Тип депрессивных регионов характеризуется сравнительно высоким  уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей (легкая промышленность и др.) или переориентации стратегического курса (относительно ВПК) эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безра ботицей (главным образом структурной), малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения и его резким социальным расслоением. Таким негативным явлениям здесь особенно способствовали раскрутка инфляции и свертывание госзаказа (ВПК).

 

К середине 90-х годов депрессивными стали 14 субъектов Российской Федерации. Это некоторые регионы, расположенные вблизи и на периферии ведущих индустриальных районов Северо-Запада и Центра (Архангельская, Псковская, Брянская, Калужская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Тамбовская области), Волго-Вятки и Поволжья (Кировская, Пензенская, Астраханская области), Северного Кавказа (Краснодарский и Ставропольский края), отдельные районы Урала (Удмуртия, Курганская область), Сибири и Дальнего Востока (Алтайский край, Бурятия, Читинская область, Хабаровский край и Еврейская автономная область).             По уровню душевой покупательной способности денежных доходов депрессивные регионы попадают по большей части в группу малой обеспеченности (до 1,5 прожиточного минимума), что весьма драматично, поскольку население привыкло к хорошим условиям жизни. На многих предприятиях высоких технологий, как и в опорных регионах, сосредоточено ядро интеллектуального потенциала.    Весьма актуальны в депрессивных регионах поощрение роста частных инвестиций в экономику с вовлечением их преимущественно в наиболее конкурентные проекты — базовые звенья структурных преобразований. Регионализация реформы требует содействия развитию институциональных (организационно-рыночных) структур и инфраструктуры рынка.

Формы поддержки  депрессивных регионов.

         Первоначально основной формой  поддержки депрессивных регионов  может быть концентрация уже  предусмотренных нормативно-законодательными  актами рычагов и механизмов  поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и т.д. в депрессивных регионах. Тем самым расположенным здесь предприятиям и проживающему на территории депрессивных районов населению будет облегчен доступ к действующим (или формирующимся) каналам финансовой помощи. В связи с этим при разработке программы необходимо будет провести полную инвентаризацию такого рода механизмов, оценить эффективность их действия и определить возможности сосредоточения их применения преимущественно (или исключительно) в депрессивных регионах.       В связи с этим можно предложить:

- сосредоточить деятельность  и распределение средств Фонда  поддержки малого бизнеса (предпринимательства) преимущественно в депрессивных регионах;

- обеспечить для предприятий  депрессивных регионов первоочередное  рассмотрение заявок на получение  выделяемых на проведение структурной  реконструкции и санации производства  средств, разработать механизм оказания им технической помощи при подготовке таких заявок;

- предусмотреть преференциальный (льготный) порядок рассмотрения  заявок на получение инвестиционных  субсидий, государственных кредитов (в том числе конверсионных), гарантий  по банковским кредитам предприятиями депрессивных регионов;

- предоставлять предприятиям  депрессивных регионов налоговый  кредит в первоочередном порядке  (в случае его отмены - сохранить  данную форму поддержки предприятий  исключительно для депрессивных регионов);

- обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития производственной инфраструктуры;

- предусмотреть приоритетное  использование федеральной части  фонда занятости населения (после  ее давно назревшего расширения) в депрессивных регионах;

- предоставлять высвобождаемым  работникам промышленных предприятий  депрессивных районов целевые  кредиты на жилищное строительство  (с выделением в собственность  земельных участков), а также оказывать  им помощь в переселении;

- предоставлять кредиты  населению депрессивных районов  на получение образования (в  том числе высшего), переквалификацию и т.д.

         В случае введения новых форм  поддержки структурной перестройки  будет также обеспечиваться их  ориентация на первоочередное их применение (отработку) в депрессивных регионах (с ориентацией, в первую очередь, на сохранение и создание новых рабочих мест).          В дальнейшем, в составе федерального бюджета может быть создан целевой фонд поддержки депрессивных регионов, средства которого предполагается использовать, главным образом, для долевого (с участием негосударственных структур и региональных органов власти и управления) финансирования мероприятий на территории депрессивных регионов и прямое предоставление помощи (инвестиционных субсидий и т.п.) предприятиям депрессивных регионов.         Наряду с оказанием финансовой помощи, при поддержке депрессивных регионов, должны использоваться организационно-правовые меры. Возможно, в частности, введение особого (более жесткого) режима ликвидации государственных (казенных) предприятий, расположенных на территории депрессивных регионов (например, Госкомоборонпром, при наличии выбора, должен избегать сокращения занятости на предприятиях ВПК, расположенных в депрессивных регионах), приоритет при распределении государственных заказов (особенно оборонных), оказание помощи предприятиям в проведении инвестиционных торгов и организации новых эмиссий акций и т.д.      Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов могут стать: льготные кредиты из централизованных источников или компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков при реализации эффективных проектов и программ; введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест; использование повышенных ставок амортизационных отчислений по активной части основных фондов; страхование за счет федеральных источников коммерческих рисков при осуществлении инвестиционных проектов и др.

 


Информация о работе Депрессивный регион