Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа
Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для этого рассмотрим основные виды франчайзинга.
Задачей в данной курсовой работе является: определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
Не должен остаться без внимания в этой курсовой работе практический раздел ведения франчайзинга на основе договора коммерческой концессии, так как в бизнесе юридический аспект никогда не оставался в стороне, а наоборот является иногда основным рычагом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……4стр
1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………….……5стр
1.1ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ…………………………………...….5стр
1.2КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА………………..7стр
2.ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………...…………..9стр
2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ……………………………………….10стр
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ…..…………………….11стр
2.3 ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ………………………………………....12стр
2.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………13стр
2.5 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ……..……………………14стр
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА.……………15стр
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………….…….15стр
3.1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА…………………….…15стр
3.1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ…………………………..17стр
3.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА…...……………………………..19стр
3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА……………...…………….19стр
3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ………………….……………21стр
4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ………………………….22стр
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ…………..…………………………..23стр
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ………24стр
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА…...….………..25стр
4.4 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ……………………………………………….……………..27стр
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ДОГОВОРА………...………...….28стр
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИ….29стр
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ………29стр
4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ……………………...……………………….29стр
5.ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ…………………………….30стр
5.1 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ…………………………………………….31стр
ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………….…………………………….33стр
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………….34стр
ПРИЛОЖЕНИЯ………………….…………………………………………...35стр
Вместе с тем закон исключает возможность установления договором условий по которым правообладатель получает право определять цену товаров или услуг, реализуемых пользователем (как в виде конкретной цены, так и путем установления ее верхнего или нижнего предела), либо пользователь вправе каким-либо образом ограничивать круг своих потребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либо лицам, имеющим место нахождения или жительства на данной территории).
Договор коммерческой концессии как предпринимательский всегда является возмездным. Правообладатель имеет право на получение вознаграждения от пользователя, которое может быть в форме разовых ("паушальных") или периодических ("роялти") платежей, отчислений (процентов) от выручки на оптовую цену товаров и т. п. (ст. 1030 ГКРФ). Вместе с тем, договор должен содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю. Оно не может устанавливаться в соответствии с правилом п. 3 ст. 424 ГКРФ, а является существенным условием данного договора, которое стороны обязаны согласовать.
Обязанность осуществления регистрации самого договора по общему правилу также лежит на правообладателе, если, однако, иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 1031 ГКРФ). Правообладатель обязан также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых пользователем на основании договора. Эта обязанность установлена в интересах правообладателя, поддерживающего таким образом свою коммерческую репутацию, она может и отсутствовать в конкретном договоре.
Обязанности правообладателя, определенные п. 1 ст. 1031 Кодекса, относятся к сформулированным законом императивно. Условия, указанные в п. 2 ст. 1031 сформулированы диспозитивно, иначе говоря, они могут отсутствовать в договоре, а в некоторых случаях даже составлять обязанность пользователя.
К числу непременных обязанностей пользователя ст. 1032 ГКРФ относит, во-первых, уже указанную обязанность использования объектов исключительных прав лишь строго ограниченными в договоре способами, а также неразглашения содержания конфиденциальной коммерческой информации, полученной от контрагента. Во-вторых, это ряд обязанностей исполнение которых призвано обеспечить соответствие результатов деятельности пользователя аналогичным результатам (товарам, работам или услугам) правообладателя: соответствие качества названных результатов, соблюдение инструкций и указаний правообладателя, в том числе о технологии их получения и даже оформлении коммерческих помещений, используемых для их реализации, оказание заказчикам дополнительных (сопутствующих) услуг, которые обычно предоставляет правообладатель.
4.4. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Договор коммерческой концессии может быть изменен сторонами в течение срока его действия по общим правилам гражданского права (глава 29 ГКРФ). Однако любые изменения этого договора подлежат обязательной государственной регистрации в том же порядке, что и его заключение (ст. 1036ГКРФ). Лишь с момента регистрации изменения приобретают силу для третьих лиц, в том числе для заказчиков пользователя.
Любая из сторон договора коммерческой
концессии имеет право на досрочное
расторжение при условии
При переходе исключительного права, являющегося объектом договора коммерческой концессии, к другому лицу стороной договора становится новый правообладатель (правопреемник предыдущего правообладателя), а сам договор сохраняет силу (п. 1 ст. 1038 ГКРФ).
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Поскольку договор коммерческой
концессии является предпринимательским,
взаимная ответственность сторон за
его нарушение наступает
В коммерческой концессии согласно абз. 1 ст. 1034 ГК РФ правообладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым заказчиками к пользователю в связи с ненадлежащим качеством реализуемых им товаров или услуг. Если же пользователь выступает в роли изготовителя товаров правообладателя, то есть продает покупателям вещи (товары), на которых находятся товарные знаки и другие фирменные обозначения правообладателя, правообладатель отвечает за качество этих товаров солидарно с пользователем (абз. 2 ст. 1034, ст. 322-325 ГК РФ). Эти нормы введены в целях гарантии прав заказчиков и потребителей пользователя.
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Договор франчайзинга подлежит государственной регистрации.
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ
Она осуществляется в налоговом
органе по месту регистрации
Перечень документов, которые нужно представить, включает:
· заявление о регистрации договора франчайзинга, подписанное заявителем;
· документ, подтверждающий полномочия заявителя на совершение действий, связанных с регистрацией договора;
· копию документа, подтверждающего статус каждой из сторон договора в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
· три экземпляра договора (прошитых, с пронумерованными листами, без подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных неоговоренных исправлений);
· два экземпляра описи представленных документов.
4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ,
Если по договору коммерческой
концессии передается право использования
объекта, охраняемого в соответствии
с патентным законодательством (например,
товарный знак, патент на изобретение
и т. п.), договор регистрируется в
Федеральной службе по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным
знакам РФ в соответствии с Приказом
Роспатента от 29 апреля 2003. N 64 "О Правилах
регистрации договоров о
5. ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
В российском франчайзинге мы наблюдаем невыполнение обязанностей как с той, так и с другой стороны. Франчайзинг сам по себе как бизнес-инструмент достаточно интересен. Идея продажи «алгоритма успеха» за проценты изначально представляется привлекательной как для франчайзера так и для франчайзи: первый получает возможность избежать административных издержек, сконцентрировавшись на развитии брэнда, а второй приобретает раскрученный брэнд, и при этом ему не надо тратиться на маркетинг, рекламу и т. д. С одной стороны, франчайзи получает пакет с бизнес-схемами, управленческими решениями и ноу-хау. С другой, пакет этот, добравшись до регионов, часто оказывается существенно урезанным: брэнд нужно раскручивать едва ли не с нуля, не говоря уже о борьбе за поддержание требуемого ассортимента. Вместе с тем прекрасно известно, что любое начинание можно выхолостить, довести до абсурда и даже превратить в противоположность первоначальной идеи. В российском франчайзинге мы наблюдаем невыполнение обязанностей, как с той, так и с другой стороны. С одной стороны, зачастую франчайзеры практически не поддерживают франчайзи. С другой — покупатель франшизы грешит тем, что, сокращая издержки, снижает качество, чем вредит не только брэнду, но и развитию собственного бизнеса. Ведь предпринимательский бизнес, построенный на основе франшизы, предполагает долговременное стратегическое развитие, а не получение сиюминутной выгоды.
В качестве примера можно привести тенденцию снижения доверия к сетевым брэндам АЗС, супермаркетов. Интерес ослабевал как с той, так и с другой стороны. В связи с отсутствием маркетинговой поддержки падал интерес со стороны франчайзи, а франчайзеры были недовольны качеством — вплоть до того, что франшиза отзывалась в связи с плохим качеством бензина. Сегодня стало уже тенденцией, что наиболее сильные игроки на рынке франчайзинговых предложений вводят ограничение на продажи франшиз, так как экономические потери от недоверия покупателей ощутимо больно могут ударить по экономическим показателям компаний.
Трудно сказать является ли ситуация с российским франчайзингом уникальной или это просто болезнь роста через которую проходят развивающиеся рынки. McDonald’s славящийся своей технологией быстрого питания и очень жесткими правилами для персонала, во всем мире работает по франчайзингу, и только в России все рестораны McDonald’s являются дочерними компаниями. В нашей стране практика франчайзинга пока настолько далека от совершенства, что часто безопаснее отказаться от этого удобного способа управления. Тем не менее я надеюсь, что с развитием рынка использование этого инструмента станет более цивилизованным.
5.1 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ
Покупка франшизы — вариант для тех, кто желает инвестировать, но не вполне готов создавать собственный бизнес с нуля. Франчайзинг дает возможность снизить риски банкротства нового предприятия и уменьшить начальные инвестиции. С другой стороны, покупатель франшизы не столь свободен в действиях, как владелец собственного бизнеса. В западных странах франчайзинг рассматривается как лучший вариант продолжения карьеры для людей исполнительных, но не склонных к инициативе — например, в США идеальным франчайзи считается военный в отставке.
В России количество франчайзинговых компаний быстро растет. Среди известных марок, франшизу которых можно купить, — магазины “Копейка”, “Пятерочка”, сети ресторанов “Ростик'с”, “Елки-Палки”, торговые сети Sela, Сarlo Pazolini, “Твое”. Многие франчайзеры оставляют за собой возможность работать в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах, позволяя франчайзи осваивать менее развитые регионы.
В отличие от собственного бизнеса покупка франшизы обычно оставляет гораздо меньше возможностей для быстрого выхода из дела. Поэтому цена ошибки здесь может быть довольно высокой. Вот несколько основных подводных камней, на которые стоит обратить внимание перед заключением сделки. Прежде всего, они касаются юридической стороны вопроса:
1. В договоре неверно
определены передаваемые права.
2. Неправильная терминология.
В договоре могут быть неверно
обозначены (переведены) определения
передаваемых прав. Это иногда
случается с иностранными
3. Франчайзер обещает большую поддержку, чем реально может обеспечить. Например, его производственные мощности отстают от роста сети. В результате вы покупаете франшизу торговой сети, а через какое-то время остаетесь без товара. Западные страны в свое время пережили волну франчайзинговых афер и усовершенствовали законодательство так, чтобы избежать их в будущем. Во многих государствах теперь законы направлены на то, чтобы франчайзи мог узнать положение дел франчайзера перед покупкой. Франчайзеры обязаны, предоставлять структурированные отчеты о том например, сколько франчайзи вышло из бизнеса и по каким причинам, о финансовых показателях сети. Все сделано для того, чтобы защитить франчайзи от покупки кота в мешке. У нас же законодательство пошло другим путем. Оно не обязывает франчайзера доказывать свою мощь и состоятельность.
4. Завышенные выплаты по договору. Они увеличивают операционные затраты франчайзи и вместе с ними срок окупаемости проекта.
5. Кабальные условия выхода
из договора — например, бесплатная
переуступка прав по аренде
помещения и выкуп
Конечно же, существуют и другие опасности. Перед покупкой франшизы вы можете потратить массу времени и усилий на их выяснение либо обратиться к консультантам по франчайзингу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования вышеизложенной информации, указав их научную новизну, практическую значимость и эффективность практического использования свои полученные выводы можно изложить следующим образом:
В данной курсовой работе было проведено исследование франчайзинга в общем и в Российской Федерации в частности. На основе изложенной информации можно судить о том, что роль франчайзинга в экономике любой страны чрезвычайно велика, так как он является самым эффективных каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру.
Информация о работе Франчайзинг, как инновационная форма коммерческой деятельности