Государственное регулирование предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание

В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.
Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1.Государственное регулирование предпринимательства………4
2.Государственная поддержка предпринимательства…………...10
Заключение…………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………….. 14

Работа состоит из  1 файл

ОПД Алексеева.docx

— 28.06 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………….3

1.Государственное регулирование  предпринимательства………4

2.Государственная поддержка  предпринимательства…………...10

Заключение…………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………….. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

       В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.

       Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок.

        Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства.

       Кроме того, сегодня даже в концептуальном плане не решен вопрос о величине допустимого в стране риска для деятельности предпринимательских структур. До настоящего времени сосуществуют две точки зрения: первая состоит в том, что обеспечение своей деятельности - это имманентно присущая предпринимательству черта, а вторая сводится к необходимости регулирования и контроля вопросов предпринимательства государством. Вместе с тем пределы такого вмешательства не имеют достаточного теоретического обоснования.

       Государство  осуществляет   регулирование   всей   совокупности   отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той  мере,  в  какой  это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

        Государственное  регулирование  предпринимательства  осуществляется  в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих  общих принципов    управления    государством,    закрепленных    в    действующем законодательстве: законность, гуманность, целесообразность,  справедливость, сочетание   государственного   регулирования   и   независимости   субъектов предпринимательства, взаимная ответственность  государства  и  хозяйствующих субъектов,  соблюдение  баланса  интересов  государства  и  предпринимателя, ограниченность числа субъектов государственного регулирования.

      1.Государственное регулирование предпринимательства

       Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

       Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

       Создание условий цивилизованного функционирования рынка:

        - определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

        - создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

        - защита интересов и прав потребителей;

        - установление стандартов и мер;

        - предупреждение споров между предпринимателями;

        - стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса.

       Решение макроэкономических проблем:

        - пропорциональность развития экономики;

        - темпы экономического роста;

        - объем национального производства;

        - внешнеэкономические связи страны;

        - уровень занятости и социальная защита населения.

       Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.

        Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.

        К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

        Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

       Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности, предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений, контролем за использованием общенациональных ресурсов, социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

       Функции государственного управления:

       - прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение;

       - информационное обеспечение и контроль за выполнением нормативов и ограничений;

       -материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов;

       Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические.

       К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность.

       Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий.       Морально-политические методы реализуются с помощью средств массой информации.

        В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

       Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

       В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

      - разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

      - повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

      - ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

     - создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

       - обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

       - сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

      - содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

      - обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

     - поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

      Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

       - осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

       - повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

      - поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

      - укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

       - пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

      - использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

       Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

        Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

       Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

        Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

        Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

 

       2. Государственная поддержка предпринимательства

       Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства