Государственное управление развитием малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание

Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ. 6
1.1. Сущность малого предпринимательства. 6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России. 12
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России. 17
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 19
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства. 19
2.2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства. 21
2.3. Направления государственного регулирования малым предпринимательством. 23
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 29
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. 29
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства. 33
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
БИБЛИОГРАФИЯ. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ. Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий. 40

Работа состоит из  1 файл

курсовик, 4 курс.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

              Однако достижение таких результатов еще не означает создание системы предпринимательства, способствующего повышению эффективности управления, росту производительности труда и макроэкономических показателей, снижению социальной напряженности. 

3.3. Основные факторы,  повышающие эффективность  государственного  управления малым бизнесом.

 

        Государственное регулирование  предпринимательской деятельности должно быть основано на четком выделении субъекта предпринимательства. Предпринимательство - это понятие не только экономическое, но и социальное. Предприниматель создает и использует новые социально-хозяйственные связи в своих утилитарных целях. При этом социально-экономические коммуникации могут быть основаны на использовании других людей, манипулировании людьми как средством для достижения утилитарной цели, либо - на вовлечении других в свой модус утилитарности, создании отношений "полезных" не только для предпринимателя, но и для социума. Мифологическое мышление абсолютизирует крайние точки данных социальных ролей. Это приводит к появлению двух основных мифов: мифа о "ненастоящем" или "плохом" предпринимателе, который нарушает законы, не платит налоги и социально вреден, и миф о "настоящем" предпринимателе, который создает рабочие места и эффективные модели управления. Однако именно общество поддерживает доминирующие модели социально-экономических коммуникаций. Общество с развитыми гражданскими институтами, имеющее надежные преграды вовлечению в бизнес политических (силовых) ресурсов, не допустит функционирования экономических структур, если они социально неэффективны.

        Для того чтобы не допустить развитие и закрепление  дисфункциональных моделей предпринимательства, необходимо создать, в первую очередь, условия для:

        - морально-нравственной  легитимации предпринимательства  и частной собственности;

        - согласования формальных и неформальных экономических институтов и механизмов;

        - легитимации частной  собственности и отделения собственности  от власти;

        - создания механизмов  институционализации и эффективного  функционирования сложноструктурных  форм частной собственности (таких, как акционерные общества);

        - создания институтов  корпоративного управления;

        - создания эффективного  института банкротства.

        Именно создание институтов, препятствующих коррупции, обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, разделяющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально-эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

        Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

        Несмотря на наблюдаемый  в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих  малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.

        Между тем ни федеральный  закон "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации", ни программа действий правительства, ни федеральная программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития. Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами. Развитие малого предпринимательства в 2004-2005 гг. в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства.

        Совершенно очевидно, что в современных условиях в  России необходима стройная система  мер государственной поддержки  предпринимательства на всех уровнях  управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических  методах познания и управления.

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

 
  1. Воронцов  В.Г., Никонов Д.А., Оськин Ф.Ф. «Административное  право: учебник для вузов», М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон иправо,2003-507с.
  2. Коршунов Н.М., Эриашвилли Н.Д. «Предпринимательское право», уч. для вузов, 2-е изд. ЮНИТИ ,2000-463 с.
  3. Духон А. Доклад «О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез». М.: Московский Государственный Статистический Университет, 2002, с.7
  4. Ульянова Е.В. «Ученые записки: научно-теоретический журнал», МГСУ, N%2(18), 2000, с.56-68
  5. Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов - М: «Дашков и Ко», 2003. – 356 с.
  6. Бублик В. «Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала», М.: Хозяйство и право, N%9, 2000, с.12-22
  7. Орлова Е. «Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность», Власть, 3, 2003, с.20-25
  8. Шамхалов Ф. «О государственной поддержке предпринимательства в России», Проблемы теории и практики управления, 2,1998,с.94-99
  9. Орлов А. «Перспективы развития малого предпринимательства в России», Вопросы экономики, 7, 2002, с.119-125
  10. Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2002, с.127-139
  11. Буянкина А.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование», М.:ИНФРА-М, 1998, 136 с.
  12. Блинов А.О. «Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности», М.: «Дашков и Ко», 1998, 310 с.
  13. Муравьев А.И., Игнатьев А.М. «Малый бизнес: экономика, организация, финансы», СП б.: Изд. дом «Бизнес-Пресса», 1999, 608с.
  14. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. «Основы развития местного хозяйства» М.: Дело, 2000, 264 с.
  15. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 г., №88-ФЗ
  16. Анимица Е.Г. «Малый бизнес в России» М.:ИНФРА-М, 1998 г., 208с.
  17. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2003-2005 годы. М.,2002

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий.*

Группы  регионов по уровню развития МП  
Регионы
 
Число регионов
Регионы с положительной тенденцией развития МП         Москва, Санкт-Петербург, Камчатская и Магаданская  области  
        4
Регионы, отброшенные дефолтом 1998 г. (с тенденцией роста в секторе МП) Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская области, Республика Дагестан  
        5
Регионы со средним уровнем развития МП (с  тенденцией к снижению динамики развития в нем)         Алтайский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская области, Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская области, Приморский край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край,  Тюменская область, Удмуртская республика, Хабаровский край, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ярославская область  
 
 
        31
 Регионы с изначально низким уровнем развития МП (регионы-аутсайдеры)         Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская обл., Еврейская автономная область, Ивановская обл., КБР, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Псковская обл., Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Саха, Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская обл., Чувашская республика  
 
 
 
        39

Информация о работе Государственное управление развитием малого предпринимательства