Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:41, реферат
Железнодорожный транспорт в России, как и в других европейских странах, зародился на горнодобывающих и металлургических предприятиях. Одна из первых в России чугунных дорог была проложена в конце 80-х годов XVIII века на казенном Александровском пушечном заводе в Петразаводске.
Железнодорожное предпринимательство оставило глубокий след в истории России. Построенные во многом благодаря усилиям предпринимателей во второй половине XIX - начале XX века дороги до сих пор продолжают служить основой функционирующей железнодорожной сети.
Одним
из символов эпохи российского грюндерства
стал выходец из крестьян П.И. Губонин.
В его библиографии рельефно воплотились
черты, свойственные удачливым представителям
железнодорожного бизнеса. Опыт подрядных
работ он получил еще в 1848 году во время
прокладки Московско-Брестского шоссе.
Но поистине звездными для него стали
60 – 70 годы XIX века. В условиях резкого
оживления частной инициативы и взлета
железнодорожного дела как нельзя более
кстати пришлись богатые строительные
и организаторские навыки Губонина. В
конце 60-х годов он получает подряды на
строительство Московско-Курской, Грязе-Царицынских
и Балтийской железной дороги.
Глава 2.
Железнодорожное строительство XIX века
(строительство отдельных
2.1 История Восточно-Сибирской железной дороги
Восточно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. В настоящее время магистраль проходит по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии и Хабаровского края и граничит с Красноярской и Забайкальской железными дорогами.
В 1857 г.
генерал-губернатор Восточной Сибири
Н.Н. Муравьев-Амурский поставил вопрос
о строительстве железной дороги
на Сибирских окраинах России. Он поручил
инженеру Д. Романову провести изыскания
и составить проект сооружения дороги.
В 50-70 гг. XIX века русские специалисты
разработали ряд проектов строительства
железнодорожной магистрали, но все
они не нашли поддержки у
Первоначально
вся магистраль была одноколейной и
рассчитанной на три пары поездов
в сутки. Но уже во время русско-японской
войны значительно вырос
Так было
положено начало новой эпохи в
жизни сибиряков: суровый край начал
постепенно меняться, превращаясь из
сибирской глуши в
2.2 История Горьковской железной дороги
Благодаря всемирно известной ярмарке, Нижний Новгород стал "карманом России". Каждый год сюда съезжались купцы со всего мира. А. С. Пушкин в 1836 г. писал: "Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород была бы еще нужнее дороги из Москвы в Петербург - и мое мнение было бы: с нее и начинать".Эту идею в 1836 г. поддержал М. С. Волков - один из прогрессивных деятелей того времени - в своей статье о пользе железных дорог в России.
10 мая
1847 г. императорским указом было
одобрено строительство дороги
от Москвы до Нижнего
Первые
проекты строительства
Началось
все со строительства линии Москва
- Коломна. Строительство линии
Весной
1863 г. началось строительство участка
от Коломны до Рязани, протяженностью
в 80 верст. Концессию получило общество
Московско-Рязанской железной дороги,
во главе которого был П.Г. фон
Дервиз, бывший чиновник Комитета железных
дорог. 27 августа 1864 г. началось движение
поездов от Коломны до Рязани. В 1890
г. в результате переговоров с
правительством общество приняло на
себя обязательства по сооружению дороги
Москва - Казань, а также ветки
от Коломны до Озер по левому берегу
Оки. Теперь оно стало называться
обществом Московско-Казанской
В 1897 г., после ввода в эксплуатацию Московско-Казанской дороги, появился проект сооружения линии от Нижнего Новгорода через города Арзамас и Лукоянов до Ромоданово. Линия должна была пролегать по Нижегородскому, Арзамасскому и Лукояновскому уездам. Сооружение линии началось в апреле 1900 г. Руководил работами на участке Арзамас-Ромоданово инженер Г.М.Буганов. Но строительство шло медленно, сроки сдачи железнодорожного полотна неоднократно срывались. В конце декабря 1901 г. было открыто товарно-пассажирское движение по линии, но скорость движения поездов не превышала 10 верст в час.
2.3 История Дальневосточной железной дороги
Дальневосточная железная дорога строилась как часть Транссиба, свое первое название - Уссурийская - она получила от реки Уссури. Торжества по случаю укладки первого рельса Уссурийской железной дороги состоялись 19 мая 1891 г. во Владивостоке. В 1890 г.
Приамурский генерал-губернатор А.Н. Корф направил в Петербург прошение о скорейшем сооружении рельсового пути от Владивостока до Амура. В феврале 1891 г. Александр III утвердил решение о строительстве Южно-Уссурийской дороги Владивосток - Никольское (г. Уссурийск) - Спасское (г. Спасск-Дальний) - станция Графская (г. Дальнеречинск). В 1891 г. во Владивостоке был совершен торжественный молебен по случаю закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Завершили церемонию артиллерийским салютом всех стоящих на рейде судов и крепостных пушек.
Сооружение трассы в первый период возглавил А.И. Урсати, который не сумел сработаться с местной администрацией. В 1892 г он был освобожден от руководства, а начальником строительства был назначен инженер О. П. Вяземский - опытный специалист, работавший на изысканиях и сооружении железных дорог более 30 лет во многих районах России.
Наиболее
острой и трудноразрешимой была проблема
обеспечения строительства
2.4 История Западно-Сибирской железной дороги
Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Официальной датой принятия правительственного решения о необходимости строительства Транссиба является 6 июня 1887 г. Сооружение магистрали способствовало быстрому развитию некогда отсталых районов Сибири и Дальнего Востока.
В 1887 г. были отправлены три экспедиции для исследования будущей трассы под руководством выдающихся инженеров Н.Н. Меженинова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати. Через несколько лет, в мае 1893 года, образовался комитет по сооружению Сибирской железной дороги.
В сентябре 1892 года было закончено сооружение линии Златоуст-Челябинск. Освободились рабочие руки, и появилась возможность строить дорогу далее на Восток, используя труд опытных специалистов
2.5 История Красноярской железной дороги
Красноярская железная дорога пролегает на юге Красноярского края и является основной транзитной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком.
Красноярская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали, с сооружением которой в конце XIX - начале XX вв. появились новые возможности для развития Сибири. Транссиб в начале XX века состоял из восьми дорог: Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Амурской, Северо-Уссурийской, Южно-Уссурийской и Китайско-Восточной. Основная линия Красноярской железной дороги Мариинск - Тайшет строилась как часть Средне-Сибирской магистрали.
В феврале 1893 г. Комитет Сибирской железной дороги утвердил направление трассы Средне-Сибирской дороги от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск и Ниждеудинск до Иркутска. В марте 1893 г. было организовано Управление строительства Средне-Сибирской дороги во главе с инженером Н.П.Межениновым, который в 1877 - 1878 гг. руководил изыскательскими работами на участке Томск - Тайга - Иркутск.
Линия Обь - Красноярск была введена в строй в январе 1897 г, а Красноярск - Иркутск в январе 1899 г. Поскольку не удалось соорудить все мосты в срок, в течение первых лет эксплуатации дороги через некоторые небольшие реки осуществлялась паромная переправа, а зимой рельсы прокладывали по льду. Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной с пропускной способностью три пары поездов в сутки.
17 декабря 1899 г. Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги были объединены в Сибирскую железную дорогу.
2.6 История Московской железной дороги
От Москвы в начале 60-х годов XIX века шло около 50 грунтовых и шоссейных дорог, большинство из которых в дождливую погоду приходили в негодность. Географическое положение Москвы и ее экономические связи с другими регионами определили пересечение в ней первых железнодорожных путей. Выделяется два периода подъема железнодорожного строительства в России в XIX в. Первый относится к концу 60-х - началу 70-х гг., второй к середине 90-х гг. Именно в это время были построены основные линии, вошедшие впоследствии в Московскую железную дорогу: Московско-Нижегородская, Московско-Рязанская, Московско-Курская, Московско-Ярославская, Московско-Брестская.
Ввод в эксплуатацию Московско-Нижегородской железной дороги явился большим событием в экономической жизни страны. Эта линия стала первой железной дорогой, соединившей европейскую часть России с ее восточными районами. Движение поездов по участку от Москвы до Владимира было открыто 14 июня 1861 года. Второй участок - Владимир-Нижний Новгород был закончен 1 августа 1862 г. - к открытию нижегородской ярмарки.
В 1894 г.
Московско-Нижегородская - вместе с
другими железными дорогами Главного
общества российских железных дорог -
была выкуплена и стала
Идея построить железную дорогу от Москвы до Коломны была выдвинута строителем Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнером еще в 1841 г. В Московской губернии в 1860 году насчитывалось 1636 фабрик и заводов, среди них самые крупные: Гужона, Гоппера, братьев Бромлей, текстильные мануфактуры Цинделя, Прохорова. Сырье для большинства из этих предприятий везли из провинции. Но из-за затрат на дорогу доставка оказывалась невыгодной. Кроме того, ее сроки были слишком велики, например, из Коломны грузы шли 5-6 дней.К 1 июня 1861 г. строительство участка Москва - Коломна было закончено и представлено к освидетельствованию государственной комиссией, которую возглавил генерал-майор Н. И. Липин. В ходе проверки выяснилось, что состояние дороги не позволяет открыть ее для пропуска поездов. Только к 20 июля 1862 г. все работы были закончены и дорога официально открыта для постоянного движения двух пассажирско-товарных поездов.
Весной 1863 г. началось строительство участка от Коломны до Рязани, протяженностью в 80 верст. 8 июля 1865 г. вышло высочайшее повеление Александра II о строительстве дороги Москва-Курск на государственные средства. . В 1866 г. был открыт для пассажирского движения участок Мысовая - Серпухов. В 1867 г. участок Серпухов - Тула ввели в эксплуатацию для движения товарных поездов, в 1868 г. поезда уже могли ходить от Тулы до Курска. А 17 сентября 1868 года участок Москва - Курск был полностью готов и мог осуществлять пассажирские и товарные перевозки. В 1869 - 1870 гг. была проложена вторая колея на участке от Москвы до Сергиево. В 1887 г. второй путь был проложен от Сергиево до Скуратова. 19 сентября 1870 г. произошло торжественное открытие дороги, и первый поезд вышел из Смоленска в Москву. В 1870 - 1871 гг. была построена линия Смоленск - Брест общей протяженностью 627 верст.
2.7 История Приволжской железной дороги
В середине
века в правительственных кругах
рассматривался вопрос о соединении
Москвы с волжскими губерниями. В
1856 г. для выполнения этой задачи было
образовано Общество Московско-Саратовской
железной дороги. Учредители общества
приняли на себя обязательства построить
линию между Москвой и
Информация о работе История предпринимательства железных дорог