Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 06:48, реферат
е внимание ее составным элементам – постановка проблемы, поиск поставщиков, анализ поставщиков, договорно-претензионная работ При рассмотрении вопроса организации хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов на предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам – постановка проблемы, поиск поставщиков, анализ поставщиков, договорно-претензионная работа и другие, которые в последние годы приобретают новое содержание. При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов подвергалась детальному госрегулированию и регламентированию.
1. Хозяйственные связи и их роль в организации коммерческой деятельности…………………………………………………………….….3
1.1 Основные объекты хозяйственных связей…………………………...3
1.2 Классификация продукции по характеру использования…………...7
1.3 Основные элементы конкурентоспособности товара………………12
1.4 Оценить целесообразность предоставления услуг в сфере товарного обращения……………………………………………………...………15
1.5 Товародвижение и его роль в передаче права собственности….…19
Список используемой литературы……………………………………….21
18
Содержание
1. Хозяйственные связи и их роль в организации коммерческой деятельности………………………………………………
1.1 Основные объекты хозяйственных связей…………………………...3
1.2 Классификация продукции по характеру использования…………...7
1.3 Основные элементы конкурентоспособности товара………………12
1.4 Оценить целесообразность предоставления услуг в сфере товарного обращения…………………………………………………….
1.5 Товародвижение и его роль в передаче права собственности….…19
Список используемой литературы……………………………………….21
Хозяйственные связи и их роль в организации коммерческой деятельности.
1.1 Основные объекты хозяйственных связей
В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности.
Хозяйственные связи по поставкам продукции – неотъемлемая часть коммерческой деятельности, экономические, организационно-правовые, финансовыми отношениями между сторонами.
Хозяйственные связи – это совокупность организационных, экономических, административно-правовых, финансовых и других взаимоотношений, возникающих между покупателями и продавцами материальных ресурсов.
Хорошо отлаженные хозяйственные связи в системе МТО оказывают непосредственное влияние на эффективность производства и воздействуют на различные показатели деятельности предприятия: объем производства, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и ряд других.
При рассмотрении вопроса организации хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов на предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам – постановка проблемы, поиск поставщиков, анализ поставщиков, договорно-претензионная работа и другие, которые в последние годы приобретают новое содержание. При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов подвергалась детальному госрегулированию и регламентированию. Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров, устранения изменений регламентации, повышения роли хозяйственного договора. В связи с этим, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов.
Хозяйственные связи по закупкам материальных ресурсов являются составным элементом закупочной логистики, цель которой – удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели, однако, зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сформировать следующим образом:
— Выдерживание обоснованных сроков закупки материальных ресурсов;
— Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребности в них;
— Соблюдение требований производства по качеству сырья и материалов.
Успешное решение поставленных задач во многом зависит от правильной организации хозяйственных связей в системе МТО. Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями материальных ресурсов достаточно широкое понятие.
В широком смысле, система хозяйственных связей – важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая «собой совокупность форм, рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции».
Рациональные ХС являются условием динамичного развития экономики, сбалансированности спроса и предложения; способствуют планомерному развитию экономики, своевременной поставке необходимых материальных ресурсов.
Система хозяйственных связей выполняет, в частности, следующие элементы: участие предприятий в разработке своих партнеров планов производства, посредством представленных заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применения экономических санкций; проведении экспертизы поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых возможностей; применение административно-правовых норм и другие взаимоотношения. Хозяйственные связи юридически установлены, когда между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) заключены хозяйственные договоры, что является важнейшим фактором установления хозяйственных связей по поставкам продукции.
При осуществлении хозяйственных связей основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров и выполняющий следующие функции:
— Закрепляет юридические отношения между партнерами;
— Устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;
— предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.
Поскольку законодательство РФ еще не достаточно совершенно, то грамотное и точное составление договора снижает коммерческий риск.
Говоря о закупках, материальных ресурсов, как и составной части хозяйственных связей, следует сказать, что закупные работы являются одной из основных функций коммерческой деятельности предприятия. На смену централизованной системе управления экономикой, пришла эпоха свободных рыночных отношений, характеризующихся:
— свободой выбора партнера по закупке материальных ресурсов;
— множественностью источников закупки;
— равноправием партнеров;
— возросшей ролью договоров;
— свободой ценообразования;
— конкуренцией поставщиков и покупателей;
— предприимчивость коммерсанта по закупкам;
— экономической ответственностью сторон.
Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам материальных ресурсов, предприятия должны систематически заниматься выявлением источников закупки, рационализацией сформированных и установлением новых хозяйственных связей.
Хозяйственные связи классифицируются по различным признакам. Так, по отраслевому приказу, хозяйственные связи бывают:
— межотраслевые;
— внутриотраслевые.
По территориальному приказу хозяйственные связи делятся на:
— межрайонные (межреспубликанские);
— внутрирайонные (внутриреспубликанские).
На основе хозяйственных связей по поставкам продукции формируются: межотраслевые, внутриотраслевые, межрайонные и внутрирайонные материальные потоки.
Большое значение имеет продолжительность функционирования хозяйственных связей. В зависимости от стабильности взаимоотношений по поставкам материальных ресурсов между конкретными поставщиком и покупателем хозяйственные связи подразделяются на:
— краткосрочные (как правило, до года);
— длительные (более года).
Краткосрочные хозяйственные связи постоянно изменяются, заключение хозяйственного договора по таким связям носит вероятностный характер.
Длительные хозяйственные связи предполагают поставки продукции одному и тому же покупателю, одним и тем же поставщикам. Длительные хозяйственные связи осуществляются, как правило в течение нескольких лет.
Важнейшим направлением повышения эффективности производства является высокая степень согласованности в деятельности предприятий – изготовителей и предприятий – получателей продукции на основе ассортимента, сроков и партий поставок в максимальной мере приближенных к условиям потребления.
1.2 Классификация продукции по характеру использования
В товароведении используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.
Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.
В практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.
Продовольственные товары
Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, винно-водочные, безалкогольные напитки, молочно-масляные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.
В торговой сети продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.
Непродовольственные товары
Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: хозяйственные и галантерейные товары (текстильная, кожаная, металлическая галантерея); бытовые химические товары (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.); стеклянные товары (посуда, листовое стекло, ламповые товары); керамические товары (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.); электротовары и бытовая техника (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия); швейные товары (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия и др.); обувные товары (кожаная, резиновая и валяная обувь); меховые товары (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; бумага и изделия из нее, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары.
Учебная классификация
Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.
Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.
В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.
Продовольственные товары
Все продовольственные товары по учебной классификации объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.
В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.
Непродовольственные товары
В соответствии с учебной классификацией все непродовольственные товары разделены на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии; металлические товары; силикатные товары; древесно-мебельные товары; электротовары; текстильные товары; швейно-трикотажные товары; кожевенно-обувные товары; пушно-меховые товары; парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары; электронные товары; игрушки, печатная продукция и пр.
Экономико-статистическая классификация
Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.
Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме:
Код КЧ Наименование
815320 3 Шнуры плетеные специальные
В ОКП предусмотрена 5-ступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй — подклассы (XX ХООО), на третьей — группы (XX ХХОО), на четвертой — подгруппы (XX ХХХО) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ).
Коды 2 — 5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.
Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.
Стандартная классификация
В товароведении возможно использование стандартной классификации, представленной в государственных и отраслевых стандартах.
Стандартная классификация используется для определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров и т. п.
Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).
Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, — отраслевой и назначение. Классификация по признаку назначения зафиксирована в государственных стандартах четвертой системы, получившей название системы показателей качества. Например, трикотажные товары в соответствии с этой системой классификации делятся на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.
Внешнеэкономическая классификация
Внешнеэкономическая классификация стала применяться в России сравнительно недавно. Эта классификация разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она нашла свое отражение в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и служит основой для регулирования внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая классификация согласована с международными организациями и систематизирует все товары, которые являются предметом международной торговли.
Правильное определение положения товара в ТН ВЭД СНГ имеет решающее значение для анализа деятельности фирм и предприятий, регулирования производства и торговли, количественной и качественной оценки товаров, страхования, определения ставок таможенных пошлин и иных платежей, разработки режима экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа, для сопоставления цен на товары.
В ТН ВЭД СНГ кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в системе кодирования ГС. Те же шесть разрядов, плюс седьмой и восьмой, формируют код товара по КН ЕЭС. Девятый и десятый разряды предназначены для детализации тех или иных товарных позиций с учетом интересов России и других членов содружества. Пока десятый разряд имеет нулевой код.
Существенный недостаток внешнеэкономической системы классификации — сложность в использовании: для определения положения товара и его кода необходимы специальные знания.
1.3 Основные элементы конкурентоспособности товара
Конкуренция и конкурентоспособность являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи и взаимодействия между производителями товаров и услуг, между производителями и потребителями.
Без конкуренции или при нечестной, недобросовестной конкуренции не существует даже теоретическая возможность защиты интересов потребителей.
Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от
товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя.
Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.
Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности потребительских, экономических и организационных показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.
Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).
Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и фикциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством
Некоторые специалисты разграничивают составляющие конкурентоспособности на условно «жесткие», которые легко поддаются измерению (например, уровень качества, цена), и условно «мягкие», которые связаны с особенностями восприятия товара покупателем и не всегда легко измеримы (например, имидж товара).
Экономические параметры характеризуют затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его эксплуатации (потребления). К экономическим параметрам относятся: цена изделия (С1), расходы на транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), налоги (С7), страховые взносы (С8), и т.д.
Цена потребление (С) – объем средств, необходимых потребителю в течение всего срока службы товара:
С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + … + Сm = SC j gj, (1)
где С1 – экономические параметры;
gj – вес конкретного экономического параметра (рейтинг параметра).
К организационным параметрам относятся: система скидок, условия сбыта, качество обслуживания, гарантии и т.д.
Основными принципами оценки конкурентоспособности товара являются:
·принцип интегральности, обеспечивающий углубление и конкретизацию связей между факторами конкурентоспособности;
·принцип комплексности, предполагающий выявление различных составляющих конкурентоспособности товара и факторов, оказывающих на нее влияние;
·принцип диалектичности, подразумевающий рассмотрение совокупности факторов в развитии.
На основе этих принципов сформулируем методические положения оценки конкурентоспособности товара, то есть совокупность утверждений (правил), с помощью которых производится построение методики.
Методическая база должна строиться в соответствии с сущностью товара как продукта, предназначенного для продажи и последующего потребления. Для потребителя ценен не товар как таковой, а те блага, которые он получает при его использовании. Поэтому при определении конкурентоспособности товара оценивается то, насколько лучше/хуже он удовлетворяет запросы пользователей по сравнению с товарами-конкурентами, а при обследовании факторов — насколько они способствуют или препятствуют достижению конкурентоспособности товара.
1.4 Оценить целесообразность предоставления услуг в сфере товарного обращения
Существует большое разнообразие торговых посредников: агенты, дилеры, дистрибьюторы, коммивояжеры. В соответствии с этим весьма разнообразны виды посреднических фирм и организаций. К ним можно отнести снабженческо-сбытовые, оптово-посреднические, розничные фирмы и предприятия, розничные и оптовые магазины, коммерческие центры, торговые дома, агентские фирмы. Классификацию посреднических фирм, организаций, предприятий можно продолжить по признаку целевых функций и характеру деятельности на рынке, исходя из этого, можно выделить посредничество в товародвижении, распределении товаров, установлении хозяйственных связей и заключении контрактов.
Рассмотрим роль и смысл создания оптовых посредников.
Оптово-торговые фирмы обычно закупают товары крупными партиями у производителей, а затем перепродают их промышленным предприятиям или в сферу обслуживания (ресторанам, магазинам). Таким образом, оптовый торговец выступает в роли посредника. Достаточно часто возникает вопрос, о том для чего нужно это промежуточное звено в обороте товаров?
Операции технического и финансового характера, которые осуществляет оптовый торговец, закупая, складируя и сбывая товары, являются совершенно необходимыми. Оптовый торговец закупает товары в больших количествах, устраняя тем самым неудобства, которые проистекают из территориальной разбросанности предприятий, производящих ту или иную продукцию. Он производит заготовки сельскохозяйственной продукции, поступающей от многочисленных производителей, или же обращается к промышленным предприятиям, чтобы получить от них разнообразные материалы и изделия. Действуя таким образом, оптовый торговец, с одной стороны, помогает производителям регулировать сбыт продукции, ускоряя оплату стоимости товара, а с другой – оказывает важную услугу розничным торговцам, избавляя их от затруднений, связанных с созданием товарных запасов; от необходимости делать значительные капиталовложения и обладать знаниями, относящимися к качеству продуктов, выбору поставщиков и функционированию рынка внутри страны и за рубежом.
Промышленные предприятия стремятся воспользоваться преимуществами массового и крупносерийного производства с тем, чтобы производить и сбывать большие объемы продукции, в то время как розничные торговцы и мелкие потребители предпочитают закупать лишь небольшие партии товаров, которые легко могут найти сбыт или обеспечат относительную экономичность. Именно в таких ситуациях в дело «включается» оптовый торговец, который может примирить эти противоположные устремления. «Оптовик» закупает товары в больших количествах, дробит крупную партию товара на мелкие и перепродает его мелким потребителям и розничным торговцам. По этой причине ему приходится создавать значительные по величине товарные запасы.
Оптовый торговец поставляет розничным торговцам и мелким продавцам товары в том виде, который отвечает их запросам. Это значит, что он должен производить дробление товаров на удобные для клиентов партии, формировать ассортимент и обеспечивать доставку продукции в удобное время. Товары отпускаются со склада довольно мелкими партиями в соответствии с возможностями сбыта потребителям в весьма сжатые сроки, что облегчает финансовое положение клиентов. Розничный торговец запрашивает очень разнообразный набор товаров, который может насчитывать несколько тысяч наименований.
Деятельность оптовика облегчает и делает менее обременительной транспортировку продукции. Количество отправок товаров и связанных с этим операций уменьшается при прохождении товаров через оптовый склад.
Существует ряд функций оптовой торговли, выполнение которых всегда необходимо. В зависимости от обстоятельств, они выполняются специализированными оптовыми предприятиями, самими производителями продукции или предприятиями розничной торговли, которые в таком случае объединяют усилия в режиме вертикальной или горизонтальной рыночной интеграции, т.е. вступают в формальные партнерские объединения или действуют на основе договоров.
Оптовые торговцы обычно участвуют в распространении сельскохозяйственной продукции, причем часто их участие распадается на два последовательных этапа: сначала оптовые закупщики заготовляют продукцию, производимую многочисленными хозяйствами, и отправляют ее в города, являющиеся центрами потребления. Затем на оптовых рынках (ярмарках, аукционах) другие оптовики закупают эту продукцию, чтобы обслужить розничных торговцев своего района. Во Франции, например, почти все сделки на овощном и фруктовом рынках осуществляются по такой схеме распределения. В конечном счете, такая организация торговли обеспечивает снижение розничных цен на продукты питания и все большее место в товарообороте занимают крупные интегрированные (оптово-розничные) предприятия.
Важной функцией предприятий оптовой торговли, называемых анклавами (или посредниками между предприятиями), является информирование потребителей о технических характеристиках продукции и оборудования. Эти торговые предприятия продают производителям – сельскохозяйственным или промышленным предприятиям – сырье, полуфабрикаты (производимые в металлургической, химической и других отраслях промышленности) или оборудование. Подобные торговые фирмы-анклавы составляют во Франции одну треть всех предприятий оптовой торговли и, начиная с 1974 г. наблюдается их значительный рост.
Потребность в услугах оптовиков в непродовольственном секторе возникает из-за «распыленности» спроса со стороны розничных торговцев, нуждающихся в мелких партиях разнообразных товаров. Отсюда основными функциями оптовика являются складирование и формирование ассортимента (галантерейных, москательных, скобяных, аптечных и других товаров). Производители готовой одежды и обуви предпочитают иметь дело непосредственно с розничными торговцами (действуя через своих представителей), так как в этой области велико влияние моды. Однако и здесь оптовики по-прежнему играют определенную роль, занимаясь снабжением мелких предприятий розничной торговли.
Таким образом, предприятия оптовой торговли являются существенным элементом системы торговли. Выживание оптовой торговли обусловлено активным выполнением присущих ей функций, внедрением в розничную торговлю, реализацией функций торговых посредников, которые устанавливают связь между различными потенциальными продавцами и покупателями.
Посредник в сфере оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения может выполнять следующие функции.
1. Сбыт и стимулирование продвижения товара
2. Осуществление закупок и формирование товарного ассортимента для
3. Дробление крупных партий товаров на более мелкие
4. Складирование
5. Транспортировка (доставка) грузов с магистрального транспорта
6. Финансовое участие в расчетах по купле-продаже, ответственное хранение товарных партий и принятие риска собственника товара
7. Предоставление коммерческой информации и консультирование
Посреднические предприятия, торгующие в сфере оптовой торговли товарами производственно-технического назначения, в зависимости от характера выполняемых функций принято подразделять на несколько групп:
независимые оптовые посредники (дистрибьюторы);
организации агентов и брокеров;
оптовые филиалы промышленных предприятий.
1.5 Товародвижение и его роль в передаче права собственности
Товародвижение осуществляется через: прямые каналы: производитель - потребитель; и косвенные: производитель - посредник - потребитель.
Форма товародвижения - организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления. Складская форма товародвижения - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников. Транзитная форма товародвижения - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.
Цели товародвижения - это доставка нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. Цель противоречива. Поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречная система транспортировки и многочисленность складов приводит к росту издержек. Звенность товародвижения - количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производ. к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.
Товародвижение - перемещение товаров в экономическом и географическим пространстве: передача прав собственности на товар от одного владельца к другому и транспортировка товара от места его создания или места хранения к месту конечного потребления.
Продажа товара производителем (сбыт) начинается с его отпуска со склада (отгрузка). Рассмотрим обе формы товародвижения на схеме (рис.1).
Рис.1. Схема товародвижения
Условия перехода права собственности на товар:
Согласно пункту 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ, право собственности на товар переходит в момент его передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В свою очередь, передачей товара признается его вручение покупателю или сдача перевозчику для отправки покупателю. Причем передачей товара признают и сдачу его в организацию связи для пересылки покупателю (ст. 224 Гражданского кодекса РФ).
Законодательство не запрещает сторонам самостоятельно устанавливать в договоре вариант перехода права собственности на товар и предусмотреть наиболее удобный и подходящий для них момент перехода этого права. Право собственности может перейти к покупателю в момент полной оплаты товара, после внесения частичной оплаты, размер которой дополнительно оговаривается в договоре, или непосредственно в момент поступления продукции на склад покупателя. Однако стороны должны обязательно это указать в договоре.
Список используемой литературы
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр
экономики и маркетинга, 2002. с. 356 -356 - ISBN:5-94723-644-3
2. Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред. Л. И. Евенко. Пер.с
англ. - М.: Экономика, 1999. с. 288-311 - ISBN: 966-521-263-X
3. Аванесов А.Ю., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке
товаров и услуг: учебник для высших учебных заведений - М.: ТОО "Люкс-
Арт", 1995, 176 стр.
4. Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности
отечественной продукции /И.Б. Гуркова,Н.Л.Титова // Маркетинг. — 1997.
— № 1. - с. 20—31.
5. Герасимов Б. И., Мозгов Н.Н. Маркетинговые исследования рынка:
учебное пособие – М.: Форум, 2009 – с. 236 - 242 - ISBN: 978-5-91-203-6.
6. Кочетов В. Методы оценки конкурентоспособности продукции и
производства//Стандарты и качество. - 2006, № 6. - с. 62 - 64
7. Котлер Ф. Основы маркетинга /Пер.с англ. - М.: Прогресс, 2001, -- с.
345— 376 - ISBN: 394-0932-73-5
8. Маслова Т.Д., Божук С. Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник. – СПб.:
Питер, 2005. - с.400 - 421- ISBN: 5-2458-394-3
9. Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г. Е. Конкурентоспособность товаров: теория,
оценка//Методы менеджмента качества. - 2005, № 9. - с. 30 - 33
10. Максимов Ю.А., Папков В. И., Сабодаш В. Н. СМК как средство
повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия.
11. Назаренко В. Оценка конкурентоспособности как основа
планирования//Стандарты и качество. - 2006, № 8. - с. 72 – 77
12. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. - Екатеринбург:
Издательство УрГЭУ, 1995, стр.168
13. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на
рынке./Р.Б.Ноздрева, Л.И.Цыгичко — М.: Финансы и статистика, 1991, - с.
304 - ISBN: 5-08001-003-9
14. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: учебник
для вузов - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, 324 стр
15. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: ИВЦ
«Маркетинг», 2006.
16. Справочник предпринимателя М.: Наука 1996 – 592с.
17. Сафронов Н.А. Экономика предприятия [Электронный ресурс]:
chibl/lib/study/
18. Торговое дело: экономика и организация: Учебник под общей редакцией
проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько - М.: Инфра - М, 1997, 256 стр.
19. Федцов В.Т. «Предпринимательство» учебник для ВУЗов, М.: 2002
http://www.ecotalk.ru/phorum/
http://www.lenenergo.ru/
http://www.aup.ru/books/m164/
Информация о работе Хозяйственные связи и их роль в организации коммерческой деятельности