Холдинг как обьединение субьектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является изучение правового регулирования холдингов.
В зависимости от поставленной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
– определить правовое регулирование деятельности объединений юридических лиц в Республике Беларусь;
– изучить понятие и правовой статус холдинга;
– выявить порядок образования и прекращения холдингов по законодательству Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

ХОЛДИНГ КУРСАЧ.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

Форму владения собственностью следует выбирать, оценив преимущества и недостатки каждой из них. При выборе нужно учитывать такие факторы, как степень укрупнения капитала, ограничение ответственности, талант предпринимателя, учёт преимуществ налогообложения.

Консорциум - временное объединение, союз компаний, фирм, банков на договорной основе для проведения определенных экономических проектов. Временное соглашение между рядом банков и (или) компаний, фирм для совместного размещения займа.

Консорциум - одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала. Участники консорциум несут солидарную ответственность перед своими заказчиками, подчиняются совместно выбранному руководству.

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ХОЛДИНГА

 

 

 

Анализ зарубежного законодательства и литературы показывает, что в мировой практике под холдингом или холдинговой компанией традиционно понимают особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Этимология слова «холдинг» (от англ. to hold – «держать») объясняет исторические корни этого понятия.

В Беларуси легальное определение «холдинг» впервые было закреплено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 года № 250 «О холдингах, создаваемых в процессе приватизации», которое не получило широкого распространения в правоприменительной деятельности и на сегодняшний день утратило силу [17].

28 декабря 2009 года был принят Указ № 660, что стало новой отправной точкой в вопросах правового регулирования создания и деятельности холдинговых структур в Республике Беларусь.

Согласно Указу № 660 под холдингом понимается объединение коммерческих организаций, в котором одна из коммерческих организаций (управляющая компания) или физическое лицо оказывает влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании владения 25 процентами и более простых акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга либо обладает статусом собственника унитарного предприятия.

Участниками холдинга могут быть только хозяйственные общества или унитарные предприятия.

Опираясь на легальное определение, можно выделить следующие основные черты, определяющие правовой статус холдинга:

1)                      объединение  коммерческих организаций (унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ), не являющееся юридическим лицом;

2)                      наличие управляющей компании либо собственника – физического лица в холдинге, оказывающие влияние на решения, принимаемые иными участниками холдинга;

3)                      возможность оказывать влияние осуществляется на основании владения 25 и более процентами акций (долей в уставных фондах) либо обладания статусом собственника унитарного предприятия.

       Пункт 1 Указа № 660 определяет холдинг как объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором:

1) одна из коммерческих организаций является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:

1.1) владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга либо,

1.2) управления деятельностью дочерних компаний холдинга – унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо,

1.3) по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами;

2) физическое лицо – собственник простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) коммерческих организаций в размерах 25 процентов и более, осуществляет управление (участвует в управлении) этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями [17].

Стоит обратить внимание, что, во-первых, в п. 1.1. Указа № 660 холдинг подразумевает владение управляющей компанией 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) каждой дочерней компании холдинга, во-вторых, управляющей компанией (лицом, управляющим холдингом) может быть юридическое или физическое лицо как резидент, так и нерезидент Республики Беларусь.

При этом не совсем понятно, каким образом владение 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) в дочерних компаниях холдинга даст управляющей компании возможность оказывать влияние на решения, принимаемые дочерними компаниями холдинга. В литературе отмечается необходимость владения для этих целей, как минимум, 51 процентом акций (долей) дочерней компании. Владение же 25 и даже 49 процентами не даст управляющей компании возможности влиять на все решения дочерних компаний холдинга.

Согласно ч. 1 п. 2 Указа № 660 холдинг не является юридическим лицом.

Таким образом, Указ № 660 дает четкое определение холдинга и понятия «возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга)».

Таким образом рассматривая понятие и статус холдингов в правовой системе Республики Беларусь, можно сделать вывод, что проводится отграничение холдингов от схожих правовых концепций, дается обзор видов холдингов, анализируются административные процедуры, связанные с деятельностью холдинга, указываются особенности корпоративных и трудовых отношений в холдинге.

Проанализировав Указ № 660, можно выделить следующие признаки холдинга:

- это объединение коммерческих организаций (участников холдинга), не являющееся юридическим лицом;

- участники холдинга являются хозяйственными обществами либо унитарными предприятиями;

- один из участников холдинга либо физическое лицо имеют возможность осуществлять управление участниками холдинга;

- управление осуществляется в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые участниками холдинга, на основании: владения 25% и более процентами акций (долей в уставных фондах);

- обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия;

- имеется решение управляющей компании или собственника о создании холдинга;

- холдинг зарегистрирован в Министерстве экономики Республики Беларусь и включен в Государственный реестр холдингов.

Указ № 660 не закрепляет обязанность управляющей компании или собственника принять решение о создании и зарегистрировать холдинг при наличии его существенных признаков. Таким образом, законодатель осуществляет формальный подход к понятию холдинга, при котором холдингом является лишь объединение юридических лиц, зарегистрированное в качестве такового.

  

 

 

3 ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ХОЛДИНГОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

После вступления в силу Указа № 660 и внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты процедура образования холдинга условно видится следующей:

1.                       принятие решения об образовании холдинга и подготовка документов для представления в государственные органы;

2.                       получение согласия антимонопольного органа на образование холдинга;

3.                       государственная регистрация холдинга;

4.                        внесение изменений в устав управляющей компании.

Остановимся подробнее на особенностях каждого из приведенных этапов.

1) Принятие решения об образовании холдинга и подготовка документов для представления в государственные органы.

Согласно ч. 1 п. 3 Указа № 660, холдинг создается по решению управляющей компании холдинга либо собственника. Данное решение в дальнейшем представляется вместе с остальными документами в Министерство экономики для государственной регистрации холдинга. Однако следует отметить, что Указ № 660 не отменяет нормы Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и положений уставов хозяйственных обществ-участников холдинга. Поэтому помимо решения управляющей компании холдинга (собственника) требуется решение уполномоченного органа каждого хозяйственного общества-участника холдинга о согласии на участие в нем. Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 35 указанного Закона решение об участии в объединениях юридических лиц относится к компетенции общего собрания участников, если данный вопрос не отнесен уставом хозяйственного общества к компетенции его Совета Директоров (наблюдательного совета).

Таким образом, решение о создании холдинга (участии в холдинге) должно быть принято каждым участником в отдельности, на основании чего аналогичное решение принимается управляющей компанией (собственником) [23].  

2) Получение согласия антимонопольного органа на образование холдинга.

Согласно п. 4 Указа № 660 управляющая компания (собственник) обязана получить согласие антимонопольного органа на создание холдинга в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [4].

Функции антимонопольного органа в Республике Беларусь на сегодняшний день выполняет Департамент ценовой политики Министерства экономики.

Перечень документов, необходимых для представления в Департамент ценовой политики Министерства экономики и получения согласия на создание холдинга установлен п. 3 Перечня административных процедур, осуществляемых Министерством экономики в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней, по итогу которого Департамент ценовой политики Министерства экономики вправе: 

- дать согласие на создание, реорганизацию холдинговых компаний, если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, либо

- принять мотивированное решение об отказе в вынесении решения о согласии на создание, реорганизацию холдинговых компаний, если данные действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.

В случае необходимости срок рассмотрения представленных документов может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней с уведомлением об этом заявителей.

Документ, подтверждающий согласие на создание холдинга, действителен в течение 12 месяцев[22].

3) Государственная регистрация холдинга.

Согласно ч. 1 п. 3 Указа № 660 холдинг считается созданным и приобретает статус холдинга с даты его регистрации, осуществляемой Министерством экономики. Для государственной регистрации холдинга его управляющая компания (собственник или уполномоченное им лицо) представляет в Министерство экономики документы по перечню, установленному п. 5 Указа № 660:

-     заявление о регистрации холдинга;

-     решение о создании холдинга, принятое управляющей компанией холдинга в порядке, определенном ее уставом, или собственником;

-     копии документов, подтверждающих государственную регистрацию коммерческих организаций – участников холдинга, заверенные их руководителями, а для участников холдинга – нерезидентов Республики Беларусь – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения, датированную не позднее одного года до дня подачи заявления о регистрации холдинга, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию этой иностранной организации.

Указанный перечень является исчерпывающим, поэтому представляется, что Министерство экономики не имеет права требовать иные документы.

При подаче документов заявитель предъявляет документы, удостоверяющие его личность, а также документы, подтверждающие его полномочия, если он представляет интересы юридического или физического лица.

Государственная пошлина за государственную регистрацию холдинга не взимается [8].

При принятии документов, представленных для регистрации холдинга, рассматриваются их состав и содержание заявления о регистрации холдинга, однако это не освобождает от ответственности управляющую компанию холдинга (собственника или уполномоченное им лицо) в случае предоставления в Министерство экономики заведомо ложных сведений для регистрации холдинга. В данной ситуации согласно п.8 Указа № 660 создание холдинга признается незаконным по решению суда. При этом в Указе № 660 под заведомо ложными сведениями понимаются не соответствующие действительности сведения (информация), подложные документы о фактах, имеющих существенное значение для регистрации холдинга, и к ним не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр и иные подобные ошибки. В случае если участникам холдинга, создание которого признано незаконным, были предоставлены льготы (преференции) в связи с созданием и (или) деятельностью холдинга, такие участники несут ответственность в соответствии с законодательством.

Информация о работе Холдинг как обьединение субьектов предпринимательства